"Ошибка ФРС приведет к краху США"

ФРС США объявила об окончании программы количественного смягчения, которая по сути действовала почти семь лет с некоторыми перерывами. Такая политика привела к новой проблеме – избыточному резерву, с которым регулятору теперь надо аккуратно разобраться. Ошибка ФРС может привести к экономическому хаосу в стране.

Федеральная резервная система США завершает с ноября программу количественного смягчения (QE3). Это ожидаемое, но все же историческое событие. Изначально общий объем третьей программы QE составлял 85 млрд долларов в месяц. На эти деньги, созданные фактически из воздуха, ФРС каждый месяц покупала казначейские (Treasuries) и ипотечные облигации. С декабря 2013 года на каждом заседании регулятор сокращал объем закупок на 10 млрд долларов, придя к 15 млрд долларов. С ноября покупки облигаций Казначейства США и ипотечных бумаг будут сведены до нуля.

При этом ФРС сохранила базовую процентную ставку на уровне 0–0,25%, тем самым сохранив монетарное стимулирование. Между тем никто не даст гарантии, что ФРС вновь не вернется к программе количественного смягчения, как это было каждый раз по окончании QE1 и QE2.

«Я думаю, что ФРС не будет в обозримом будущем снова приступать к покупкам облигаций. Рынки гособлигаций и ипотечного кредитования в целом стабилизировались и вряд ли нуждаются в поддержке», – говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Однако, если макроэкономические показатели американской экономики снова упадут, то ФРС, скорее всего, вернется к дополнительному стимулированию.

Фактически программа QE действовала с 2009 года, просто с небольшими перерывами. Сначала была первая, потом вторая и в сентябре 2012 года еще при Бене Бернанке была запущена третья программа количественного смягчения, закрытие которой и было объявлено.

Зачем нужна была программа количественного смягчения? С помощью ее ФРС снижала долгосрочные процентные ставки, что должно было стимулировать кредитование и, соответственно, экономический рост. США с 1981 года строят свою экономику на кредитном стимулировании спроса благодаря снижению учетной ставки. Но когда ставка стала равна нулю в декабре 2008 года, стало понятно, что снижать ее уже некуда. Поэтому было решено пойти на эмиссию – программу количественного смягчения.

 Но, в конце концов, и она исчерпала свои возможности по стимулированию кредитного спроса.

Банки получали деньги, но росту кредитования реального сектора это не способствовало. Хотя средняя ставка по ипотеке на 30 лет с фиксированным процентом составляет 3,9% (исторический минимум – 3,3%). США пытались подтолкнуть реальный сектор с других боков – то стимулировали рост цен на недвижимость, то снижали цены на энергоносители. Эффект был, но краткосрочный.

Бомба замедленного действия

Сейчас перед регулятором встала другая серьезная проблема. Баланс ФРС раздулся до 4,5 трлн долларов, тогда как до кризиса был всего 800 млрд долларов. Погрузятся ли США в рецессию и как быстро, будет зависеть от того, насколько тонко и аккуратно регулятор сможет избавиться от избыточных резервов, которые составляют, по оценке экономистов, примерно 2,7 трлн долларов. «Бернанке и Йеллен (Джанет, его преемница с февраля 2014 года) создали монетарную бомбу замедленного действия, которой нельзя позволить взорваться быстро. Если это произойдет, экономика наводнится деньгами, что приведет к стремительной инфляции и экономическому хаосу», – предупреждает в Huffington Post профессор общественной политики Техасского университета в Остине Роберт Ауэрбах. По его оценке, текущие избыточные резервы составляют 83% от той денежной базы (3,2 трлн долларов), которую Бернанке и Йеллен сотворили с августа 2008 года.

При этом ФРС уже один раз оступилась, не сумев предвидеть финансовый кризис 2008–2009 годов, поэтому есть риски, что и на этот раз не сможет выпутаться из затруднительного положения. Основной вопрос сейчас – насколько быстро ФРС приступит к повышению ставки. Сейчас ожидается, что это произойдет в середине 2015 года. Но в связи с падением цен на нефть и энергию это может наступить позже.

Так как глава ФРС Джаннет Йеллен – приверженец мягкой монетарной политики, то можно ожидать от ФРС плавной политики. Однако затягивать продажу облигаций тоже опасно. «Рынок нуждается в саморегулировании, и чем дольше внутренние проблемы прикрываются государством, тем сильнее будет спад после прекращения поддержки», – предупреждает Курамшин. По его мнению, продолжение выкупа облигаций, как и затягивание стимулирования экономики, может привести к реальному перегреву экономики и более значительному кризису впоследствии.