Не оправдал доверия

По статье» кубанских чиновников будут увольнять только в показательных случаях

В Краснодарском крае заработал закон об увольнении госслужащих «в связи с утратой доверия». На рассмотрение кубанского Законодательного собрания законопроект был внесен еще летом краевым прокурором Леонидом Коржинеком. Региональные эксперты, прокомментировавшие новый механизм расставания с нерадивыми чиновниками, считают: при отсутствии реальной политической конкуренции эта поправка является просто данью федеральным изменениям. Как и раньше, главы муниципалитетов будут покидать свои места без скандалов.

«По статье уволили»

Формулировка «в связи с утратой доверия» есть в федеральном законе «О противодействии коррупции». Но, отметил федеральный законодатель, на местах процедуру увольнения должны регулировать собственные правовые акты.

«Любой закон исполняется только при соблюдении следующих основных компонентов: политической воли, условий для реализации закона и контроля над его исполнением. Насколько мне известно, и политическая воля, и условия для его реализации есть. Каким будет контроль – время покажет», – пояснил «Кавказской политике» председатель комитета по вопросам местного самоуправления Законодательного собрания Краснодарского края Николай Петропавловский («Единая Россия»).

В качестве примера он привел законодательство о местном самоуправлении – все региональные законы написаны в рамках федерального, но по факту они значительно отличаются и по содержанию, и по их воплощению.

До появления увольнений «в связи с утратой доверия» распрощаться с неподходящим чиновником губернатор мог только в двух случаях – при реальном или вынужденном собственном желании госслужащего, например, в связи с болезнью или новым местом работы, и по решению суда.

«В советское время была такая формулировка – «по статье уволили». Люди панически боялись получить подобную запись. Думаю, здесь будет то же самое. Все прекрасно понимают, что в половине случаев увольнений из-за «болезни» причина крылась вовсе не в медицинской карточке. Теперь скрывать ее не придется. У власти появился легитимный способ уволить проштрафившегося чиновника. Чтобы ему позорно было, и другим неповадно», – подытожил Петропавловский.

За 13 лет Александр Ткачев довольно часто менял глав муниципалитетов, формируя свою команду. Явных конфликтов с нежелающими покидать кресло руководителями районов и городов, за исключением истории Николая Приза, не было. Если противостояние с губернатором и случалось, в публичную плоскость оно не выносилось.

Напомним, что в марте 2004 года мэром Краснодара избран коммунист Николай Приз. Конфликт с тогда еще начинающим губернатором разгорелся спустя несколько месяцев. Глава кубанской столицы объяснил противостояние «борьбой за муниципальную собственность», которую при поддержке Ткачева хотели приватизировать «московские и питерские олигархические круги».

История завершилась уголовным делом по превышению должностных полномочий, бойцами ОМОН и выломанными дверями в высоких кабинетах мэрии Краснодара, выборами в 2005 году более покладистого Владимира Евланова.

«Принятие этой поправки в краевой закон о государственной гражданской службе не имеет никакого значения, поскольку эта норма уже закреплена в федеральном законе, – пояснил «Кавказской политике» политолог Михаил Савва.

– Думаю, поправка никак не повлияет на статистику увольнений. Тем более, что она предусмотрена на крайний случай, когда государственный служащий не понимает «намеков» своего начальства, не хочет уходить «по состоянию здоровья» или в связи со сменой работы. Тогда его увольняют в связи с утратой доверия».

Политолог подчеркнул, что случаев открытого противостояния губернатора Ткачева с кем-либо из муниципальных глав он не припомнит. Даже в случае с Призом «для публики все было крайне непонятно, это делалось руками силовиков».

Заложенная «мина»

Заместитель председателя краевого Совета депутатов партии «Справедливая Россия», муниципальный депутат Денис Хмелевской считает, что Законодательное собрание «просто скопировало норму федерального закона, которая вряд ли будет применяться».

«Практика последних лет показывает, что чиновники, не справляющиеся с государственной службой, самостоятельно пишут заявления и уходят на более удобные места», – говорит он.

Собеседник назвал увольнения «в связи с утратой доверия» заложенной под саму власть «миной» – если губернатор и партия власти выдвигали этого управленца, поддерживали его во время избирательной кампании, кто же распишется в собственной ошибке?

«При этом не исключаю, что в будущем, если кто-то из оппозиционеров возглавит муниципальное образование или поселок, по «утрате доверия» могут уволить уже его», – подытожил Хмелевской.

Напомним, что с 2004 года в Краснодарском крае главой муниципалитета ни разу не становился кандидат, не согласованный с краевой администрацией. А за последние годы парламентские оппозиционные партии лишились даже реальных фракций в Советах подавляющего большинства районов и городов Кубани.

«Думаю, что изменений после принятия этого закона не произойдет. Законодательство и раньше давало возможность губернатору распрощаться с любым чиновником, не справившемся со своими обязанностями», – прокомментировал «Кавказской политике» президент Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный.

О необходимости расстаться, подчеркнул социолог, муниципальным главам сообщал даже не губернатор, а один из его заместителей. И те тут же реагировали на краевое указание.

«То, что необходимости в данной поправке не было, показывает кадровая чехарда в Апшеронском районе, Ейске, Гулькевичском районе, не говоря уже о событиях прошлого года в Тбилисском районе, где назначенцы даже не успевали избраться и с приставкой «и.о.» покидали пост. Все решалось без всяких законодательных дополнений» – перечисляет Подлесный.

Социолог не исключил, что поправка все же будет использована в качестве показательного акта в отдельных случаях.

Конечно же, поправки изменят судьбу не только муниципальных руководителей, но и сотрудников краевой администрации.

Так, аргументируя их необходимость, кубанская прокуратура напомнила историю экс-руководителя департамента транспорта края Дмитрия Пугачева, который в личных интересах создавал условия для «убыточных» (разумеется, только для бюджета) сделок транспортных организаций региона.

Вопрос с его увольнением не был своевременно решен, но в итоге экс-чиновник получил срок. Хоть и условный.