Абхазия: новый президент, старые проблемы
С чем уже столкнулся Рауль Хаджимба, и что ему еще предстоит.
В Сухуме состоялась инаугурация президента Абхазии Рауля Хаджимба. Новому главе государства придется идти «с корабля на бал». Ситуация в Абхазии тяжелая. Даже в течение месяца, прошедшего с момента избрания, не раз возникали ситуации, для разбирательства которых срочно требовалось вмешательство первого лица.
Рауля Хаджимба однозначно ждет нелегкое президентство. Попробуем разобраться, с какими именно проблемами придется столкнуться новому абхазскому лидеру и какие из них могут выйти ему боком.
Проверка на прочность
Если посмотреть на события, которыми жила страна со дня выборов 24 августа и до инаугурации, которая прошла сегодня, то перед вами почти все ключевые процессы.
Отметим несколько: забастовка маршрутчиков, продолжение банковского кризиса, убийство молодого курсанта школы милиции, попытка передать Абхазской церкви храм в Пицунде, в котором функционирует органный зал.
На первый взгляд, это рядовые вопросы повестки дня маленькой страны. Но в каждом из этих событий есть отражение более широких процессов, происходящих в Абхазии.
Самую большую ошибку президент может сделать, если персональные назначения в новой управленческой системе будут отражать влияние тех или иных политических, финансовых и прочих групп.
Если система воспроизведет прежний порядок ценностей, когда назначенные на посты министры и главы администраций регионов будут в первую очередь «соратниками», а не профессионалами, то кризис и коллапс этой системы произойдет в течение очень короткого времени.
Сейчас предстоит довольно быстро провести политическую реформу - нынешняя система всевластия президента себя исчерпала, свержение прежнего главы государства Александра Анкваба в этом смысле показатель.
Тем не менее инерция будет сильна - игроки будут проверять президента на прочность. Но главное, в обществе все равно есть запрос на авторитарного лидера, «отца нации», к которому, если что, можно и за деньгами подойти.
Дырявая система
Есть и более глубокая проблема, влекущая за собой кризисы. Текущая административная система, которая в Абхазии до сих пор является калькой с системы, созданной в советское время, неадекватна ни времени, ни реалиям, ни экономическим и социальным условия, имеющимся в Абхазии.
Естественно, времени на разработку и внедрение иного концепта управления не было. А прежний будет производить коррупцию, произвол внутри системы и политические кризисы.
События, которые произошли в мае, в Абхазии оценивают по-разному. Но на поверхности мы видим случившуюся смену политической и хозяйственной элиты.
Персоны и группы со своими интересами, состоявшимися в течение десяти лет президентства Сергея Багапша, а позже Александра Анкваба, потеряли власть и влияние в той степени, в которой оно у них имелось.
Сейчас система будет перенастраиваться, в ней будут другие люди, другие хозяйственные институты. Это не безболезненный процесс.
В Абхазии, наверное, сейчас нет сфер жизни, в которых не было бы кризиса. Но кое-где уже случился коллапс.
В первую очередь, в правоохранительной сфере. Закон не работает, в стране даже на бытовом уровне сложилась эстетика постоянного пренебрежения к закону. Суды и система в целом коррумпированы.
Это постоянный вызов властям. Ситуация в этой сфере должна улучшаться кардинально, положительные изменения должны ощущаться в повседневной жизни.
Сейчас на работу правоохранительной системы оказывают влияние реально тысячи людей - просто влиятельные люди, чиновники, близкие чиновников или близкие к руководству силовых структур.
Вообще, авторитетные люди, даже бывшие сотрудники правоохранительных структур, способны отрегулировать по просьбе своих близких почти любую проблему с законом. Не расследуются должным образом уголовные дела, преступники часто не несут ответственности.
Поэтому действительно интересно наблюдать, как будет складываться реформа правоохранительной системы. В ней должны поменяться не только люди, но и ценности.
Менять хотим, меняться не изволим?
Несколько недель назад сухумские маршрутчики, которые работают по маршруту Сухум - Псоу (граница с Россией), устроили забастовку.
Они выступили против руководства управления по транспорту, которое пыталось внедрить правила игры на рынке пассажирских перевозок.
Сейчас этот рынок функционирует так: расписаний у маршрутчиков нет, часто они работают без лицензий, на неисправной технике и т.д.
Но у государства, как выяснилось, ограничены инструменты для того, чтобы навести порядок в работе даже не самого сложного механизма, такого как рынок пассажирских перевозок.
Это как раз одна из таких, на первый взгляд, локальных проблем, но которые дают понимание о сложности процессов.
В Абхазии почти все сферы жизни регулируются не сверху, как например, в России, а снизу - саморегулируемыми сообществами, которые внутри себя определяют правила игры.
Так случилось и в силу социально-культурных особенностей страны, но еще и оттого, что государства в послевоенные годы во многих сферах жизни просто не было.
Теперь окрепшая страна хочет внедрить цивилизованные правила игры. Но рынки и среды сложились, и они не готовы контроль над самими собой делегировать государству.
Делать в Абхазии что-либо с применением силы бесполезно. Скорее глава государства лишится кресла, чем в тюрьму сядет какой-нибудь маршрутчик.
А с другой стороны, ограниченность государственного вмешательства в реальный сектор экономики лишает страну доходов и снижает качество услуг и сервиса, что прямо влияет на позиции, в том числе на туристическом рынке.
А еще с одной стороны общественное мнение требует «наведения порядка», но только там, где, как правило, это не касается тех, кто этого требует.
И вот в этих условиях власти необходим постоянный поиск баланса, так, чтобы и маршрутчиков не обидеть, и чтобы расписание соблюдалось, и чтобы с этого еще и налоги получать.
Думается, весь отведенный Хаджимба президентский срок ему придется потратить на поиск этих сложных балансов. Да еще и так, чтобы населению в целом продемонстрировать, что в стране «наводится порядок».
В какой-то степени вышесказанное касается и истории с переносом органа из Патриаршего собора в Пицунде.
Абхазские священнослужители добиваются его переноса в другое место, чтобы возродить храм, который когда-то в древности был епископской кафедрой Абхазской церкви. Но эта идея крайне негативно встречена общественным мнением.
Теперь надо искать баланс. И это станет скорее всего делом президента, потому что ему никуда не деться от давления со всех сторон по любым вопросам.
Поствоенный синдром в действии
На прошлой неделе в Абхазии произошло громкое убийство. Курсанты школы милиции убили своего однокурсника.
Преступление имело огромный резонанс, общественное мнение едва ли не настаивало на самосуде. Впрочем, он отчасти свершился. Дом родителей убийцы сожгли, а им самим пришлось уехать из Абхазии.
Эта трагедия является еще одним отражением целого букета проблем. Коррупция, беззаконие и тяжелейшее положение, в котором оказалась молодежь. В значительной степени это люди, выросшие вне государства, вне общества, вне ценностей и культуры страны, в которой они родились. Говоря просто, «поствоенный синдром».
Но опустим сейчас миллион более мелких нюансов. Молодежь лишена социальных лифтов, в нее не вкладывали их ни на этапе школьного образования, ни теперь. Это люди, вышедшие в жизнь только с одним багажом - криминальных понятий и ценностей.
Сейчас это уже вызов для государства и власти. Эти люди начали убивать, иногда за несколько тысяч рублей. Они каждый год выходят на охоту на туристов, у которых отнимают кошельки и фотоаппараты.
Эти люди саморазрушаются и разрушают окружающую среду - бьются в авариях, растет число суицидов. Это уже прямо влияет на национальную безопасность и репутацию страны.
Будет интересно услышать планы нового президента о молодежной политике.
Острая инфраструктурная недостаточность
Проблемы с качеством жизни - еще один вызов для новой власти. Причем эта проблема пока не проговаривается, не является частью политического дискурса. А вместе с тем создает большое поле напряжения.
В Абхазии люди привыкли жить в условиях постоянной инфраструктурной недостаточности, в перманентно тяжелой экономической ситуации, часто лишенными многих, кажущихся очевидными в наше время благ.
Проблемы со светом, водой (про газ не говорим, его нет). Всепроникающая коррупция - родить ребенка - это огромный расход, и никакой помощи со стороны государства. Очень дорогая жизнь, высокие цены и низкое качество продуктов. И многое другое.
Все это делает жизнь в стране некомфортной, лишенной смыслов и будущего. В итоге проблемы с качеством жизни создают условия для социальной дестабилизации и волнений.
Но что еще хуже, из страны вымывается столь ценный и немногочисленный человеческий капитал.
Новый президент Абхазии Рауль Хаджимба пришел к власти с огромным политическим багажом, отлично, до деталей, зная ситуацию в стране. Все-таки десять лет в оппозиции не прошли даром.
Теперь ему стоит пожелать политической воли, чтобы все задуманное им и его командой удалось воплотить в жизнь.
Комментарии