Первый раз в первый класс
Учебный год в Азербайджане начался со спекуляций на школьной форме и выпадов против русского языка
В Азербайджане учебный год начался через две недели после 1 сентября. Так происходит на протяжении последних десяти лет, начиная с 2004 года. Считается, что так удобнее для детей в стране с жарким климатом, где первая половина сентября, в продолжение летнего сезона, как правило, бывает весьма знойной. Такая же практика существует в Турции, Грузии и некоторых других странах.
Пробки на дорогах и спекулянты школьной формой
В связи с началом нового учебного года на основных проспектах и улицах Баку образовались пробки, несмотря на меры, предпринятые дорожной полицией. Сотрудникам дорожной полиции Главного управления полиции Баку пришлось работать в усиленном режиме. Водителям было рекомендовано использовать альтернативные дороги.
Не обошлось и без проблем другого рода. Так, должностные лица отдела образования Апшеронского района подозреваются в спекуляции школьной формой. Стоимость формы составляет 20 манатов (1 доллар США примерно равен 0,78 маната), а подозреваемые организовали ее продажу вдвое дороже.
Как сообщила Генпрокуратура, материалы о незаконных действиях этих должностных лиц рассмотрены, и возбуждено уголовное дело по статье 308.2 (злоупотребление служебным положением).
Нападки «гражданского общества» на русскоязычное образование
Увы, в течение уже многих лет приходится наблюдать нападки правонационалистической оппозиции на существование и нормальное функционирование русского сектора в системе образования Азербайджана.
Эти нападки осуществляются так называемым «гражданским обществом», которое в Азербайджане в значительной мере состоит из прикормленных западными грантами и политически поддерживаемых Западом партий разного рода русофобствующих «национал-демократов», близких к ним СМИ и неправительственных организаций (НПО).
Так, «нацдемы» считают, что русский сектор нужно запретить как «антипатриотический», воспитывающий азербайджанских студентов в духе симпатий к языку, литературе и культуре «враждебного государства» (России), тогда как воспитывать их следует в духе отторжения этой «империи».
По их мнению, следует «перекрыть каналы влияния Москвы на Азербайджан» и пресечь «формирование ее пятой колонны». Под этими каналами прозападные оппозиционеры (которые сами давно и прочно снискали в республике репутацию «пятой колонны» Запада) понимают русский сектор в системе образования Азербайджана и вещание в республике телевизионных каналов России по системе кабельного телевидения или через спутниковые «тарелки».
«Но почему не предпринять хотя бы меры определенной защиты информационного пространства страны от оголтелой неоимперской пропаганды Москвы, засоряющей или зомбирующей сознание значительной части азербайджанского общества? Речь идет о российских телеканалах, которые почему-то составляют львиную долю во всех пакетах наших кабельных телевизионных трансляций… За счет максимального сужения числа российских информационно-пропагандистских телеканалов, надо увеличить возможности альтернативных источников информации и этим выбить из рук Кремля и пророссийской «пятой колонны» главное оружие в битве за умы азербайджанцев», – безумствуют они.
Свою лепту в кампанию крайних националистов против русского сектора в системе образования Азербайджана внес и депутат Милли Меджлиса, руководитель полуоппозиционной партии Гражданской солидарности, сопредседатель так называемого «Конгресса азербайджанцев мира» (КАМ) Сабир Рустамханлы, предложивший ввести запрет на государственное финансирование русскоязычных школ.
По его мнению, «официальным языком преподавания в Азербайджане объявлен азербайджанский, а образовательные учреждения, где обучают на иных языках, могут быть лишь частного характера, а значит, не должны иметь государственного финансирования».
Депутат призвал Счетную палату страны вплотную заняться вопросом деятельности русскоязычных школ.
С аналогичных позиций против русского сектора выступили проправительственный писатель-публицист, депутат парламента Азербайджана Эльмира Ахундова и полуоппозиционный депутат, руководитель партии «Умид» («Надежда») Игбал Агазаде.
Русский сектор будет сохранен
Однако усилия крайних националистов по упразднению русского сектора не приносят успеха. К счастью, власти Азербайджана трезво и позитивно относятся к функционированию русскоязычного сектора и к его финансированию из госбюджета.
Так, министерство образования по вопросу, поднятому лидером КАМ, заявило, что образовательный процесс в школах Азербайджана сейчас ведется на трех языках — азербайджанском, русском и грузинском.
Во всех общеобразовательных учреждениях республики применяются государственные стандарты образования Азербайджана. И, хотя обучение ведется на различных языках, все эти школы являются азербайджанскими, и вполне естественно, что государственные общеобразовательные школы должны финансироваться за счет государства.
Думается, нападки оппозиционных «нацдемов» и некоторых ударившихся в крайний национализм депутатов на русскоязычный сектор в системе образования Азербайджана (а также на вещание российских телеканалов по системам кабельного и спутникового телевидения) ничего не принесут.
Порукой тому не только разумное и трезвое отношение руководства республики к данному вопросу, но и весьма позитивный характер азербайджано-российских отношений во всех сферах. Эти отношения развиваются по восходящей линии, что выбивает из рук русофобов всех мастей такой довод, как «недопустимость сохранения (или государственного финансирования) образования на языке недружественного Азербайджану государства», а также «недопустимость сохранения недружественной кремлевской пропаганды посредством вещания каналов российского телевидения».
В сущности, голоса, призывающие к закрытию русскоязычного сектора в образовательной системе и к упразднению вещания российских телеканалов в Азербайджане, находятся в явном меньшинстве. Большинство людей в Азербайджане не разделяют подобных крайних взглядов. Не разделяет их и власть.
P.S.
Суммируя вышесказанное, отметим, что образование в Азербайджане развивается и прогрессирует, несмотря на недостатки и не везде изжитую коррупцию. Тестовая система при поступлении в вузы себя в целом оправдывает. Улучшается качество учебных пособий, хотя в этом плане, конечно, хотелось бы большего. Все это позволяет с определенным оптимизмом смотреть в будущее на стартовой точке нового учебного года.
Комментарии