Человек, который привел к власти Нетаниягу

Человек, который привел к власти Нетаниягу
 
Новый документальный фильм «Консультант: история Артура Финкельштейна» впервые раскрывает секреты одного из самых влиятельных политтехнологов мира.
 
Документальный фильм режиссера Идо Цукермана и продюсера Асафа Переца «Консультант: история Артура Финкельштейна» впервые раскрывает секреты одного из самых влиятельных политтехнологов мира – американца еврейского происхождения Артура Дж. Финкельштейна.
 
Этот человек жил двойной жизнью – но насколько его беспокоило раздвоение собственной личности? Как он, будучи геем, относился к тому факту, что среди его видных политических клиентов было немало тех, кто выступал против прав ЛГБТ-сообщества? Кто стоял за его «выходом из шкафа» и почему? Как случилось, что в глазах своих противников он считался «торговцем ядом», «фашистом», «нервно-паралитическим газом» (лишь немногие из эпитетов, которыми награждали его оппоненты), а поклонники считали его гуру современной политической стратегии? Как, наконец, он стал одной из самых влиятельных личностей в мире и в чем секрет его гипнотических способностей?
  
Он был настоящим виртуозом негативной избирательной кампании. Оригинальные новаторские методы Финкельштейна в области опроса, микротаргетинга, стратегии и обмена сообщениями формировали политический ландшафт в Соединенных Штатах, Израиле и Европе на протяжении четырех десятилетий. Финкельштейн помог Биньямину Нетаниягу победить действующего премьер-министра Шимона Переса и возглавить политический переворот правых после убийства Ицхака Рабина, укрепил позиции Виктора Орбана в Венгрии и привел к расцвету правых консерваторов в Европе. Проложило ли это путь к полной делегитимации левого блока?
 
Финкельштейн был мастером политического консалтинга, который навсегда изменил характер предвыборных кампаний во всем мире: его стратегия строилась на агрессии, отрицании и страхе, который он вызывал у избирателей. Он впервые показал израильтянам, что в пропагандистских роликах кандидату вовсе не нужно излагать свою программу: нужны запоминающиеся образы и умение вытащить на свет самые потаенные инстинкты толпы, которые следует обратить против соперника своего клиента. Главное, считал он, «выбрать идеального врага».
  
В 1996 году именно Финкельштейн помог Биньямину Нетаниягу прийти к власти, вложив в уста лидера «Ликуда» лозунг «Перес разделит Иерусалим». Он понимал, что тогдашних израильтян более всего волновали вопросы мира и безопасности, и не прогадал. В рекламных роликах Арафат тащил за собой Шимона Переса под звук разбитого стекла.
 
Он был соткан из противоречий. У нас его считали правым – во всяком случае, он ассоциировался с правыми, а иногда и с крайне правыми политиками. Он первым заявил, что правые против левых в Израиле на самом деле означает «евреи против израильтян». С его подачи слово «либерал» превратилось во что-то непристойное. Он использовал гомофобные мотивы в своих кампаниях, если полагал, что это выгодно его клиенту. Хотя сам был гомосексуалистом: у него был давний партнер, на котором он в конце концов женился, и вместе они воспитали двух дочерей – дело было в те времена, когда подобное еще считалось преступлением. Урожденный еврей, он мог запросто построить кампанию на антисемитской агитации и откровенной юдофобии. Он работал на авторитарного премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который поддерживал инициативы, направленные на подавление свобод ЛГБТ-сообщества, и поносил филантропа и финансиста Джорджа Сороса, используя самую низменную антисемитскую риторику.
 
Артур Финкельштейн умер в 2017 году, успев поработать на Нетаниягу, Трампа, Джорджа Буша-старшего, Рональда Рейгана и Ричарда Никсона.
В фильме можно увидеть кадры из домашнего видео, снятого им в 2016 году: уже понимая, что обречен, Финкельштейн оглядывается на свою карьеру и рассуждает о том, о чем мир мог только догадываться.
  
Режиссер фильма Идо Цукерман, который работал вместе с Артуром Финкельштейном почти 20 лет (он был продюсером и режиссером рекламных роликов Финкельштейна в Израиле и Европе), считает его политическим гением. Он признается, что был в шоке, узнав о том, что его кумир снимал себя на протяжении четырех десятилетий на домашнюю камеру: когда кто-то пытался снять его самого, Финкельштейн всегда уворачивался от объективов. Оттого Идо так и не смог запечатлеть на пленку его интервью для своего фильма. Зато он впервые показывает миру супруга (точнее, вдовца) политического консультанта, Дональда Куриале, на котором Артур женился в 2005 году после того, как они прожили вместе несколько десятилетий. Куриале отзывается о своем муже с большой любовью: чувствуется, что это искренне. Он рассказывает с экрана, как они с Артуром встретились в гей-баре, хотя в те времена любой, кто посещал подобные заведения, рисковал быть арестованным, а имя его публиковалось в газете с соответствующей формулировкой. Куриале был учителем, и если бы кто-либо узнал о том, что он гей, это поставило бы под угрозу его карьеру. Как рассказал Дональд, они наняли домработницу, и когда она забеременела, решили воспитывать ее дочь вместе с ней как свою собственную. Позже у пары родилась вторая дочь от суррогатной матери.
 
Куриале подтверждает, что Финкельштейн держал свою личную жизнь в тайне. О его ориентации стало известно лишь в 1996 году, после того как его разоблачил журнал Boston Magazine. «В этот момент «торговец ядом» сам пригубил свое зелье», – комментирует за кадром Идо Цукерман. Тем не менее он так открыто и не признал себя геем, продолжая, как уже было сказано, поддерживать кандидатов, настроенных против ЛГБТ-сообщества. Какие чувства он действительно испытывал по отношению к антисемитам и антигеям, нам, очевидно, уже никогда не узнать: Финкельштейн унес эту тайну с собой в могилу.
 
Один из самых интересных моментов документального фильма Идо Цукермана – известие о том, что Финкельштейн изучал экономику и рано заинтересовался компьютерами, поскольку его талант к анализу данных был ключевой частью его успеха. Он обладал прекрасным умением разбивать запутанный мир политики на черно-белые категории, что делало его месседжи краткими и четкими. Он считал свободу главной ценностью Америки. «О нем судили по тому, кто был его работодателем, – поясняет Цукерман. – Но быть политическим консультантом – это не миссия, это работа. Самое интересное, что он действительно смог жить в рамках этой дилеммы».
 
Йоси Сарид называл его Артуром Грозным. Его приход в израильскую политику резко изменил не только правила игры, но, вероятно, и ход истории страны. Тем не менее, он не был магом и волшебником. Кампания Нетаниягу 1999 года закончилась поражением: Эхуд Барак опередил его на 12 мандатов. На выборах в Кнессет 2013 года он убедил Нетаниягу и Либермана объединить «Ликуд» и «Исраэль Бейтейну», пообещав им, что благодаря единому списку они получат больше голосов. Это был губительный совет: «Ликуд-Бейтейну» потерял одиннадцать мест от общего количества мандатов двух партий в Кнессете предыдущего созыва.
 
Документальный фильм «Консультант: история Артура Финкельштейна» будет показан 16 декабря в тель-авивской Синематеке, а затем – на кинофестивалях по всему миру. После показа состоится беседа с создателями картины, режиссером Идо Цукерманом и продюсером Асафом Перецем.