Политический вальс в Сочи
Итоги первой встречи российского главы с азербайджанским и армянским коллегами .
На фоне украинского кризиса и ужесточения санкций против России Москва предпринимает ответные шаги. C эмбарго, наложенным на некоторые виды продукции из стран, поддерживающих санкции против Москвы, все более-менее понятно. Эксперты спорят о деталях, но суть картины ясна. А в отношении геополитического маневра - все несколько сложней. И, по-видимому, ставка сделана на прорыв на Южном Кавказе, что также связано с тактическим решением армяно-азербайджанского конфликта.
Каспийские декорации
Кремлю необходим свой «небольшой геополитический триумф». Стабилизировать Южный Кавказ Москве нужно не только из-за риска, что украинский кризис по цепной реакции дестабилизирует зоны стратегических интересов, но и по причине намеченного на осень каспийского саммита, успех которого Кремль соотносит со спокойным региональным фоном. Эскалация карабахского конфликта приходится не кстати, тем более если учитывать ловкие маневры американской дипломатии.
Именно каспийская тематика сближает Москву с Азербайджаном, политика которого в отношении таких игроков, как Туркменистан, Иран и даже Турция вызывает живой интерес северного соседа, завязанного главным образом на стремлении не упустить маршрутную нить трубопроводов по выкачиванию углеводорода из Каспия.
Видимо, поэтому первая встреча Владимира Путина была с азербайджанским коллегой, в то время как переговоры с президентом Армении интеграционно по-родственному прошли следом.
Расставляя акценты
Первые две встречи российского главы с азербайджанским и армянским коллегами носили формат политического вальса. Президенты расставляли акценты на ключевых моментах сотрудничества. Так, приветствуя президента Азербайджана, Владимир Путин подчеркнул, что в ходе переговоров речь пойдет не только о двусторонних отношениях, но и региональных вопросах. Проблемы по урегулированию карабахского конфликта Владимир Путин определ как «застарелые», что в риторическом плане играет важную роль для переговоров с азербайджанской стороной. Баку не утраивает существующие положение дел в карабахском вопросе намного больше, чем его оппонента. Хотя справедливости ради надо сказать, что бездейственность МГ ОБСЕ вызывает равное раздражение как в Азербайджане, так и в Армении.
Отвечая на приветствие российского главы, Ильхам Алиев сделал акцент на прошлогоднем визите Владимира Путина в Азербайджан, генеральная линия которого была связана с нефтегазовой тематикой.
Приветствуя армянского коллегу, президент России вывел на первый план вопросы интеграционных проектов: Таможенного Союза и Евразийского Союза. Этот посыл был поддержан Сержем Саргсяном, который сконцентрировал внимание на трех ключевых моментах: интеграция Армении, украинский кризис и карабахский конфликт. Причем в отличие от азербайджанского коллеги, президент Армении сразу дал свою оценку произошедшему обострению на линии соприкосновения войск. «Конечно, нас беспокоит ситуация на Украине. Если Вы посчитаете нужным, Владимир Владимирович, проинформируйте, пожалуйста, о тех мерах, которые предпринимает Россия, а я в свою очередь подробно Вас проинформирую о ситуации в нашем регионе и о причинах преднамеренной эскалации ситуации Азербайджаном на армяно-азербайджанской границе и на линии соприкосновения», - цитирует слова Саргсяна портал kremlin.ru.
Карты на стол?
По первым заявлениям участников сочинской встречи можно попытаться предположить, на какие аспекты двусторонних отношений с Россией во время переговоров по ситуации с Нагорным Карабахом будет делать ставку президент Армении, а на какие - президент Азербайджана.
В целом уже понятно, какие карты будут на столе. При существующих сегодня геополитических реалиях комбинаций не так много.
Российско-азербайджанские отношения не отделимы от плоскости региональных процессов, что позволяет Баку занимать на переговорах размеренно-выжидательную позицию, разыгрывая вопрос урегулирования карабахской проблемы в контексте региональной безопасности и стабильности. Азербайджан может вывести на первый план свою внешнеполитическую повестку, завязанную не столько на европейских партнерах, сколько на отношениях с Ираном, Турцией и рядом центрально-азиатских стран, что отвечает интересам России, как в сфере энергетики, так и в контексте экономических проектов. Особенно актуально это стало ввиду возобновления разговоров о реализации газопровода IGAT. России фактически будет предложено оценить выгодность от сближения с Баку и выгодность от вступления Армении в ЕАЭС, при том, что уже внутри республики активизировались прозападные силы. Азербайджан также будет ждать от Москвы подтверждения того, что интеграционный выбор Армении не скажется на оспариваемом Нагорном Карабахе.
Поведенческая линия президента Армении по итогам первых переговоров выглядит более напористой. Привлекает внимание включение украинского кризиса в повестку переговоров, который, с одной стороны, можно рассматривать через призму крымского прецедента, что для Армении играет важную роль в риторике о праве народов на самоопределение, с другой - в контексте усиления санкций в отношении России, в связи с чем в Армении была неоднозначная общественно-политическая реакция.
Вопрос урегулирования карабахской проблемы Ереван, видимо, будет разыгрывать в контексте евразийской повестки, отмечая при этом растущие для Армении вызовы ввиду усиления конфронтации между Россией и Западом. И также, как и азербайджанскую сторону, Армению крайне волнует вопрос контуров таможенной границы, с той только разницей, что Ереван рассчитывает, что интеграционный выбор не обойдет стороной Нагорный Карабах.
Рыночное перемирие?
Кончено, едва ли можно предполагать, что сочинская встреча завершится решением карабахского вопроса, но свои плоды она принесет. Судя по всему, глава российского государства пригласил в Сочи азербайджанского и армянского коллег, преследуя несколько целей: остановить эскалацию конфликта, дав гарантии Азербайджану по таможенной границе, и убедив Армению, что невовлеченность Нагорного Карабаха не изменит в обозримом будущем расклад сил. Но главным посылом будет: сделать Азербайджану и Армении предложение относительно освобождающегося от продукции ряда западных стран российского рынка. Пожалуй, экономическое вовлечение двух стран будет основным российским механизмом в ходе переговоров. Тактически это принесет Москве свою долю победы, другое дело, что эффект не будет долговременным. Более длительную отсрочку перед новым витком обострения может дать смена подходов к урегулированию карабахского спора.
Комментарии
Уж не хотите ли Вы сказать, что наш президент - дурак? Вон, пишут, что почти 90% россиян его поддерживают (а то бы упал наверное).
А Вы говорите, что какие-то "рафики" и "хачики" его одурачют.
Не может быть! Этого не может быть!
Позицию немецкой экономической элиты выразил в пространном эссе руководитель газеты «Ханделлсблатт». Габор Штайнгарт заявляет: «Политика эскалации не преследует реалистичную цель, и тем самым вредит немецким интересам». Главный финансовый журналист Германии уверен: «Если бы Запад судил американское правительство, которое вторглось в Ирак без резолюции ООН и без доказательств существования оружия массового поражения, по тем же стандартам по которым оно сейчас судит Путина, то Дж. Бушу должен был быть закрыт въезд в Евросоюз. Иностранные инвестиции У. Баффета должны были быть заморожены, а экспорт американских машин должен был быть запрещен». Позиция по отношению к поведению Меркель сформулирована с военной четкостью: «Никто не заставляет подчиняться Вашингтону». Штайнгарт призывает немецких критиков политики России просто заткнуться: «…мы – общество, которое освободили досрочно из тюрьмы и мы не имеем право вести себя, так как буд-то нарушения международного права начались с событий в Крыму. Германия дважды напала на своего восточного соседа...
Чо грить; БЕЗКОНТРОЛЬНАЯ гастеризация, одна из проблем страны, общества.
Братики армяне, давайте, когда мы все выйдем из тюрьмы, будем крепче дружить между народами против проходимцев и нарушителей.
Выявлять их и заставлять уважать евреев, азеров и россиян вместе с ихней Конституцией.
Её умные люди писали, а не какие нибудь простые негодяи!
Правил бы ещё 100 лет, нет популярности захотел, летал бы со своими журавлями, да поменьше влазил в экономику, но он же царь.
Нельзя использовать занятые во время войны чьи-то территории в качестве шантажа!Тем более, что, Азербайджан это не бедный родственник, и всегда может отблагодарить по достоинству любой примирительный шаг!
Мне кажется, что сейчас всё зависит от нашего Президента и от Еревана, от их доброй воли и мудрости.
Нельзя конфликты между соседями превращать в вечную проблему! Кто-то должен взять на себя смелость и поступить так, чтобы затем потомкам не было стыдно за своих отцов!
Тысячам армян и азербайджанцев нужен Мир. И МИР - не з...