Сингапур становится новым раем для инвесторов
На модерации
Отложенный
Пока венчурные фонды и бизнес-ангелы со всего мира стоят в очереди в Кремниевую долину, пытаясь открыть там собственный офис или хотя бы скромно пристроиться к синдицированной сделке, осененной звездным именем, в Азии формируется свой инновационный кластер.
Наш фонд SpinUp Partners – один из тех, кто решил начать мировую экспансию именно с Востока. В этой статье я расскажу, почему SpinUp Partners инвестировал в сингапурские акселераторы, как формируется портфель фонда и почему Сингапур становится одним из лучших в мире центров для развития технологического бизнеса.
Ворота в Азию
Наш венчурный фонд SpinUp Partners образовался в 2013 году. В США и Европе рынки высокорискового капитала уже к тому моменту сформировались, конкуренция среди инвесторов росла. В поисках собственного инвестиционного фокуса мы решили посмотреть на Восток, тем более что наша головная компания как раз базируется в Сингапуре.
Только в Юго-Восточной Азии сегодня живtт почти 600 млн человек, на Азию в целом к 2020 году будет приходиться более 60% мировой торговли. Если говорить о Сингапуре, то в рейтинге Всемирного банка Ease of Doing Business 2014 он занял 1-е место, в мировом индексе конкурентоспособности в области защиты прав инвесторов, защиты интеллектуальной собственности, эффективности государственных расходов – 2-е, в Global Competitiveness Index (GCI) 2013–2014 уступил только Швейцарии.
Да и с венчурным рынком в Сингапуре ситуация улучшается: в 2013 году в технологический сектор там проинвестировали $1,71 млрд (в России, по данным PwC и РВК, только $653,1 млн). За короткий срок в Азии удалось даже решить главную проблему выходов: например, в сентябре прошлого года японский гигант e-commerce Rakuten купил сингапурскую компанию Viki за $200 млн, в мае 2014 года китайский онлайн-ритейлер JD.com привлек $1,78 млрд на IPO, готовится разместиться на бирже и известнейшая во всем мире Alibaba.
В Сингапуре есть полноценная инфраструктура для инвесторов, в которой учтены важные факторы ведения бизнеса: развитая банковская система, отсутствие коррупции, приемлемые налоги. Кроме того, ведется активная господдержка стартапов и инвесторов. Например, работает программа микрофинансирования инновационных разработок IDM Jump-start and Mentor, а национальный исследовательский фонд финансирует инкубаторы, которые затем по специальной программе TiS предоставляют инвестиции зрелым стартапам.
Путь азиатского стартапа
Осваивать новый рынок мы решили через местных игроков, хорошо знакомых с азиатской конъюнктурой. Наш фонд проинвестировал в акселератор digital-проектов JFDI.Asia и в акселератор HaxAsia, ориентированный на проекты в области hardware 2.0.
Это позволяет нам сформировать pipeline проектов, диверсифицировать риски, а также соинвестировать вместе с сингапурским правительством.
Программа JFDI.Asia длится сто дней, за которые команды предпринимателей проходят весь путь от идеи до инвестиций. Более 60% стартапов в конце привлекают следующий раунд – в среднем на $520 тысячи.
Акселератор HaxAsia инвестирует в яркие hardware-стартапы: «умные» гаджеты, носимая электроника, дроны, домашние роботы и т.п. Разработкой прототипов, промышленным дизайном и подготовкой презентаций команды занимаются в Сингапуре, а в США собирают средства путем краудфандинга на популярной платформе Indiegogo. Заключительный этап акселерации проходит в Китае, где лучшие стартапы, привлекшие достаточно средств через краудфандинг, получают возможность выпустить пилотную партию своих продуктов в партнерстве с мировыми контрактными производителями.
Наши люди в Сингапуре
Несмотря на отчетливый азиатский фокус, мы активно ищем проекты и в США, и в Израиле, и в России. Последняя особенно интересна своей инженерной школой и сильными разработчиками. Технические вузы еще с советских времен продолжают выпускать качественных специалистов (Физтех, МВТУ, МГУ и др). Молодые талантливые ребята с интересными идеями в России есть – им не хватает опыта и партнеров для выхода на зарубежные рынки и встраивания в глобальные инновационные цепочки. Вот таких людей и надо подбирать для работы в Сингапуре. Тут есть потенциальные венчурные партнеры, маркетологи, эксперты по промышленному дизайну и специалисты, которые знают специфику рынков Азии и будут помогать в продвижении продуктов и услуг на эти рынки.
Визитная карточка Сингапура – одни из лучших в мире системы образования и здравоохранения, высокое качество жизни, безопасность проживания. Это привлекает внимание многих, поэтому есть возможность собрать здесь мультинациональную команду со всего мира.
Работать же с российскими проектами в России непросто: права миноритариев и интеллектуальная собственность защищаются очень слабо, низкая надежность банков, законодательство не позволяет структурировать сделки по английскому праву, высокие налоги. Все эти проблемы надо решать комплексно, и здесь мы, кстати, можем заимствовать опыт Сингапура. В России есть люди и интеллектуальные школы, которые могут предложить решения на системном уровне – важно, чтобы государство захотело этими решениями воспользоваться.
Комментарии