Курс на ЕС, тяготение к России?

«Надо быть реалистами и не разговаривать с народом только лозунгами, что ЕС - это хорошо».

Несмотря на заявления еврочиновников, что подписание соглашений с ЕС не угрожает отношениям Грузии с другими странами, в Тбилиси всё-таки опасаются российской реакции на очередной шаг Грузии в направлении к Европе.

Оптимизм французского министра иностранных дел

Ещё месяц тому назад, до оформления ассоциированного Соглашения Грузии с ЕС, глава французского внешнеполитического ведомства Лоран Фабиус заявил следующее: «Связи Грузии с Евросоюзом не исключают ее связей с другими странами». То, что эти слова были адресованы Кремлю, никто из чиновников не усомнился. Не следует забывать и то, что после смены политического руководства в Грузии, прихода к власти команды Бидзины Иванишвили российско-грузинские отношения вроде бы стали улучшатся. Более того, факт, что резко выросли и поставки грузинского вина на российский рынок после снятия эмбарго в 2013 году. Ясно и то, Россия больше не может применить против Грузии своего излюбленного оружия - газа, так как Грузия покупает газ в соседнем Азербайджане.

Более того, не следует забывать, что одновременно с оформлением Соглашения об ассоциации с ЕС Грузия подписала также и Соглашение о сфере свободной торговли. Поэтому в Тбилиси наедятся, что возможные санкции со стороны Москвы будут смягчены притоком западного капитала.

Оценки грузинских политиков и политологов

Стоит отметить, что значительная часть грузинских политологов встретили подписание соглашение с ЕС сдержанным пессимизмом. Например, по мнению директора тбилисского института Евразии, профессора Гулбаата Рцхиладзе, власти подписали Соглашение об ассоциации, не объяснив гражданам своего государства сути договора. А по мнению руководителя НПО «Общество Ираклия Второго», лидера коалиции «Евразийский выбор - Грузия» Арчила Чкоидзе, подписание договора следует признать просчетом. Более того, он считает, что Грузии необходимо двигаться в сторону Таможенного Союза с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией.

Документ предполагает вхождение Грузии в зону свободной торговли ЕС.

Соглашение между Евросоюзом и Грузией включает более 1000 страниц, на которых определен порядок проведения преобразований в сфере улучшения судебной системы, повышения открытости государственного управления и процесса государственных закупок, а также по проблемам совершенствования работы органов правопорядка, улучшения финансовой системы страны и улучшения продовольственной безопасности в отношении продуктов, производимых в Грузии.

В соответствии с Соглашением, Европа и Грузия упраздняют все таможенные платежи на товары, поступающие из Евросоюза в Грузию, а также отменяются платежи на всю продукцию непищевой промышленности, которая производится в Грузии, но в отношении некоторых видов сельскохозяйственных товаров ЕС будет проверять качество, пока государство не установит национальную систему обеспечения контроля качества.

В отличие от вышеназванных коллег, подписание Соглашения положительно оценил политолог, глава Клуба независимых экспертов, профессор Сосо Цискаришвили, отметив, что Таможенный Союз неприемлем для Грузии, так как Россия препятствовала евроинтеграции Грузии .

В ожидании российской реакции

По заявлению главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова, если соглашение с ЕС принесет негативные последствия для свободной торговой зоны СНГ, то Россия примет оборонительные меры, предусмотренные законами ВТО.

По мнению же грузинских экспертов, Россия может увеличить тарифную политику, но закрыть торговые отношения и устроить Грузии демарш не получится.

«У России есть один главный ресурс - тарифная политика: она увеличит тарифы, и наш товар на российском рынке станет менее конкурентоспособным. Например, если сейчас наше вино в России стоит 15 долларов, в случае увеличения тарифа цена поднимется до 25 долларов. А за эту цену в России можно купить такое испанское или французское вино, до которого нашему очень далеко. Россия не закроет торговые отношения, они не глупцы. Но цена на грузинскую продукцию будет такой, что она не будет конкурентоспособной - Лавров отметил именно это, когда говорил о защите российского рынка», - предполагает эксперт, профессор Сосо Цинцадзе.

Диалог с Россией не имеет альтернативы

Как заявил после подписания соглашения об ассоциации с ЕС глава грузинского кабмина Ираклий Гарибашвили, Грузия рассчитывает интегрироваться в европейский рынок, но в то же время сохранить отношения с Россией. По его же словам, диалогу с Россией нет альтернативы.

«Мы не раз заявляли, что наше стремление к вступлению в Евросоюз не противоречит нашему стремлению наладить отношения с Россией... Диалогу с Россией нет альтернативы», - пояснил Ираклий Гарибашвили.

По словам Ираклия Гарибашвили, Грузия создаст уникальный прецедент во всем мире тем, что «сумеет интегрироваться на европейский рынок и в то же время сможет иметь мирные, сбалансированные и дружеские отношения со всеми странами (в том числе с Россией)».

Нельзя по-страусиному прятать голову

Как полагает специальный представитель премьер-министра Грузии по России Зураб Абашидзе, Россия с пониманием отнесется к подписанию Грузией Соглашения с ЕС. Более того, Москва проявит еще большую заинтересованность в потенциале рынка Грузии, стоит только посмотреть на наше географическое расположение. Энергетика, транспорт, инфраструктура - вот опоры того «мостика», которым могла бы стать Грузия между ЕС и Россией.

Сегодня что-то из этого может показаться немыслимым. Завтра же может оказаться реальностью.

А по мнению профессора Сосо Цинцадзе, грузинский бизнес не выдержит конкуренции с европейским.

«Надо быть реалистами и не разговаривать с народом только лозунгами, что ЕС - это хорошо. Такая риторика понятна, но что потом? Девизы легче, чем объяснение каждому грузинскому горожанину и крестьянину, что изменится после 27 июня в его повседневной жизни. Смотрите, ведь экономика Румынии, Венгрии, Болгарии после оформления такого сотрудничества резко упала. Уровень жизни населения ухудшился. Да, мы на верном пути в Европу, но нельзя по-страусиному прятать голову и не замечать предстоящих проблем. Мы к таковым не готовы ни экономически, ни психологически.

Надо, например, сказать нашим гражданам, что обещанный нам вскоре, с 2016 года, безвизовый режим со странами Шенгена вовсе не означает снижения уровня безработицы внутри нашей страны. Что наш малый и средний бизнес завянет, не выдержав конкуренции с европейским. Что полоса привилегий для Грузии наступит потом, сначала нас ждет полоса обязательств. Готовы ли мы к вызовам? Пока сомневаюсь», - рассуждает Сосо Цинцадзе.

«Что касается того, что Россия благосклонна к нашей интеграции в европейские структуры, то отвечу так: блажен, кто верует. Мы совершенно не знаем России, не изучаем эту страну, нет должной ее экспертизы, нет хороших прогнозов», - добавил он.