«Школа»: Бессмысленная победа российского гражданского общества

Итак, российское "гражданское общество" может праздновать громкий успех. Ревнители морали из так называемых экспертов образования, несгибаемые партийцы из рядов КПРФ, женщины с кораблями на головах из школьных завучей, министр Фурсенко и обиженные за "Год учителя" завсегдатаи сайта pedsovet.org - вы победили. С 15-го февраля Первый канал перестанет транслировать скандальный сериал Валерии Гай Германики "Школа". Об этом со ссылкой на Дирекцию общественных связей Первого канала 9 февраля, ровно за неделю до того, как прекратит показ сериала, сообщили информагентства.

Скандальный сериал стартовал 11 января и, кроме невероятно высоких рейтингов, вызвал бурю возмущения у так называемой общественности. В ответ на критику, Первый канал ввел цензуру на первый вечерний показ сериала, оставив ночной показ без изменений. Но, по всей видимости, это никак не помогло спасти сериал от консервативной критики разъяренных представителей гражданского общества.

Ничего не спасло сериал - ни заступничество со стороны известных телеведущих, таких как Леонид Парфенов, ни поддержка со стороны либеральных, и не только, медиа, ни тот факт, что сериал лично курирует гендиректор Первого Константин Эрнст.

Неискушенный российский зритель не смог по достоинству оценить ни "постмодернистскую" операторскую работу, ни талант лучших в стране сценаристов из Театр.doc, ни игру актеров из "Новой драмы", ни работу одного из самых перспективных молодых режиссеров страны. Что ж, видимо, очи телезрителя должны услаждать без перерыва "Кармелита. Слезы цыганки" или "В бой идут одни мусора". Эти очи этого достойны.

Даже если окажется, что информация о том, что сериал "Школа" "снят с пробега" - пеарная утка, с целью нагнетания ажиотажа, это никоим образом не отменяет рассуждения, приводимые ниже.

Ведь не является никаким секретом для любого политлога, что так называемое гражданское общество - это крайне консервативный феномен. Сформированное по принципам совместного проживания на данной, как правило, небольшой территории, социально состоящее из обломков сословных структур, гражданское общество обыкновенно не хочет никаких перемен, не то, что "модернизации".

Оно - логово ксенофобии и патернализма. Гражданин из "гражданского общества" не мыслит своим гражданством, а мысли принадлежностью к среде своего бытового повседневного общения. Ему плевать на родину, если эта родина не совпадает границами с пределом округи. Рядовой представитель "гражданского общества" - образцовый мещанин. Его знания - дворовые сплетни; его мечты - чтобы все осталось как есть; его совесть - мнение соседа; его родина - ТСЖ; его институты - местный колхозный рынок и лавка у подъезда. Задачи всевозможных НКО и прочих "борцов за права граждан" в том, чтобы вывести этих "мещан" во "дворянство". Без прав, без обязанностей - а только на основании каких-то смутных представлений, что, мол, так оно буде лучше да почему-то "демократичней".

Чем, по сути, оказался сериал "Школа"? Нет, никак не исследованием современной российской реальности среднего образования. Ни выставкой достижений молодого кинематографа. Нет, он оказался тестом на зрелость российского гражданского общества. Как оказалось, этому "гражданскому обществу" глубоко наплевать на чудовищные проблемы, с которым приходится бороться государству: оно равнодушно к нищете, несправедливости, лжи и взяточничеству - коррупция ему - как мать родная. Этому гражданскому обществу, что бы там ни думала гражданка Памфилова, нет дела до убитых правозащитников, адвокатов, журналистов. Российскому гражданскому обществу, как, впрочем, любому гражданскому обществу, не нужна никакая свобода слова и честный суд: вместо первого оно предпочитает диктатуру слухов, вместо второго - суд Линча.

Все, что нужно российскому гражданскому обществу - это льстящие его самолюбию карамельные картинки по центральным каналам телевидения.

Господи, упаси нас от гражданского общества!

И верни нам "Школу"!