Cоглашение с ЕС. Борьба за Украину только началась

На модерации Отложенный

Долгожданное подписание соглашения об ассоциации с ЕС еще не означает становления Украины на европейский путь, пишет в Forbes Марк Адоманис. Этот договор не сможет решить экономические, социальные и политические проблемы страны. По мнению журналиста, на Украине будет тяжело воплотить многие условия соглашения. Борьба Европы за Украину только началась, полагает автор статьи.

Петр Порошенко, как и обещал, подписал соглашение об ассоциации с Евросоюзом. То самое соглашение, которое должен был подписать Виктор Янукович в ноябре прошлого года. Из-за отказа бывшего президента Украины поставить свою подпись под этим документом начались массовые протесты, которые завершились его отставкой. С подписанием же этого соглашения украинская экономика станет более открытой для иностранных товаров и услуг, пишет Марк Адоманис в журнале Forbes.

Почти никого не удивило, что правительство России гневно отреагировало на этот шаг Украины. Российский МИД пообещал Киеву «серьезные последствия», поскольку, по словам Москвы, «подписание этого соглашения навредит экономике России». Учитывая действия России за последние несколько месяцев, было бы глупо предполагать, что подобного рода предупреждения – всего лишь пустые заявления, полагает журналист. По всей видимости, в скором времени будут введены новые ограничения на украинский экспорт в Россию, продолжает Адоманис.

Говоря о продвижении Украины в сторону Европы, автор статьи вспоминает цитату Уинстона Черчилля о «конце начала». Эта борьба, которая почти в течение года снедала украинскую политику, и во время которой были убиты десятки невинных людей и свергнут президент, завершена: соглашение об ассоциации подписано.

Теперь стоит вопрос: «Что же будет дальше?». К сожалению, условия соглашения об ассоциации тяжело воплотить жизнь.

Ведь как-никак, соглашение – всего лишь кусок бумаги, пишет Марк Адоманис. Его подписание не решит все серьезные экономические, социальные и политические проблемы на Украине, не уберет торговые ограничения и не поставит европейские продукты на полки украинских супермаркетов.

В качестве примера американский журналист приводит условие соглашения, по которому Украине необходимо отказаться от субсидий на газ. В теории это звучит легко. Но есть причина, по которой первые два десятилетия независимости Украины эти субсидии продолжали существовать: они чрезвычайно популярны среди олигархов, которые контролируют тяжелую промышленность на Украине. Возможно, Порошенко удастся добиться того, чего не удавалось его предшественникам. Но такая борьба повлечет за собой огромные политические риски и легко снизит его рейтинг, полагает Марк Адоманис.

Соглашение об ассоциации всегда называли «цивилизованным выбором», благодаря которому Украина сможет оставить свое темное восточное прошлое и приблизится к безопасности и комфорту ЕС. Это большая ошибка, считает журналист. На самом деле соглашение об ассоциации не имеет ничего общего с культурой и историей, а основывается на либерализации экономики. Не существует «европейского» способа прекратить субсидии на газ или «цивилизованного» способа урезать пенсии. Эти шаги либо предпринимают, либо нет. Учитывая то, что либерализация экономики не очень популярна на Украине, а украинцы продолжают выражать крайне левые экономические взгляды, борьба за введение свободной торговли будет «долгой и неприятной». А Россия, конечно же, так и будет уверять Украину, что та сделала неправильный выбор.

Другими словами, борьба за то, чтобы сделать Украину частью Европы, не закончилась. Она только начинается, заключает Марк Адоманис.