Спорное членство Армении в ЕАЭС

Вокруг ожидаемого подписания соглашения о вступлении Армении в ЕАЭС идут горячие споры

Уже достаточно давно стало известно, что Армения, вероятнее всего, станет полноценной частью Евразийского экономического союза. После встречи в Казахстане президента Армении Сержа Саргсяна и глав стран, ныне формирующих ЕАЭС, даже назывались примерные сроки, когда закавказское государство станет членом экономического формирования – начало июля. Но чем ближе к этой дате, тем больше споров, разгорающихся в среде политологов, экономистов и прочих экспертов вокруг вопроса вступления. 

Успеть до 1 июля

Весьма интересно смотрится позиция по данному вопросу директора Института Кавказа, политолога Александра Искандаряна. Он сообщает, что все, в принципе, идет своим чередом: улаживаются бюрократические стороны вопроса, все страны, формирующие ЕАЭС, не создают какие-либо реальные препятствия (в том числе и Казахстан, который ранее поднимал некоторые вопросы «тюркского» характера).

Вот часть речи Искандаряна, произнесенная на одной из пресс-конференций: «Процесс адаптации Армении к Таможенному Союзу, Евразийскому Союзу идет достаточно интенсивно – армянская сторона создает юридический формат взаимоотношений, готовятся бумаги, ведутся переговоры. По большому счету, проблем осталось немного, но они еще есть, и их пытаются согласовать».

Однако у Искандарян, несмотря на его практическую уверенность в формировании некоторыми сторонами удобных условий для вступления Армении в ЕАЭС и Таможенный Союз, имеются сомнения в том, что до 1 июля произойдет расширение упомянутых экономических формирований. Природа его сомнения заключена в следующем: «Могу ошибаться, но я сомневаюсь, что к 1 июля все это действительно будет подписано. Есть проблемы технического характера, а есть проблемы, существующие, собственно, между членами Таможенного Союза – противоречия. Они могут быть разблокированы, но я не думаю, что это может произойти за неделю».

По всей вероятности, под «проблемами технического характера» Искандарян подразумевал и некоторые аспекты азербайджано-российских взаимоотношений, потому что в своей речи он упоминал и визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Азербайджан. «Визит связан и с Азербайджаном, где недавно побывал Лавров, и куда скоро приедет вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Россия не может не учитывать Азербайджан. Мы такие сиамские близнецы... Если берется Армения, надо делать кивок в сторону Азербайджана и наоборот», – сказал он. В общем, позиция Искандаряна достаточно проста: рано (что вероятнее всего) или поздно Армения станет полноценной частью ЕАЭС. Особых проблем нет, но небольшие присутствуют, но в скором времени они решатся.

Сомнительное членство

Более интересные мнения высказываются другими армянскими политологами. Например, вице-председатель партии «Свободные демократы» Ануш Седракян на пресс-конференции, прошедшей 25 июня, заявила, что членство Армении в ЕАЭС является несколько сомнительной вещью. По ее мнению, для стран-участниц данного экономического образования пополнение своих рядов за счет Армении будет как минимум неверным шагом с точки зрения элементарной экономики. То есть получается, что для РФ, Казахстана и Белоруссии Армения просто-напросто невыгодна.

Также она упомянула и о том, что толком не известно, что сулит самой Армении вступление в ЕАЭС, так как, на ее взгляд, цели у Астаны, Минска и Москвы разные.

Помимо этого, Седракян сообщила, что более правильным решением для Еревана было бы сближение с Евросоюзом, а не с его евразийским соперником. Вот как она аргументирует это: «Европа говорит следующее: мы разные по сути, но одинаковые в своих целях. А в Таможенном Союзе люди все разные, цель у них неизвестная. Цель ЕАЭС настолько неопределенная, что мы не можем сказать, что их (стран-участниц – прим. автора) объединяет одна праведная цель, которая принесет всем благополучие». 

В том же, что Армения и вовсе не вступит в Евразийский Экономический Союз, уверен бывший кандидат в президенты Андриас Гукасян. Несмотря на то, что уже определена дата подписания документов, должных на официальном уровне присоединить Армению к ЕАЭС (3 июля), политолог уверен, что вступления не будет, так как просто не будут подписаны эти самые бумаги. Объясняет это Гукасян тем, что против членства закавказского государства выступают Минск и Астана, которые весьма скептически относятся к расширению ЕАЭС за счет Армении.

«Мы видим, что Беларусь и Казахстан очень активно выступают против вступления Армении в эту структуру. Если снять слово "евразийский", то экономический союз России, Беларуси и Казахстана создан для защиты старой, постсоветской промышленности, у Армении нет такой промышленности". Политик добавил, что "никогда не существовало ни экономических, ни политических, ни каких-либо других факторов для вступления Армении в ЕАЭС,» – сообщает NEWS.am.

Весьма интересна также и его позиция, которая характерна для него как оппозиционного политика, по поводу решения Армении интегрироваться в ЕАЭС. Гукасян, во-первых, сказал, что не верит в то, что Кремль надавил на Ереван с целью расширить зону своего геополитического и экономического влияния. По его мнению, решение о вступлении именно в ЕАЭС было принято Сержем Саргсяном и его приближенными самостоятельно, то есть без особого нажима со стороны Москвы: «Это было решением Сержа Саргсяна и правящей элиты: когда стало известно, что конференция доноров не состоится – был потерян смысл ассоциации с Европейским Союзом, и нужно было находить новых спонсоров».

Точка зрения Гукасяна выглядит не то чтобы странной – в задачи оппозиционера, как нынче принято, всегда входят заявления, должные опорочить практически все действия правящей элиты – скорее, его позицию можно назвать ошибочной. Армения, и это очевидно, станет частью ЕАЭС, так как этому способствует главная страна-участница – Россия, а ей сейчас очень важно продолжать наращивать свою геополитическую мощь. А вот позиция Искандаряна скорее смотрится более верной – действительно, могут возникнуть некоторые «технические» проблемы, из-за которых подписание соглашения о вступлении Армении в ЕАЭС может быть отложено.

В общем, на данном этапе для Еревана нет смысла отказываться от вступления – это сулит неплохие экономические выгоды, да и рост экономической мощи ЕАЭС (чего нельзя сейчас сказать о том же ЕС), наблюдаемый с каждым годом, заставляет задуматься даже самых скептичных. Россия же поспособствует Саргсяну в его начинании.