Ирак: США повышают ставки
На модерации
Отложенный
Ситуация в Ираке, где боевики салафитского движения «Исламское государство Ирака и Леванта» (другое название — «Исламское государство Ирака и Шама»), филиала «Аль-Каиды», небольшими силами один за другим практически без боя берут многотысячные города на востоке страны, продвигаясь к её столице, выглядит не только неожиданной, но и странной.
Странной прежде всего потому, что всегда жестко стоящие на страже своих интересов и своих союзников Соединенные Штаты в этот раз игнорируют все просьбы о помощи, с которыми к ним обращается правительство Нури Малики, эвакуируя сотрудников посольства, персонал военных баз, оказавшихся в зоне наступления, сотрудников частных компаний и прочих американских граждан. Обещания военной помощи официальному Багдаду, с которыми публично выступил Барак Обама, и сама помощь — далеко не одно и то же. Никаких беспилотников, никаких военных действий, никаких санкций, никаких ультиматумов — ничего.
С глобальной сверхдержавой что-то случилось?
Не похоже — например, в связи с ситуацией на Украине США демонстрируют чрезвычайно высокую активность.
Почему же в Ираке всё наоборот?
Если учитывать всю предысторию «рабочих» отношений американских спецслужб с «Аль-Каидой» (совместные действия в Афганистане против СССР, организация терактов 11 сентября 2001 года, уничтожение Ливийской Джамахирии, гражданская война в Сирии и т.д.), рабочая гипотеза может заключаться в том, что США своими нынешними действиями (или, вернее, своим нынешним бездействием) в Ираке расчищают дорогу к прямому столкновению «салафитского интернационала» во главе с Саудовской Аравией — с шиитским Ираном. Политика, аналогичная политике «умиротворения» Гитлера в конце 30-х годов прошлого века, когда западные державы (США, Великобритания и Франция) всеми силами толкали Третий рейх к столкновению с Советским Союзом (и, в конце концов, добились этого).
То же самое происходит в Ираке. Боевики-салафиты, долгое время сражавшиеся в Сирии против Башара Асада, теперь переориентированы непосредственно на иранское направление. Надо сказать, что в Тегеране моментально отреагировали на данную угрозу, направив в Ирак элитные подразделения «стражей исламской революции». Прямые боестолкновения между ними и салафитами могут произойти уже в ближайшие дни и часы.
После этого «большую войну» на Ближнем Востоке следует считать свершившимся фактом, поскольку дело не может ограничиться банальным разделом территории нынешнего Ирака на суннитский (салафитский), шиитский и курдский «сектора».
Такая война чрезвычайно выгодна Соединенным Штатам, поскольку:
— заставит все ближневосточные элиты держать еще большую часть своих активов в «тихой гавани» американских ценных бумаг, укрепляя пошатнувшиеся позиции доллара;
— проходит без прямого участия Вашингтона, а следовательно — без финансовых и репутационных издержек с его стороны;
— позволит отказаться от вывода американских войск из Афганистана, сохранив контроль за наркотрафиком опиатов (для этого достигнуто очередное соглашение с талибами и проведен «обмен заложниками»);
— ставит Саудовскую Аравию как фактически воюющую сторону в еще большую зависимость от США;
— ослабляет геостратегический потенциал как Саудовской Аравии, так и Ирана (включая замедление или даже полное прекращение ракетно-ядерной программы последнего);
— усиливает геостратегический потенциал Израиля не только в Палестине но и на всём Ближнем Востоке;
— побочный «курдский фактор» неизбежно активизирует позицию Турции, и эта позиция в сложившихся условиях будет союзной «салафитскому интернационалу», что скажется на всём «тюркском мире»;
— создает возможность «экспорта салафитской революции» через Ирак, Турцию и Иран на Кавказ, и в Центральную Азию с прицелом на Россию (Крым, Северный Кавказ, Поволжье) и Китай (Синьцзян-Уйгурский автономный район).
Конечно, у сценария данного конфликта есть и катастрофические издержки.
Например, «в тылу» у салафитского фронта против Ирана остается союзная Тегерану Сирия Башара Асада.
Кроме того, салафитско-шиитский конфликт в Ираке еще больше укрепит китайско-российский стратегический союз и поддержку им Ирана и Сирии.
Но, видимо, иного выбора у США, балансирующих на грани финансового краха, сегодня не остается, и они максимально повышают ставки с пока еще минимальным прямым риском для себя в надежде «сорвать банк».
Комментарии