Кавказ: разбор полетов

Кто и зачем поменял формат работы Общественного совета СКФО и станет ли он теперь эффективнее?

На Северном Кавказе создан новый Общественный совет, который возглавил полпред Сергей Меликов. В сравнении с прошлым созывом совета, в нем больше нет места чиновникам, депутатам, бизнесменам... Зато прибавилось количество ученых, и будут они не просто языками чесать, а разрабатывать «дорожные карты» решения конкретных, волнующих все общество проблем. КАВПОЛИТ также предлагает своим читателям поразмыслить и предложить для нового Общественного совета темы, которые требуют скорейшего и детального «разбора». 

Граждане, перезагрузка!

В минувшую среду в резиденции полпреда в Пятигорске состоялось заседание Общественного совета СКФО. Оно стало седьмым за четыре года работы совета и первым – для его обновленного состава, который был сформирован после того, как главой округа стал Сергей Меликов.

Напомним, что совет появился в октябре 2010 года: соответствующее поручение дал Дмитрий Медведев по итогам заседания президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, целиком посвященного ситуации на Северном Кавказе. «Органы власти всех уровней должны находиться в постоянном диалоге с неправительственными организациями... Самое главное, чтобы решения [Общественного совета] были действенными, а не просто попыткой выпустить пар, что очень часто преследуют такого рода структуры», – заявил тогда президент.

Причем к тому времени в стране уже имелся прецедент существования такой структуры: в апреле 2009 года были запущены Общественные советы в Сибирском и Центральном округах. При этом на Северо-Западе такая структура заработала лишь в ноябре 2011 года. А вот, например, в ЮФО звучный бренд присвоили себе правозащитники из Ставропольского краевого движения «Против преступности и беззакония».

Общественный совет СКФО изначально задумывался как своего рода «уменьшенная копия» Общественной палаты РФ. В первом созыве, помимо полпреда Александра Хлопонина (он же председатель), было 42 человека, которые были делегированы по трем «квотам». 14 членов были представлены Общественной палатой РФ (федеральный список), 14 – самим полномочным представителем Александром Хлопониным (окружной список), и оставшиеся 14 – властями регионов СКФО (региональный список).

А вот в нынешнем созыве, с приходом в полпредство Сергея Меликова, полностью изменился и порядок формирования Общественного совета. Самое главное – он стал более компактным (32 члена вместо 43). Кроме того, он взял на себя функции ранее существовавшего Экспертного совета СКФО. При этом, правда, организационная структура совета изменений не претерпела. В нем по-прежнему пять профильных комиссий: 1) по развитию гражданского общества и правам человека; 2) по межнациональным и конфессиональным отношениям; 3) по общественно-политическим вопросам, образованию, культуре и информационной политике; 4) по вопросам земельных отношений и охране окружающей среды; 5) по вопросам соблюдения законности и правопорядка.

Особняком стоит Совет старейшин Северо-Кавказского округа, который появился в составе Общественного совета в 2010 году по личному настоянию Эллы Памфиловой (на тот момент председателя президентского Совета по правам человека, а ныне Уполномоченного по правам человека в РФ).

Джейрах, Эльбрус, Архыз...

Во время руководства федеральным округом Александром Хлопониным было создано несколько общественных объединений. Помимо Общественного совета и Совета старейшин, также появились Экспертный совет, Совет алимов, Совет ректоров, Совет по местному самоуправлению, Совет по молодежной политике, Антикоррупционный совет, Комиссия по делам казачества и еще несколько подобных профильных комиссий.

Правда, обилие общественных органов, как показала практика, увы, не стало залогом полноценного гражданского диалога, особенно с представителями оппозиции. Именно это и потребовало полной «перезагрузки» экспертной составляющей в работе полпредства. В прошлом году был создан Центр современной кавказской политики (ЦСКП) «Кавказ», который поначалу возглавил известный политтехнолог из Санкт-Петербурга Алексей Осинников, а затем его коллега – Игорь Сопов. 

Экспертные клубы появились в каждом из семи регионов Северного Кавказа, а из их членов был создан Экспертный совет СКФО. Теперь же председатели региональных клубов вошли в обновленный состав Общественного совета округа. Это, в частности, ректор Дагестанского института экономики и политики, доктор политических наук Абдул-Насир Дибиров (клуб «Седой Каспий»), главный редактор газеты «Пятигорская правда» Сергей Дрокин (клуб «Пятигорск»), президент Центра стратегических исследований и развития гражданского общества Абдула Истамулов (клуб «Грозный»), доцент Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии (СКГГТА) Азамат Тлисов (клуб «Архыз»), ингушский республиканский омбудсмен Джамбулат Оздоев (клуб «Джейрах») и первый секретарь кабардино-балкарского отделения КПРФ Борис Паштов (клуб «Эльбрус»).

Главная цель Общественного совета, заявил полпред Сергей Меликов, – подготовка конкретных предложений (или, как сейчас модно говорить, «дорожных карт») по решению вопросов общественно-политического, социально-экономического и этнокультурного развития Северного Кавказа. Причем эти предложения лягут на стол не только главе округа, но также и курирующему СКФО вице-премьеру Александру Хлопонину, а вероятно, и президенту.

Естественно, 32 человека не могут охватить весь спектр проблем, стоящих сегодня перед 10-миллионным федеральным округом. Поэтому на первом заседании Общественного совета было принято «гибкое» решение: в рамках пяти профильных комитетов будут создаваться рабочие группы, в которые будут привлекать внешних, независимых экспертов.

Хочется верить, что именно в таком «формате» Общественный совет станет неким аналогом Института Кавказа, который давно предлагали создать отечественные кавказоведы для проведения научных исследований, анализа и прогноза ситуации по округу. Осталось лишь немного подождать и увидеть исчерпывающий список тех экспертов, к мнению которых Сергей Меликов будет готов прислушиваться. Ведь достойных имен много: скромно напомним, что весь цвет российского (и зарубежного) кавказоведения регулярно публикуется на страницах КАВПОЛИТА.

Казаков попросили потесниться

Новый Общественный совет округа возглавил, как повелось по традиции, сам Сергей Меликов, а его заместителем стал Михаил Ведерников – своего рода «мозг» полпредства, курирующий всю внутреннюю и информационную политику на Северном Кавказе. В обновленном Общественном совете должность ответственного секретаря заняла главный советник Департамента по вопросам внутренней политики Татьяна Шершнева.

Помимо руководителей экспертных клубов ЦСКП, во второй созыв Общественного совета вошли также председатели всех Общественных палат регионов округа. Зато исчезли из состава люди, которых экспертами можно назвать с большой натяжкой – бизнесмены, депутаты, чиновники... Шаг логичный, ведь к гражданскому обществу они никакого отношения не имеют.

Зато сомнительным кажется то, что в совете теперь нет ни одного казака (а в предыдущем было сразу двое: Виктор Жигалкин из Степновского района Ставрополья, Олег Губенко из Минераловодского района). А ведь перед полпредством стоит сегодня очень непростая задача – помочь новому атаману Терского войска Вячеславу Пилипенко реформировать эту закоснелую структуру. Методом проб и ошибок, без опоры на ученых мужей этого, увы, не сделать.

Еще одна политическая установка – сделать совет не только более компактным но и, скажем так, более локальным. Ведь из прежнего созыва в нынешний попал лишь один федеральный эксперт – это председатель совета организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» и Московского бюро по правам человека Александр Брод (также он является членом президентского Совета по правам человека).

К сожалению, почему-то не оказалось в новом созыве Общественного совета СКФО председателя организации помощи беженцам «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной и главного редактора портала КАВПОЛИТ Максима Шевченко. Это люди, которые не просто говорят, но и добиваются конкретных изменений на Северном Кавказе. И свой практический опыт они готовы были распространять именно через Общественный совет (который, как обещал Сергей Меликов, и должен стать площадкой для обмена мнениями и опытом).

Критика вместо лести

Выступая на первом (по сути, учредительном) заседании нового Общественного совета, Сергей Меликов заявил, что предыдущий опыт работы этого органа оценивает положительно. Столь многого, мол, удалось добиться. На мой взгляд, слишком щедрая похвала, хотя иного политес и не предполагает: не плевать же в спину уходящим. За четыре года работы совет так и не стал единым, слитым органом. Да это заметно было и по календарю: всего шесть заседаний за 40 месяцев работы. Пускай полпредство извлечет уроки из опыта прежней работы, чтобы новый Общественный совет не повторил ошибок старого.

Конечно, усиление экспертной работы в рамках совета – это правильный и давно назревший шаг. Но уже сейчас стоит думать и о том, как сделать совет «платформой» для прямого диалога полпреда с общественностью. Именно Общественный совет должен стать площадкой, на которой Сергей Меликов может встречаться с теми лидерами общественного мнения, к которым прежде было не принято публично прислушиваться: правозащитниками, лидерами национальных и религиозных меньшинств, интернет-активистами и блогерами, руководителями региональных отделений «малых» (непарламентских) партий...

Думается, из их уст Сергей Меликов может услышать много для себя интересного и полезного. Хотя бы предметную критику вместо чиновной лести. В свою очередь, КАВПОЛИТ обращается к своим читателям с просьбой предложить темы, наиболее волнующие сегодня северокавказское общество, для «разбора» на ближайших конференциях Общественного совета СКФО. И заранее благодарим за активность!