Власть Украины работала на то, чтобы запугать крымских татар

Крымскотатарский общественный деятель считает, что кроме Меджлиса, есть другие организации, способные выступать от имени крымских татар

Директор Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма Айдер Асанов рассказал КАВПОЛИТУ о том, как власть Украины относилась к крымским татарам, и какие надежды крымскотатарский народ связывает с вхождением полуострова в состав РФ. Также руководитель фонда поделился мнением об Указе о реабилитации крымских татар и видением социально-экономической ситуации в Крыму.  

- Вы являетесь директором Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма. Какие народы в этом регионе относятся к коренным?

- Наш фонд является Международной общественной организацией. У нас все, включая президента, возглавляющего нашу организацию, работают на общественных началах.

Говоря о коренных народах, необходимо знать два основополагающих документа. Это Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, [Конвенция 169] и Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.

Согласно этим международно-правовым документам, коренными народами в Крыму нужно считать крымских татар, крымских караимов (крымкарайлар), крымчаков (крымчахлар) и греко-татар (урумов) (выселенных из Крыма при Екатерине Второй в приазовские степи). Эти народы были сформированы здесь и не имеют другой Родины кроме Крыма.

- Какие задачи ставят перед собой коренные народы Крыма?

- Первостепенными задачами является решение многих проблем. Приведу несколько примеров. Исторические памятники крымских караимов эксплуатировались Украиной  без учета мнения самого народа, и  караимский народ полностью отстранен от контроля над своими национальными святынями  и проведения там своих обрядов. Крымчаки – самый малочисленный коренной народ. За время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. было уничтожено 80% крымчаков. В связи с отсутствием возможности возрождения генофонда крымчаков возникла острая необходимость в сохранении культурного наследия этого малочисленного народа. Греко-татары (урумы), проживающие на материковой Украине, в Приазовье, изъявляли желание вернуться на историческую родину — в Крым. Разработка программы по возвращению и обустройству урумов в места прежнего проживания, наряду с возрождением языка и возвращением культурных, исторических памятников, позволит возродиться одному из коренных народов.

К большому сожалению, ни Россия, ни Украина не поддержали при голосовании данную Декларацию. Положение коренных народов в этих государствах весьма плачевно по причине непризнания их прав. Хотя в России существует понятие малочисленный коренной народ, но существует количественный критерий, чтобы количество было не более 50 тысяч. Это немного странно, потому что, если народ будет развиваться и численность превысит эту цифру, то из списка малочисленных коренных народов будет вычеркнут.

Если быть кратким, то на сегодня задачей коренных народов Крыма является найти понимание РФ в вопросе признания их таковыми с правом на самоопределение, что вовсе не означает возможность посягательства на территориальную целостность государства. Необходимо обеспечение возможности участия представителей этих народов в принятии решений, касающихся их развития, а также обеспечение культурной идентичности.

- Как жилось крымским татарам на Украине?

- Были надежды на то, что независимая Украина, понимая чаяния депортированного народа, сделает все от нее зависящее для восстановления наших прав. Но тщетно. На сегодня результаты таковы. Первое — приватизация в Украине навсегда лишила нас земли. Второе – около 100 тысяч соотечественников остались в ссылке. Третье – возврата или компенсации незаконно отнятого не произошло.  Четвертое – не решен вопрос с топонимикой. Пятое – не было условий для изучения родного языка по причине малого количества школ с крымскотатарским языком обучения. Шестое – не были возвращены культовые здания и сооружения. Седьмое – правовая система и власть в целом делали все возможное, чтобы крымские татары чувствовали себя дискомфортно. Перечислять можно очень много и долго.

Десятилетиями украинская власть использовала для подавления борьбы крымских татар за свои элементарные права следующие методы – сфабрикованные уголовные дела, формирование банд, избиение безоружных, похищения, пытки, бронетехнику, снайперов, спецназ, внутренние войска, запугивание обывателя «терроризмом» и «национализмом». Вся государственная система Украины от Президента и до глухого сельсовета, от центральных телеканалов и до местных газетенок, от школьных учебников и до торговой рекламы работала на то, чтобы запугать и подавить крымских татар, возбудить к ним недоверие и ненависть широких кругов населения.

Начиная с 2005 по 2010 годы, у крымских татар была надежда на то, что «оранжевая» власть, которую поддерживали в Крыму только мы, начнет решать наши проблемы. Но крах надежд не заставил себя долго ждать. Приведу несколько примеров и высказываний.

Экс-президент Ющенко: «Наша идея – единый народ, единый государственный язык, единая религия, единая нация». Этим видением украинской национальной идеи он дал понять всем нам, что из нас собираются лепить украинцев.

Глава ВР Украины Яценюк, будучи в Крыму, на встрече с местным парламентом и администрациями произнес «спич», из которого следует, что крымских татар следует  наказывать за «захваты земли».

Экс-премьер Тимошенко ни разу за 100 дней не вышла к пикетчикам – крымским татарам, которые держали голодовку возле стен правительства Украины с целью добиться получения земли.

Бывший министр внутренних дел Юрий Луценко с удовольствием позировал на фото во главе отряда милицейского спецназа, и с дубинкой в руке грозился сурово карать тех, кто будет «захватывать украинскую землю» и возводить незаконные постройки.

И это тоже далеко не полный перечень примеров истинного отношения к нам, однако Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров всегда старались замалчивать или оправдывать подобные выходки. Ведь именно лидеры «Меджлиса» в связке с этими правителями Украины призывали наш народ голосовать за эти национал-демократические силы, взамен получая властные портфели при условии не выдвигать требования всего народа.

- Сегодня много разговоров ходит о том, что крымские татары занимают антироссийскую позицию. Так ли это?

- Есть чувство глубокого разочарования в ассимиляционной политике Киева в отношении крымских татар. Безусловно, бытует также мнение, что сегодняшняя РФ является продолжателем имперской России, уничтожившей Крымское Ханство. Также на Россию, как правопреемника СССР, возлагают ответственность за депортацию.  И если решение наших проблем оставить на усмотрение власти Крыма, то это очередной тупик.

- Как крымские татары голосовали на референдуме по вопросу вхождения в территорию России?

- Надо сказать, что референдум был организован так, что довольно трудно и почти невозможно установить, сколько людей приняло в нем участие. Для этого нужно было с утра и до вечера сидеть и вести учет, чем  абсолютно никто не занимался. Судя по общению со многими людьми, я делаю вывод, что мнения разделились. Были те, кто с удовольствием пошел. А были такие, кто  считал, что крымским татарам  не следует вмешиваться в отношения между Россией и Украиной. Особенно в условиях, когда вот-вот могла начаться война. Потому и придерживались нейтралитета.

В любом случае, решение вопросов, связанных с восстановлением прав крымских татар, должно происходить не потому, что они принимали участие в референдуме или нет, а потому, что крымскотатарский народ — автохтон, коренной народ Крыма.

- По-вашему, какие первостепенные задачи стоят перед крымскотатарским народом на сегодняшний день? 

- При диалогах с украинской властью мы озвучивали проблемы народа, надеясь, что она услышит и решит их. Позже становилось понятно, что этим самым мы обнажали свои уязвленные места, по которым Украина продолжала бить и дальше. То есть, всячески противодействовала в решении наболевших вопросов.

Тем не менее, приоритеты, на мой взгляд, таковы: 1. Физически выжить, развиваться и создавать семьи.  2. Не забывать и возрождать свои традиции, придерживаться морально-нравственных устоев предков. 3. Быть признанным коренным народом. 4. Вести диалог с российской властью, которая, в свою очередь, тоже должна придерживаться общепризнанных международных стандартов в деле обеспечения прав. 5. Стать более состоятельными. Опять- таки, это не полный перечень задач.

- Кроме «Меджлиса», есть ли в Крыму деятели и организации, способные вести от имени крымских татар диалог с российской властью? Что это за организации, и кто эти люди?

-Безусловно, есть! Сегодняшнее руководство «Меджлиса» всячески, нисколько не стесняясь, позиционирует себя как единственный и полномочный орган, представляющий волю крымских татар. Хотя, на самом деле, «Меджлис» не имеет права представлять интересы всего народа по той простой причине, что народ и не избирал его в таком качестве.

Курултай и Меджлис образца 1991 года были избраны крымскими татарами для отстаивания наших прав. Другое дело, что, начиная, примерно с 1998 года, верхушка Меджлиса стала получать взамен своей лояльности к игнорированию Украиной наших требований различные должности, депутатские мандаты и прочие привилегии.

Сейчас система контроля за так называемыми выборами сама находится полностью в руках самого Меджлиса. И цифра об участии 54% крымских татар выглядит полной липой, подогнанной под их «победу». Избирали Курултай не крымские татары, а избирательные комиссии меджлиса.

В идеале должны быть проведены честные, прозрачные выборы в представительный орган Курултай, в котором бы приняло участие абсолютное большинства народа.

Есть десятки общественных организаций, годами работающих на улучшение положения народа в разных сферах. А также депутаты местных советов, избранные самим народом не по партийным спискам, а по мажоритарной системе, которые знают ситуацию и могут являться экспертами в выработке решений по насущным проблемам. Поэтому на переходной к избранию нового Курултая народ могут представлять крымскотатарские общественные организации на паритетном основании.

- Какое сегодня социальное положение крымчан?

- В Крыму нет так называемого среднего слоя, люди достаточно или очень богаты, либо живут ниже допустимого предела. Экономически Крым развит слабо, процветающий бизнес принадлежит кланам и мультимиллионерам. Разумеется, не без покровительства властных структур. Проблема с газификацией, водоснабжением, малоразвитой инфраструктурой тому прямое подтверждение.

За последние несколько месяцев цены на продовольствие выросли более чем в полтора раза, зарплаты при этом у простых жителей Крыма остались прежними. Много предприятий, в том числе и частные, остановили свою работу, повысилась безработица. Поставка продовольственных товаров из Украины достаточно затруднительна, а из России еще не налажена. Возникло много бытовых и социальных трудностей. Замороженные средства и накопления в украинских банках не дают возможность крымчанам решать свои насущные проблемы.

Разочарование вызывает также тот факт, что все высокопоставленные лица мэрий, администраций и прочие местечковые правители остались в прежнем составе. А ведь о них только ленивый не писал в связи с фактами коррупции, присвоения и нецелевого использования средств. Достаточно взглянуть на наши дороги с пробоинами и прочие неудобства.

- Что вы можете сказать об Указе о реабилитации крымских татар? По-вашему, учтены ли в нем все права вашего народа?

- На различного рода встречах с коллегами из России меня часто поздравляют с этим Указом. Я молча достаю распечатанный документ и даю прочесть. После прочтения коллеги переходят на другую тему по причине того, что обсуждать в общем-то и нечего.

Представители армянского, болгарского, греческого, немецкого национальных меньшинств, меньшинств, отраженных в Указе, имеют за пределами Крыма независимые государства, народами в Крыму они никогда не были и не станут.

Права национальных меньшинств следует соблюдать и восстанавливать, если они нарушены. Но преднамеренно сводить права нашего народа к правам национальных меньшинств означает нарушать права крымскотатарского  народа.

Важно то, что все эти нацменьшинства переехали в Крым в 70-90 – е годы, и только считанные проценты из них — это непосредственно депортированные из Крыма и их потомки. Остальные же вовсе не имеют отношения к депортации из Крыма! В Украине также до самого последнего времени крымских татар юридически гнули под статус национального меньшинства. В этом смысле указ в том виде, как он есть, для нас ничем не лучше.

Думаю и надеюсь, что Указ станет стартовой отправной точкой в деле восстановления наших попранных прав. Мы расцениваем его как первый неуклюжий шаг. Указ по содержанию очень рамочный. Люди ждут, что и как будет происходить на самом деле, а не на бумаге. Тем более, что местная крымская власть уже прямо вопреки указу, не боясь откровенно его нарушить, вместо того, чтобы организовать 70-летие депортации, нагнала сотни БТР м автозаков,  десятки тысяч  полиции. А это  ударило не столько по крымской власти, сколько по имиджу России и Президента.

Несомненно, необходимо принятие дополнительных нормативно-правовых актов, решений и постановлений правительства для комплексной поддержки нашего народа. Думаю, что пришло время создания экспертного совета, в состав которого могут и должны войти специалисты в области международного права, для выработки необходимой концепции. Конечно же нужен ФЗ «О статусе крымскотатарского народа», в котором будут учтены все политические, социальные и культурные права.