Крым тянет экономику России вниз
На модерации
Отложенный
Последние годы Россия боролась за улучшение инвестиционного климата. Иностранцы начали говорить, что делать бизнес в России стало немного легче. Однако, кризис политические события на Украине и вокруг нее, аннексия Россией Крыма и последовавшая жесткая реакция Запада негативно сказываются не только на инвестиционной привлекательности нашей страны, но и в целом на экономике.
В настоящее время уже наблюдается усиление отток капитала. По минимальным оценкам, до 100 миллиардов, по максимальным — 200 миллиардов, что вызовет в этом году переход сальдо текущих операций платежного баланса в отрицательную область.
На официальном уровне Россия практически уже признала проблемы в своей экономике из-за аннексии Крыма. По данным польского агентство РАР, министр экономики Алексей Улюкаев заявил, что это произошло по причине «ухудшенной международной ситуации» и «бегства капитала», с которыми столкнулись россияне после присоединения полуострова.
По его словам, за первые 3 месяца из России было выведено больше средств, чем за весь прошлый год. Также он признал наихудшую экономическую ситуацию в стране за последние 5 лет.
Не исключено, что дальнейшие санкции против России могут идти по нарастающей. Например, фактическая заморозка Еврокомиссией газораспределительной системы OPAL («Северный поток») из-за действий энергопакета ЕС. То же самое ожидает «Южный поток». Не исключено, что будут санкции по дальнейшему расширению «Северного потока».
В конце 2013 года мы должны были присоединиться к американскому Закону о налоговом контроле за зарубежными счетами (FATCA). C 31 марта 2015 года банкам и финансовым организациям по всему миру надо информировать службу внутренних доходов США об операциях их клиентов, чтобы они не уходили от налогов. Это было важно в русле объявленной руководством страны деофшоризации. Присоединение России к американскому акту регулируется соответствующим международным соглашением. Его уже пытаются не подписать американцы. В этом случае с каждой финансовой операции в российских банках от доходов от американских активов будет удерживаться дополнительно 30% налога.
В преддверии двухдневного саммита G7 в Брюсселе, который проходит вместо ранее запланированной встречи G8 в Сочи 4-5 июня, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Германия ужесточит санкции против России, если Владимир Путин не будет способствовать остановке эскалации конфликта на Украине. Меркель считает принципиально важным использование Путиным своего влияния с тем, чтобы «заставить сепаратистов воздержаться от насилия и запугивания, сдать оружие и прекратить захват административных зданий». Если президент РФ не выполнит этих условий, Германия будет вводить дополнительные санкции против России.
Здесь следует отметить, что лидеры ведущих мировых держав встречались в рамках «большой семерки» впервые за 17 лет без России – нашей стране отказано в участии в переговорах в отместку за «аннексию» Крыма и деструктивную роль России в дестабилизации обстановки на Восточной Украине.
Однако радует тот факт, что в Берлине предупредили о том, что участники саммита в Брюсселе не будут договариваться о новых санкциях в отношении РФ. Хотя не исключено, что при обострении ситуации, возможно, ЕС или G7 все же придется рассмотреть дальнейшие меры в отношении России.
Положительным является также тот факт, что санкции по газу пока введены не будут. ЕС зависит от поставок нашего газа на 30%. Но если в Европе примут решение, что Россия — не клиент, а угроза, меры ограничения покупки газа и нефти будут настолько мощными, что мы не сразу сможем перебросить поставки углеводородов на рынки, условно говоря, Индии и Китая.
При этом, все члены большой «семерки» считают, что работа над новыми мерами в отношении России должна продолжаться на случай эскалации конфликта на Украине, и такая позиция получит сегодня поддержку при обсуждении украинского кризиса.
Что касается непосредственно Крыма, то по уровню дотационности, составляющему 65–70%, он сравним с северокавказскими республиками. Конечно, не с Чечней и не с Ингушетией, но, например, с Дагестаном. Аналога среди краев и областей РФ нет.
Обычные россияне смирились с дотационным Кавказским регионом, на который уходят бюджетные средства со многими «0», только на то, чтобы задобрить горячий народ и держать его подальше от центра. Но еще одного региона с «повышенным» вниманием россияне терпеть не будут, ведь, в след за инфраструктурными объектами деньги будут забираться с пенсий, зарплат и социальных выплат.
Конечно, в федеральном бюджете РФ есть средства для того, чтобы закрывать тот объем дотаций, которые Крым получает сейчас от Украины. Проблема в том, что сейчас бюджетная система РФ разбалансирована. В 2013 году произошел фактический секвестр федерального бюджета, на 5% по ряду направлений. Снизились трансферты региональным бюджетам с 1,7 триллиона рублей до 1,5 триллиона рублей. Это 200 миллиардов рублей, или восьмая часть от общей суммы, что, конечно, очень чувствительно.
Кроме того, очевидно, что расходы на Крым не ограничатся одним только текущим содержанием. Нужны колоссальные вложения в инфраструктуру, а еще одной сочинской «олимпиады» Россия не выдержит.
Россия переживает экономический спад, при этом, по оценкам, темпы роста реального ВВП замедлились до 1,3% по сравнению с 3,4% в 2012 году.
Недостаточное внимание к проведению полномасштабных комплексных структурных реформ привело к ослаблению предпринимательского и потребительского доверия. В 2013 году у нас крайне скромные показатели по росту ВВП, рост промышленного производства нулевой, инвестиции сократились, пусть и незначительно, доходы населения росли медленно. Мы имеем все шансы перейти из фазы стагнации в вялотекущий кризис.
Консолидированный долг субъектов Федерации и муниципалитетов составляет 2 триллиона рублей, до 90% региональных бюджетов убыточны. Любые дополнительные расходы в ситуации общей экономической нестабильности могут стать последней каплей, которая перевесит чашу весов.
Что касается реального присоединения Крыма, то необходимо решить несколько задач. Это создание транспортных и энергетических связей с основной территорией страны, интеграция региона в финансовую и бюджетную системы, распространение социальных и прочих обязательств на жителей Крыма.
Население Крыма составляет 2 миллиона человек, из них трудоустроены 334 тысячи, за вычетом сезонной и неполной занятости — 251 тысяча человек.
В Крыму около 500 тысяч пенсионеров, если умножить это число на среднюю российскую пенсию, близкую к 10 000 рублей, то получится 5 миллиардов рублей в месяц, или 60 миллиардов рублей в год. Саму по себе эту цифру нельзя назвать неподъемной для России, но ведь важно понимать, что пенсия в нашей стране начисляется по сложным, запутанным и постоянно меняющимся правилам, которые, естественно, не действовали в Украине. Даже простое начисление пенсий - колоссальная работа. А ведь та же проблема возникает и при пересчете зарплат бюджетников, приведении их к российским стандартам.
Еще сложнее окажется ситуация с занятостью и доходами в частном секторе. Значительная часть турпотока в Крым — это россияне, которые добирались поездом или на автомобиле, но в условиях обострения отношений с Украиной это будет не так легко, как раньше.
Сокращение турпотока из Украины – факт очевидный. В 2013 году из 5,9 миллиона человек, отдохнувших в Крыму, только 1,5 миллиона были россиянами. Таким образом, в случае продолжения конфронтации с Украиной турпоток сократится вчетверо.
Крупные пансионаты еще могут выкупить российские инвесторы, но как быть с остальными людьми, которые останутся без дохода, — выдавать им материальную помощь в конвертах?
Не меньшие проблемы ждут и сельскохозяйственный север Крыма. Украина поднимает тарифы на электричество и водоснабжение, от которых полуостров критически зависим, и если гражданам изменение можно компенсировать субсидиями, то частные агропредприятия столкнулись с ростом издержек и убыточности.
Для людей в Крыму, которые долгие годы живут бедно, ничего, по сути, не изменится, обмануты будут только их надежды, а вот среднеобеспеченные граждане столкнутся с падением уровня жизни. Крым на наших глазах превратится в экономического инвалида — вроде Ивановской области.
С точки зрения экономики Крым, валовой региональный продукт которого немногим превышает 4 млрд долларов, невеликая потеря для Киева и нулевое приобретение для Москвы. В регионе почти нет крупных предприятий, в основном они государственные или принадлежат местным бизнесменам. Ряд активов считаются подконтрольными семьям экс-президента Украины Виктора Януковича и экс-премьера Николая Азарова, и присоединение к России для них проблем создать не должно.
Крупнейшие предприятия пищевой промышленности - государственные производители алкогольной продукции, например «Массандра» и «Новый Свет», пивной завод «Крым» (владелец - местный предприниматель Валерий Зубок) и Крымская водочная компания (КВК) украинского бизнесмена Андрея Охлопкова.
Более половины выпекаемого в Крыму хлеба производят заводы холдинга «Табачник и Слабовский», одним из совладельцев которого является Михаил Табачник - младший брат экс-министра образования и науки Украины Дмитрия Табачника.
Ведущие химические предприятия Крыма принадлежат Group DF Дмитрия Фирташа (ЗАО «Крымский ТИТАН» и ОАО «Крымский содовый завод») и структурам экс-губернатора Днепропетровска Сергея Касьянова.
Транспортная отрасль представлена государственными железными дорогами, морскими портами и принадлежащим Крыму аэропортом Симферополя. Но пять морских портов через стивидоров или неофициально контролируют частные структуры. Так, Керченский морской торговый порт подконтролен турецкой Palmali, Феодосийский - Group DF Дмитрия Фирташа, Севастопольский - СКМ Рината Ахметова, а Ялтинский - Александру Януковичу, старшему сыну Виктора Януковича.
Электроэнергией Крым обеспечивает государственная Крымская электроэнергетическая система «Укрэнерго», которая поставляет с материковой части Украины в Крым 80% электроэнергии. Потребителям ее доставляет ОАО «Крымэнерго», 57,49% акций которого принадлежит ДТЭК Рината Ахметова, 25% - «Укрэнерго». Газотранспортная система Крыма связана с общеукраинской и включает 1546,3 км магистральных газопроводов.
Как будут решаться все эти задачи – непонятно. Но уже становится ясно, что россияне хорошо заплатят за ура-патриотизм, и речь идет не только о прямых расходах на Крым, но и об изменении в худшую сторону качества экономической политики государства.
Комментарии
А геополитические изменения всегда сопровождаются временными трудностями с многократной последующей компенсацией. Есть только одно агрессивное исключение - англо-саксо-иудеи. Таким агрессорам приходится утрачивать то, что они в своём воображении уже проглотили.
Не понятно.....
Какая экономика рассеи???
Какие рассеяне???
Те урапоцреоты, прихлебатели???
Щаааз! Им и так хорошо. Им только дай сытые жопы лизать.
Заплатят все те же Василии Петровичи и Марьи Александровны в далеком замкадье.
Честные трудяги по жизни. Отдавшие всю жизнь этому не благодарному гондурасу.
Своя ноша не тянет.
Приходит прихожанин в церковь (действие разворачивается в РФ) и говорит: "Святой отец я потерял ватник". "Молись сын мой - Крым наш - 100 раз". Смеялся до слез
А миллиарды долларов куда-то же надо тратить...
Ну хоть на свалку их не выбрасывай. Но ведь тогда никто не поймёт.
А так - назвали бесполезные траты инвестпрограммами и всё. Пусть олигархи пилят и вывозят за бугор.
и пошли врать на прополую....
а нещиброды от радости подхватили
эту фуйню...
ну ну мели емеля
их неделя..