"Вождизм" и "антивождизм" в России

На модерации Отложенный

В плане восприятия властных институтов и их легитимности Россия является очень интересной страной. Русский народ не очень доверяет коллективным властным субъектам, поэтому ядром власти, с точки зрения народа, всегда является фигура правителя. Причем неважно, какую должность он занимает, каким путем он пришел к власти. Иначе говоря, Россия – страна персонифицированной легитимности.

Фигура правителя включает в себя два самых главных элемента: статус (царь, президент, премьер-министр и т.д.) и  личность правителя, то есть своеобразный набор качеств, которые являются значимыми для народа, его харизма. Россия в этом аспекте отличается тем, что эти два элемента неразделимо сливаются в единое целое, образуя при этом фигуру вождя или антивождя, когда личность правителя максимально раскрывается перед народом во всю величину. Естественно, что личность правителя играет более важную роль, нежели его статус. Данные утверждения можно проиллюстрировать парочкой примеров, которые более наглядно и просто могут продемонстрировать правильность данных суждений.  

Наверное, почти каждый хотя бы раз слышал от знакомых фразы типа «Сталина не хватает», «России нужен Сталин» и тому подобное в различных вариациях. При этом почти ни у кого не возникает вопрос: а кем нужен Сталин, в качестве кого? Наверное, это так, потому что ответ, как говорят, лежит на поверхности и напрашивается сам собой. Личность  правителя всегда поглощает его статус, то есть статус правителя становится частью его личности, ее атрибутом.

Личность правителя-вождя становится практически «бессмертной» в глазах народа, конечно же, не в буквальном, а в символическом значении. Причиной тому является, если так можно выразиться, любовь народа к вождю. Этот факт подтверждается фразой де Голля о том, что «Сталин не остался в прошлом, он растворился в настоящем».

Полную противоположность правителю-вождю представляет собой правитель-антивождь, то есть правитель, который, мягко говоря, не отличается любовью народа к себе, а, наоборот, становится объектом его ненависти. Правителю-антивождю народ, в силу  негативного отношения к его личности, отказывает в моральном праве быть правителем. Как уже отмечалось выше, статус правителя и его личность для русского народа неразделимы, поэтому правителю-антивождю практически отказывается в его личности. Происходит своего рода «конфискация» личности правителя, его исчезновение из общественного сознания. Иначе говоря, в глазах народа происходит символическая смерть правителя-антивождя, которая венчает критическую точку его делегитимации. Для того чтобы понять это лучше, достаточно вспомнить фигуру Михаила Горбачева, который воспринимается не иначе как «призрак прошлого». То есть правителя-антивождя народ обрекает на вечное забвение.

Таким образом, правитель-антивождь, постепенно исчезает из общественного сознания, происходит его символическая смерть. И, в конце концов, правитель-антивождь обрекается народом на вечное забвение.