Куда ведут "пути дипломатического урегулирования"
Одной из любимых присказок во всякого рода «международных панорамах» было пожелание, что надо бы «урегулировать конфликт дипломатическим путём». Только вот беда: трудно вспомнить примеры таких урегулирований. Зато примеры того, как именно «дипломатические усилия» переводили конфликты в «горячую фазу» можно перечислять долго.
Самый знаменитый пример такого рода – август 1914 года, когда вроде бы из-за одного-единственного выстрела в Сараево началась Первая мировая война. Повод был, строго говоря, пустяковый: застрелили наследника австрийского престола. Печально, конечно, но… незадолго до того в Италии аж целого короля подстрелили. А в США – президента. Ну и чего?
А того… Сперва австрийский ультиматум Сербии, потом Сербия просит о помощи, потом Россия объявляет мобилизацию, потом германский ультиматум России, потом «вписывается» Франция…
И все это, ну, очень не торопясь. От выстрела в Сараево до первого залпа в Сербии прошел почти месяц, во время которого все только и делали, что пытались «урегулировать конфликт дипломатическими методами».
Конечно, можно говорить, что теракт в Сараево был только поводом, а причины гораздо глубже. Пусть так. Но противоречий всегда было много, да и поводов можно было при желании изрядно найти. И даже находили, но как-то всё обходилось.
А тут вот не обошлось. Почему?
После войны историки почти по минутам восстановили ход «июльского кризиса» 1914 года и пришли к выводу: войны можно было бы избежать, если бы Англия чётко заявила, что вступит в войну на стороне Франции и России.
В Берлине понимали, что на осуществление «плана Шлиффена» можно надеяться только при условии британского нейтралитета. Если его не будет, то лучше подождать более выгодного случая и «дружески посоветовать» Австрии не лезть на рожон. Мало, что ли, в конце концов, в Вене эрцгерцогов, чтобы этак из-за одного буянить…
Однако британский министр иностранных дел Грей в 1914 году вдруг занял «неоднозначную позицию» и в Берлине возликовали: вот он, удачный момент!
А потом вдруг – на тебе…
Историки до сих пор спорят, действительно ли Грей летом 1914 года вдруг засомневался или же специально подготовил для Германии «дипломатическую ловушку».
Но факт остается фактом: мировая бойня спровоцирована именно внезапным «миролюбием» одной из сторон.
Другой пример «дипломатического разрешения конфликта» – Мюнхенский сговор 1938 года. Про него писано-переписано, но главное остается за кадром: осенью 1938 года гитлеровский режим буквально висел на волоске. Германские генералы, которые понимали, что рейх к войне не готов, собирались было совершить военный переворот и устранить фюрера, но тут подоспели западные дипломаты, сумевшие «разрулить конфликт». И вот результат…
Сейчас дела обстоят ещё хуже. В былые времена дипломаты работали всё-таки под присмотром своих национальных политических лидеров, и те могли перед ними своей волей поставить желаемые цели и спросить за результаты. Ныне воля политических лидеров Запада «размыта» в наднациональных структурах и потому профессиональному кретинизму дипломатов помешать мало что может.
Трудно поверить в то, что евро-дипломаты всерьез хотели довести Украину до разгула бандеровщины, угрозы гражданской войны и полного хаоса. Однако довели.
И сразу вопрос: каким таким национальным интересам, ну, скажем, Германии, соответствует превращение 45-миллионной страны в Дикое поле, да ещё в сочетании с конфликтом с Россией? А какую такую выгоду от этой метаморфозы могут получить Франция или Англия?
Нет ответа.
Но поиски «дипломатического решения», - хотя и под крики про «санкции», - всё равно продолжаются. При этом дипломаты с трибуны ООН произносят такие слова, что возникает подозрение: у них что, вся «аналитика» напрямую из «Москоу Таймс» или с «Эха Москвы» взята?
Ну, что стоило тем же «еврокомиссарам» выкатить Януковичу не столь убийственные условия «евроассоциации»? Что не дало внятно сказать «святой троице» Кличко – Яценюк – Тягнибок, что никакой поддержки на Западе они не получат.
Но нет, не сказали. Только мило улыбнулись, когда ими же придуманное «политическое соглашение» оказалось пустой бумажкой, после чего всё на юго-востоке Украины и завертелось по-настоящему, а России пришлось начать действовать в Крыму…
Комментарии
Козьма Прутков-Интернет