Аннексия Крыма: урок для СНГ?

На модерации Отложенный

То, что произошло и происходит в Крыму фактически изменило мир и мировую политику. Каковы последствия? На сегодняшний день об этом вряд-ли смогут сказать даже самые опытные политики и эксперты. Остается только анализировать и прогнозировать.   

Принуждение к дружбе и многолетнее давление на Украину со стороны России, квинтэссенцией которых стала фактическая эскалация агрессии российской стороной на Крымском полуострове  свидетельствует об отсутствии у Кремля каких-либо конструктивных программ решения межгосударственных отношений, кроме как демонстрации силы и языка ультиматумов.

 Кремлю не удалось организовать процесс так, чтобы роль Черноморского флота осталась незаметной. Ещё до  начала операции стало очевидно, что нарушен договор о пребывании сил России в Крыму, и что ЧФ используется для грубого вмешательства в дела суверенной Украины. События в Крыму организованы фантастически непрофессионально: уши РФ торчат с самого начала.

В спецоперации по отсечении Крыма Москва использовала  те же методы и политтехнологии, что использовались в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье.   До сих пор, в цивилизованном мире  к этим  «независимым» образованиям действительно относились с пониманием и считали их, в том числе, выражением воли части коренного населения этих земель. Но сейчас все поменялось:  эти непризнанные государства станут рассматриваться как плацдармы  для дальнейшей агрессии Кремля. Поэтому и Абхазия, и Южная Осетия и ПМР будут рассматриваться как полностью нелегитимные образования, несущие угрозу мировому порядку. Со стороны Запада и Турции начнется работа по их ликвидации.

В Крыму, защищая,  якобы притесняемое русскоязычное население и граждан России в Украине, Москва в качестве инструментов воздействия на ситуацию в АРК выбрала силовой захват государственных учреждений другого государства, блокирование его армейских частей и разжигание межнациональной розни.

При этом, называя смену руководства в Украине, не иначе, как «фашистским путчем», РФ сама прибегла к оккупационной политике на территории соседней (и по недавним заявлениям Кремля – братской) страны, националистическим лозунгам и риторике.

На фоне неприкрытой военной агрессии, Кремль грозит украинскому государству и экономическими санкциями в виде штрафов за поставленный (но не оплаченный ввиду экономического кризиса) газ, увеличением цены на данный энергоноситель и сворачиванием финансовой поддержки. Идут разговоры о возможном приостановлении поставок в Украину ядерного топлива для АЭС.

Таким образом, возможность цивилизованного процесса решения вопроса стабилизации ситуации в АРК и поиска компромиссов в ее урегулировании свелась к минимуму.

Крупнейшее славянское государство на полном серьезе готовится атаковать другое, второе по величине славянское государство.

В России не понимают (или не хотят понимать), что в Украине действительно происходит революция, а не переворот. Народ просто задолбала коррупция, чиновничий беспредел и отсутствие у большинства населения каких-либо перспектив на будущее. Действительно, в Украине, как и во всякой революции, наружу вылезла вся нечисть, грабеж и насилие имеют место и в Киеве и в некоторых регионах. Однако рано или поздно порядок будет восстановлен. Но для этого Украине не нужны вооруженные до зубов «зеленные человечки».  В России могут признавать или  непризнавать новое украинское правительство, однако в Кремле, судя по всему, не хотят понимать, что в Украине сотни тысяч людей реально готовятся к войне с Россией, вне зависимости от того, какую позицию займет официальный Киев. Точка невозврата пройдена?

Подобный «украинский» сценарий, как это ни прискорбно, вполне реален и в других постсоветских государствах. Это возможно  в связи с агрессивной внешней политикой РФ, неприкрытым ее стремлением к экономической экспансии в первую очередь на территории СНГ. При этом, как в случае с Украиной, формальным поводом для радикальных действий РФ опять-таки станет лозунг о защите интересов русскоязычного населения в странах, стремящихся проводить независимую внешнюю политику.

Но,  России надо помнить, что любое приобретение, это потеря возможности приобретения и приобретение возможности потерь.

Белоруссия, страны  Южного Кавказа и Центральной  Азии скорее всего отдалятся от России.

До настоящего момента Белоруссия и Казахстан - ближайшие соседи России с большой долей русскоязычного населения - высказывались по теме Крыма крайне осторожно. Президент Белоруссии Александр Лукашенко сформулировал свою развернутую позицию по поводу вхождения Крыма в состав России, однако вышло как-то противоречиво: Украину он назвал «неделимой», Крым - российским, а ситуацию в целом – «противной». Белорусский лидер сообщил, что: «Крым опасен не тем, что вошел в состав России, он опасен прецедентом».

Казахстан назвал референдум в Крыму «свободным волеизъявлением» и заявил, «что с пониманием относятся к решению Российской Федерации в сложившихся условиях». При этом МИД Казахстана отметил: «Мы выступаем за мирные формы выхода Украины из кризиса и его преодоление путем переговорного процесса под эгидой ООН и других авторитетных международных организаций». Пока в Казахстане у власти пророссийский лидер ничего удивительного в такой позиции нет.

Однако, лидеры центрально-азиатских государств понимают, что для них особенно опасно не повторение киевских протестов, а повторение «крымского сценария» в их государствах. «Замороженные»  конфликты на территории бывшего СССР могут разгореться вновь, особенно, если Москва, пожелает защищать в них русскоязычных жителей или национальные меньшинства.

После крымских событий вновь станет актуальной проблема узбекских анклавов в Киргизии, таджикских в Узбекистане и заселенного русскими северного Казахстана. Особенно злободневной станет проблема северного Казахстана. Некоторые русские политики-националисты уже в открытую предрекают Казахстану судьбу Украины. И хотя Астана и понимает, что эти заявления исходят не из Кремля, изменение настроений в России очень примечательно.

Армения полностью поддержала действия России в Крыму и заявила, что поддерживает право любых народов на самоопределение. Такая позиция целиком была прогнозируема. На Южном Кавказе самым близким другом России и её основным стратегическим союзником является именно Армения. Страна входит в ОДКБ и на её территории расположена крупнейшая российская военная база в Гюмри.  Кроме того, при поддержке  РФ  и Армении сепаратисты по-прежнему контролируют Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему других районов Азербайджана.  Четыре резолюции Совета Безопасности ООН, которые армянская сторона при поддержке России продолжает игнорировать, призывают к  выводу армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана. Знакомый почерк?

Россию, на Северном Кавказе, до Крымских событий  Запад рассматривал как стабилизирующую силу и признавал наличие ее особых интересов на постсоветском пространстве.  Однако теперь отношение основных мировых игроков к России будет впредь как к опасной, непредсказуемой и деструктивной силе, и начнется политика её жёсткого выдавливания. Власть Москвы начнёт рассматриваться как власть нежелательная, допускающая чудовищные нарушения прав человека, ведущая к дестабилизации и появлению исламского экстремизма. Будет начат поиск и конструирование местных политических сил, способных обеспечить развитие Северного Кавказа как политически независимой от Москвы территории, создание политической власти стабильной и не несущей угрозу Западу и Турции. После этого начнётся давление на Москву с использованием всех возможных рычагов, от экономических санкций до политической и негласной военной поддержки вооруженного сопротивления, что приведет к быстрому уходу России с Северного Кавказа.

Кроме всего прочего, сепаратизм национальных регионов, сепаратизм самих русских, получит систематическую поддержку со стороны различных внешних сил Востока, Запада и Юга.

Не исключено, что произошедшее вокруг Украины отразится на ситуации на Дальнем Востоке, вокруг Курил, возможна актуализация вопроса Сахалина.