Эхо Яроша в бывшем СССР
Антироссийские заявления неожиданно послышались из Нагорного Карабаха.
Богатая на события Украина привлекает внимание не только людей и всякого рода политических деятелей, связанных как-то с советским прошлым или находящихся в Европе по соседству с Украиной, но и практически всех политиков разного калибра из непризнанных стран. Оно и неудивительно, так как именно народные волнения и политическая нестабильность в Украине породили в свое время эти самые непризнанные страны. Не обошли стороной украинские события в своих комментариях на Приднестровье и в Нагорном Карабахе. Однако взгляды политиков из дружественных России регионов оказались разными и не совсем «пророссийскими», как следовало бы ожидать.
Приднестровская позиция
Непризнанная Приднестровская молдавская республика очень всполошена, так как все эти украинские волнения происходят в непосредственной близости: она граничит с Молдавией и Украиной.
Проблем у Приднестровья и так хватает: им их создало в массовом количестве правительство Молдавии и разного рода европейские посредники. Также улицы страны полнятся слухами о том, что немало приднестровских граждан участвует в волнениях на Украине. В этой связи правительство ПМР даже поручило КГБ провести проверку некоторой части населения, но особых результатов пока нет.
Волнуется Тирасполь не зря, так как изменение положения Украины может существенно повлиять на будущее ПМР. Некоторыми специалистами прогнозируются даже военные действия между Молдавией и ПМР.
Сценария боевых действий не исключает даже сам президент ПМР Евгений Шевчук. Однако он считает, что такое может произойти вследствие выдавливания России из ПМР (например, в настоящее время на территории Приднестровья находятся российские миротворцы, несмотря на то что Кишинев против этого). «Я боюсь, что если отсюда уйдет Россия, то возможен военный конфликт между Приднестровьем и Молдовой», — говорит президент ПМР.
В сущности, на комментарии политики ПМР не особо щедры, когда речь заходит о проблемной Украине. Но в большинстве своем политические лидеры страны настроены исключительно пророссийски, так что можно предполагать, что в первую очередь Тирасполь будет устраивать тот вариант развития украинских событий, который наиболее удобен Российской Федерации.
О народных волнениях внутри самого Приднестровья никто не беспокоится, несмотря на то что ряд экспертов предрекал майдан не только Приднестровью, но и самой Молдавии. Бывший министр иностранный дел ПМР, ныне эксперт по международным взаимоотношениям Владимир Ястребчак в интервью агентству «Тирас» объяснял невозможность народных волнений в Тирасполе на украинский лад следующим образом: «Приднестровский майдан вряд ли возможен в силу ряда обстоятельств. Во-первых, в Приднестровье нет такой конкуренции «западного» и российского векторов, которая существует на Украине. Во-вторых, подавляющее большинство приднестровцев исходит из безусловного приоритета отношений с Россией».
Надо заметить, что Ястребчак прав, так как население Приднестровья, несмотря на то что трагические события 90-ых уже давно прошли, все так же придерживается исключительно пророссийской позиции.
Во всяком случае, это можно заключить на основании референдума 2006 года. Тогда более 97% жителей Приднестровья проголосовали за присоединение к России. Надо также учесть, что в числе голосовавших значительная часть состояла из представителей уже не советских граждан, а нового поколения. Такое гражданское единство в данном случае выглядит немного удивительным еще и по той причине, что в ПМР практически нет национальных меньшинств (за исключением тех, что представлены в очень малом количестве) – основные этносы представлены практически в равном количестве: около 33% от населения составляют молдаване, 31% – русские, 29% – украинцы.
Неожиданный аналог Яроша в Нагорном Карабахе
Можно было предположить, что абсолютное большинство населения, проживающего на этих землях, будет поддерживать позицию РФ, в том числе и по украинскому вопросу, но не тут-то было.
Есть те, кто рад бы видеть Украину абсолютно чуждой в будущем России, а следовательно, и всему остальному славянскому миру (как бы кто чего ни говорил, но со славянской Польшей, которая станет номинальным союзником Украины в случае вступления последней в ЕС, у этой страны дружественного и добрососедского мало).
Одним из думающих, что бурные действия на Украине говорят об освобождении этой страны из под российского ига, является депутат Национального собрания Нагорно-Карабахской Республики Ваан Бадасян. Он считает, что украинский народ сейчас наносит сокрушительное поражение империализму Российской Федерации. Бадасян утверждает, что Россия после развала СССР все бывшие союзные республики поставила в зависимое от себя положение и практически превратила в марионеточные государства, но печальней всего дела обстоят с Арменией, с которой, по мнению Бадасяна, Россия делает что хочет. Его цитата: «Россия все это (насаждение своей власти в постсоветских странах – прим. авт.) делала очень грубо и вульгарно, хотела поработить эти страны, и на сегодняшний день в самом тяжелом положении находится Армения, она отобрала у Армении источники энергии, электрические сети, хочет забрать и сеть водоснабжения и так далее».
Депутат уверен, что Украина, ввергнутая в жуткий хаос, в скором времени преобразуется в цивилизованное государство, так как российская сторона более не властна над этой страной. В будущем и другие, как уверяет Бадасян, страны, некогда бывшие частью СССР, вдохновившись примером Украины, свергнут действующие пророссийские власти и, видимо, обретут более ценных союзников.
«Предела наглости России не существует по отношению к постсоветским странам. А сейчас народ Украины благодаря своему стремлению к свободе победил, и это не случайно. Народ Украины действительно великий народ. Несмотря на то обстоятельство, что у них есть культурные и исторические общности с Россией, народ Украины сумел отличиться, и на примере Украины непременно получат независимость и другие постсоветские стран».
Бадасян также сообщает, что Армения примеру Украины не последует, во всяком случае, в ближайшее время, и тем более НКР.
Да и в принципе, по предположению депутата непризнанного государства, в Армении будет иной сценарий развития событий, но все равно он точно так же приведет к тому, что Россия потеряет контроль над своим ближайшим союзником в Закавказье.
Вот как он представляет себе изменение ситуации в Армении: «У нас пока не назрел момент для этого. Когда он назреет, армия перейдет на сторону народа: в 1988-ом году так и произошло, когда армянские чиновники, граждане Армении и Арцаха встали рядом с народом».
Собственно с Вааном Бадасяном все понятно – он всегда позиционировал себя как ярый «антироссист», считал, что сотрудничество властей Армении с Москвой только ухудшают положение и так прозябающего народа. В общем, во всех бедах он винит Россию и еще несколько стран.
Но такого мнения в Карабахе придерживается не он один. Например, лидер партии «Социальная справедливость» Карен Оганджанян, несмотря на то что является политическим противником вышеупомянутого Бадасяна, придерживается похожих позиций. Он также считает, что Россия не сотрудничает с постсоветскими странами, а навязывает им свое господство и точно так же использует термин «империализм».
Вот слова Оганджаняна по поводу событий на Украине и российского «поражения»: «Я очень рад тому, что моральная победа украинской оппозиции, выражавшаяся стойкостью духа украинского народа в борьбе за свободу против авторитаризма украинских властей и неоимпериалистической политики России, наконец-то получила свое формальное воплощение. И это победа не одной идеологии против другой, не одной части населения против другой, как хотят представить события в Украине некоторые средства массовой информации в России». По логике его слов получается, что это победа над российской неоколониальной политикой.
Примечательно, что оба эти политика располагают мнениями, несколько похожими на мнения одного из нынешних украинских политических лидеров Дмитрия Яроша, который похожими словами говорит об «империализме» и российской экспансии. Получается, что столь радикальный политик, совсем недавно взошедший на политическую арену, уже приобрел себе союзников в других странах, причем в лице двух карабахских политических деятелей.
Опасные настроения
Если позиция Приднестровских политиков и лидеров абсолютно понятна и не вызывает каких-либо удивлений, то позиции двух вышеупомянутых карабахцев вызывают некоторое изумление. Чтобы увидеть некоторую несостыкову и противоречие, нужно хотя бы поверхностно посмотреть на положение Украины.
Повышенная политическая активность некоторой части украинского общества, причем не большей ее части, привела к серьезным проблемам в экономике. Регулярные массовые протесты, а также боевые действия сначала парализовали, а потом и вовсе уничтожили кое-как функционировавшие, пусть и пропитанные коррупцией, органы власти. Они хоть и были малоэффективными, но все же, хоть в какой-то мере осуществляли свои функции. В принципе, до нынешнего Майдана государство на такой же бюрократической системе с советским душком и существовало, несмотря на то что Кучма и Ющенко преподносились как отличные друг от друга политики, пришедшие к власти при разных обстоятельствах.
Свергнув эту систему, точнее некоторые очень значимые для нее фигуры, бунтующие ничего не дали взамен, то есть никакие единицы, способные в экстренном режиме работать по системе, удовлетворявшей бы бастующих, не были внедрены во властные структуры. А то, что было внедрено, стало работать в другом направлении – сохранение какого-никакого чиновничьего аппарата, который, как ни крути, но даже полыхающей Украине нужен.
В общем, такая неразбериха и быстро самоуничтожившаяся вследствие этой и некоторых других причин слабая экономика Украины привели к тому, что сейчас Украина не располагает практически никакими финансами. Следовательно, Украине необходим товарищ или несколько товарищей на мировой арене, которые смогли бы дать немного денег для того, чтобы в тот момент, когда волнения притихнут, не позволить значительной части украинского народа помереть с голоду. А также для того, чтобы не начались новые волнения, уже зиждущиеся не на политике, а на стремлении человека к выживанию.
Если карабахские политики это понимают и считают, что сейчас Украина освободилась от России и ни в коем случае в ней не нуждается, то получается, что у этой страны сейчас может быть только один союзник. И в данном случае очевидно, у Украины только два «или», но первое политиками непризнанного государства отрицается. А это значит, что остается ЕС.
Вот здесь и кроется противоречие. Бадасян и Оганджанян рады, что Украина «освободилась» от России и устремилась от нее прочь к другим потенциальным путям развития. Отсюда следует, что они рады также и той перспективе, что в скором будущем наставником и направляющим молодого западноевропейского (не по географии, а по желанию и стремлению) государства будет ЕС, не говоря и о еще одном более далеком политическом игроке. Плюс ко всему, такой же сценарий пророчится и другим постсоветским странам.
И тут в голову приходит одно: вероятно, карабахские политические деятели забыли, что ни одно из государств из числа входящих в Европейский союз не признает независимости Карабаха. Зато каждое из них считает, что нахождение Бадасяна, Оганджаняна и всего остального населения на этих землях незаконно.
Разумеется, что в данном случае мнения этих людей особо ничего не значат, но на основании подобных суждений можно сделать определенные выводы. Можно извлечь, что антироссийские настроения появляются и среди тех, кто имеет некоторое влияние на определенные группы людей. И все это происходит на постсоветских территориях.
Распространение подобных настроений чревато для России – если Украина в данном случае сыграет роль некоего инициатора, то реакционная сила в других странах не заставит себя ждать. И действительно, если антироссийские (да и антирусские) радикалы в Украине будут торжествовать, то ныне дремлющие ультраправые силы в других постсоветских странах быстро обретут популярность. Да и интеграция с ЕС кажется заманчивым запретным плодом, который, если вдруг у Украины получится, станет недоступным для той же Армении, например.
Комментарии