Учкуров: избиение девочек является у нас гостайной
Написавший открытое письмо к губернатору Ткачеву уверен, что участников избиения Pussy Riot не подвергнут публичному наказанию.
Старшину Центрального районного казачьего общества Сочи Григория Учкурова, опознавшего в напавших на Pussy Riot свое начальство – атамана Николая Куца и командира дружины Виталия Коськина, могут исключить из реестровых казаков. Окончательное решение, как поспешили сообщить ряд СМИ, еще не принято. Сам Учкуров надеется, что Кубанское войско, в котором он состоит больше 20 лет, на такой компрометирующий шаг не пойдет. Однако тенденция в реестровом казачестве – за последние несколько лет исключены многие атаманы, высказывавшие независимое мнение, свидетельствует об обратном…
КАВПОЛИТ пообщался с казаком, не побоявшимся рассказать о поступке руководства сочинского казачества.
Григорий, как давно вы состоите в казачестве? Дежурили в дружинах?
Награжден крестом «20 лет возрождения кубанского казачества» — уже по этому можете судить о том, сколько я нахожусь в войске. В 1993 году, когда пришел в казачество, ездил добровольцем в Абхазию, где шла война… Правда, не от казачества – атаман Куц тогда говорил, что мы к этому отношения не имеем, вмешиваться не надо. Я же считал своим долгом поддержать соседей.
Кстати, недавно встретил пожилую армянку, которая узнала меня спустя двадцать лет…Подошла женщина, говорит: «Вы меня вывозили из Абхазии». Я был контужен, многое из тех событий уже не помню. Но она настаивает. Тогда вглядываюсь в ее лицо и вспоминаю – ранена была в ногу, с одной стороны костыль, с другой маленький прибалтийский телевизор… Она просила довести до границы, а у меня как раз дочка в Адлере замужем была, отвез ее домой. Не мог не помочь человеку. «Кстати, — рассказала она потом, — после этого поверила в то, что казаки – защитники, с душою вспоминала о тех событиях».
Дежурил я и в дружинах – сперва добровольно, потом за выход начали платить по 150 рублей. В новую дружину, где дежурят сутки через трое и получают по 25 тысяч, меня не взяли. Атаман Куц прямо сказал – не можешь с ментами договариваться, у меня из-за этого постоянные проблемы.
Раз вы столько лет в казачестве, как изменилась жизнь войска с приходом в 2007 году атамана Николая Долуды?
Фундаментально поменялась! При Долуде начали платить за дежурства – сперва немного за каждый выход, сейчас на постоянной основе. Стало больше обучения. Долуда заслуживает земной поклон за то, что казачество поднимает. Громов только начинал возрождать казачество, вероятно, возможности в 1990-е были не такие. Также учитывайте, что Долуда – человек военный, а Громов – историк, это же разные вещи…
Тогда как объяснить бесчисленные нарушения районных атаманов, многие из которых оказались просто не на своем месте? Почему руководство войска их не замечает?
Не Долуда же говорит – нарушайте закон, казачьи традиции, справедливость. Его действия, наоборот, идут на благо войска. Но атаман не может охватить все, за всем усмотреть. С другой стороны, как говорил батька Кондратенко, видимо, жуликоватые помощники. Атаман же еще и вице-губернатор, у него административной работы хватает.
К слову, насчет помощников. За несколько дней до инцидента с Pussy Riot обращался к присланному в Сочи из Кубанского войска полковнику с информацией о ярких промахах в системе безопасности. Он говорит: «Меня это не касается, передам куда следует, и с тобою свяжутся». Десять дней прошло, никто не позвонил…
На ваш взгляд, насколько профессионально собраны платные казачьи дружины? В них вошли только приближенные атаманов, или среди дружинников немало честных порядочных парней?
Есть примеры просто отличные. Например, Артем Дмитрук – у него и отец был порядочным казаком, сына отправил в суворовское училище. Артем дежурит в дружине и уже дважды атаманом Долудой награждался за помощь полиции при задержании преступников. В последний раз наградили за то, что помог задержать участника подпольного бандформирования.
Но таких честных казаков очень мало. Если районный атаман трусливый, таких же и наберет… Вспомните случай с сочинцем Мартиросом Демерчаном – отец четырех детей, работавший на олимпийской стройке, не получил от подрядчика заработанные деньги. Когда начал требовать расчета, полиция его задержала и прямо в участке мужчину унизительно пытали. Казаки там же рядом были. Они не слышали? Закрыли глаза?
После истории с Pussy Riot вы обратились с открытым письмом к губернатору Александру Ткачеву. Какой результат ждете?
Не знаю, как власть отреагирует. Мой долг – сообщить о недостатках. Открытым письмо сделал, чтобы было больше гласности.
Последнее – атаман Куц заявил, что вы уже не числитесь в реестровом казачестве. Как проходило «расказачивание»?
Куц поторопился. Разбор моего открытого письма и то, что я назвал фамилии казачьих начальников, напавших на девушек, назначен на следующий вторник. До этого момента я в войске числюсь. Не думаю, что меня исключат – в руководстве войска не глупые люди, им новый скандал не нужен. Кстати, в свое время лично Куц наградил меня крестом с мощами, а глава администрации Центрального района Сочи дважды – грамотами за активное участие в дружине.
Как думаете, у реестрового казачества хватит силы духа извиниться за поведение своих членов, напавших на девушек?
У Куца не хватит, местные спецслужбы, по команде которых он руководил акцией против Pussy Riot, его будут уводить от ответственности. Вот, полиция сообщила, что якобы кого-то наказали, но имя и фамилию не называют. Избиение девочек является у нас государственной тайной?
Комментарии
-------------------------------------------------------
Место выбрали неудачное.
Этой территорией управлял МОК.