Журналист призвал уничтожать «особых» детей

На модерации Отложенный Крайне болезненную проблему пришлось обсуждать Общественной коллегии, которая рассматривает жалобы на журналистов. Темой заседания стала скандальная статья одного из столичных газетчиков.

Прочитав её, матери, которые воспитывают так называемых "особенных детей", посчитали, что им нанесли личное оскорбление.

Когда три года назад родился Ванечка, Светлана даже не подозревала, что её ребенок не такой, как все.

Светлана Штаркова: "Мы просмотрели все анализы и до беременности и во время беременности - все в норме. И у нас такой вопрос был: ну как же так, все в норме и родился ребенок с таким вот отклонением".

У Вани - нарушения в двух хромосомах: одна больше, чем нужно, другая - меньше. Его годовалый брат Димка родился абсолютно здоровым. Генетики в таких случаях разводят руками.

Светлана Штаркова: "Любой человек, абсолютно любой, на планете Земля имеет вот этот 5-процентный шанс на рождение такого ребенка. Это спонтанная мутация. Грубо говоря, вот так задумала мать-природа".

Александр Никонов с природой не согласен. Свою позицию он изложил в статье со скандальным названием "Добей, чтоб не мучился". Статья - про детей с врожденными заболеваниями. Таких, как Ваня. Они, по мнению автора, имеют право на смерть, а не на жизнь.

Цитата из статьи: "Граждане рожают себе детей для удовольствия, а не для мучений. Поэтому абсолютное большинство нормальных людей сдает бракованных детей государству. Может показаться, что дебилу лучше расти в семье, но это обманчивое впечатление. Не гуманнее ли было таких детей усыплять при рождении?"

Александр Никонов, журналист: "Даже если меня посадят, я все равно, выходя из зала суда в наручниках, скажу: и все-таки она вертится. Я глубоко убежден, что я прав. И эту свою правоту буду отстаивать, ничего не боясь".

Правота публициста Никонова обидела не одну тысячу российских семей. Тех, кто, воспитывая больных детей, опирается на свою правоту, совсем другую - человеческую.

Цитаты из блогов:

"Нам трудно и больно с ними, тяжело ухаживать, смотреть на страдания. Но если этого не будет, то и мы умрем как люди. Как и настоящие люди, понимаете. Потому что для Бога все равны: животные и люди, больные и здоровые"

"Хотелось бы задать Никонову лишь один вопрос - лично вы, господин Никонов, сделаете смертельную инъекцию новорожденному?!
Лично. Своими белыми ручками. Стал бы он с завтрашнего дня работать при каком-нибудь роддоме на должности "штатного палача".

Подобные комментарии в интернет-дневнике Светланы Штарковой появляются с того самого дня, когда вышла статья. Но, даже не имея такой поддержки, Светлана все равно пришла бы в Союз журналистов. С жалобой на Александра Никонова. И огромным желанием понять - как такое вообще можно было написать. Понять это хотели сегодня и члены Союза журналистов России. Но, казалось, что со своим коллегой они говорят на разных языках.

Светлана Сорокина: "А про жизнь вот этих самых "иных", в башку которых мы влезть не можем? Может, они живут своей жизнью и получают от нее удовольствие? Почему кто-то за них должен решать?"

Александр Никонов: "Я хочу дать матери право, у которой ребенок родился с дефектами и уродствами, эту бессмысленную жизнь прекратить".

Ясен Засурский, президент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова: "Это не дело журналиста давать такие советы - расправиться с людьми, которых он считает инвалидами. Это, мне кажется, безответственно, безнравственно. И жаль, что такие газеты у нас есть, которые такое публикуют".

За такую безответственность изданию придется ответить. Опубликовавшая статью Никонова газета теперь обязана дать высказаться родителям детей-инвалидов. Сам Александр Никонов перед родителями детей-инвалидов извиняться не собирается - ни публично, ни лично. Адвокат Светланы Штарковой уверен - это не конец. Общественные слушания могут превратиться в судебные.

Петр Кучеренко, адвокат Светланы Штарковой: "То, что происходил в фашисткой Германии практически идентично тому, что предлагает Никонов. Там было обращение родителей к Гитлеру - усыпить их больного ребенка. Гитлер после этого инициировал программу "Т-9", в которой погибло более 70 тысяч немецких граждан".

Созданная нацистами государственная комиссия по наследственным болезням сама решала, оставлять ли больного ребенка в живых. Позднее фашисты приступили к уничтожению, по их мнению, неполноценных взрослых. В сегодняшней истории пока не поставлена точка. Возможно ли юридическая ответственность за высказывания такой точки зрения - пока не ясно. Но ответственность моральную нести придется.