"Это подрывает репутацию Президента РФ"

Во вторник, 17 сентября, Госдума, как ожидается, должна вернуться к законопроекту о реформе Российской академии наук (РАН). Документ снова поступит во второе, основное, чтение для внесения в него поправок, подготовленных как руководством академии, так и администрацией президента. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС ответственный за работу над законопроектом, первый заместитель руководителя фракции «Единой России» в нижней палате Николай Булаев.

Как мы уже рассказывали, в конце весенней сессии документ, вызвавший резкое неприятие в научных кругах, был, тем не менее, принят депутатами в первом и втором чтениях. Однако летом ученые подготовили ряд существенных поправок, поэтому документ пришлось вернуть на второе чтение - поправки в законопроект могут вноситься лишь на этом этапе рассмотрения.

По словам того же Булаева, тесты поправок к проекту закона о реформе РАН, возможно, будут обнародованы в понедельник, 16 сентября. Он заверил, что пожелания академиков в новом варианте документа будут учтены практически в полном объеме и оснований для опасений со стороны научного сообщества нет.

Но повод для беспокойства все же нашелся. Как оказалось, поступившие в пятницу в Госдуму ключевые поправки из Кремля существенно противоречат тому, что сказал Владимир Путин на недавней встрече с президентом РАН Владимиром Фортовым.

Казалось, тогда был найден компромисс: три академии не будут ликвидированы, а войдут в состав будущей объединенной академии наук как отдельные юридические лица. В свою очередь, членам-корреспондентам РАН предложат три года подождать до повышения в звании.

Теперь академическое сообщество считает, что его попросту обманули.

Данные поправки «абсолютно неприемлемы», уверен Валерий Рубаков, академик РАН, один из ведущих мировых специалистов в области квантовой теории поля, физики элементарных частиц и космологии.

«Президента его же администрация подставила этими поправками, - приводит мнение известного ученого «Газета.Ru». - 4 сентября Владимир Владимирович Путин объявил на весь свет, что он соглашается с предложениями Фортова. А в этих поправках, в этом тексте нового законопроекта самый главный пункт, который вызвал резкое неприятие научной общественности и президиума, Фортова и всех на свете, - передача институтов в ведение агентства - он присутствует. Это явная подстава. Если президент подписывает этот закон - это значит, была большая ложь с его стороны».

«Картина, действительно, вырисовывается довольно грустная, - признает депутат Госдумы от КПРФ, председатель Движения «За возрождение отечественной науки», российский математик, академик РАН Борис Кашин. - И вопрос даже не в опасениях, вопрос - как спасать ситуацию? Потому что я читал поправки, подготовленные правовым управлением президента (там есть даже ссылки на фамилии авторов, т.е. тех сотрудников администрации, кто их вносил), и оптимизма они не добавляют».

«СП»: - Можете, пояснить подробнее...

- Если коротко: все институты Академии передаются полностью в лапы чиновников. А какие у нас чиновники в этой сфере, мы все прекрасно знаем. То есть, все вопросы создания-закрытия институтов, планирования их работы передаются некоему федеральному органу исполнительной власти, которым может вполне быть ливановское Министерство образования и науки. И тем самым, главное, о чем беспокоились ученые, остается нерешенным. Там есть учет каких-то позиций, но совершенно уже маразматических - убрана, к примеру, формулировка о том, что Российская академия наук ликвидируется и на ее месте создается новая.

При этом вопреки общему мнению научного сообщества вместе сливают зачем-то РАН, Академию медицинских наук и Академию сельского хозяйства, без сохранения юридического лица РАМН и РАСХН. Но фактически это разные собрания ученых, с разными традициями, с разными критериями - а всех в одну кучу... Понимаете, это просто неуважение... Ведь все у нас говорят о незыблемости права частной собственности. Но о праве ученых просто объединиться в Академию уже никто не вспоминает почему-то.

«СП»: - Но президент страны ведь вроде бы согласился с поправками, предложенными руководством РАН?

- Думаю, что Путина, как обычно, его помощники окрутили.

«СП»: - Скорее, подставили...

- Что значит подставили? Пока его никто не спросил за всё безобразие, которое происходит вокруг российской науки и вокруг всех этих их порочных проектов. Я говорю о РОСНАНО, о Сколково, и вот об этом издевательстве над Российской академией наук. Пока все это без соответствующей оценки общества. Многие люди, которые далеки от науки, думают даже, что президент действительно, дескать, что-то там учел. Ведь главная задача тех, кто всем этим крутит, чтобы репутация Путина была безупречна. Но в данном случае это не получится. Потому что слишком топорно они действуют.

«СП»: - Но есть какая-то возможность изменить ситуацию?

- Ну, конечно, возможность всегда есть. Но реальной она станет, только если будет массовый протест. В конце концов, нам не за что благодарить Путина.

«СП»: - Есть вероятность, что вариант, который не устраивает ученых, не пройдет третье чтение и не будет принят?

- А как? Поймите, Булаев, он может ведь говорить что угодно. Что поправки академиков пройдут... Но в любом случае он выполнит команду из Кремля. И голосов наших не хватит. Фракция КПРФ в июле, если вы помните, ушла из Думы в знак протеста против этого закона. Но чтобы отозвать документ со слушаний, нужно больше голосов. Я надеюсь, правда, что и в «Единой России» найдутся тоже люди, которые понимают, что их просто используют для осуществления очень вредных для страны вещей. Поэтому в какой-то момент они должны тоже высказаться. Без этого дальше все важные решения будут вариться только в администрации президента, в ближнем кругу Путина.

«СП»: - Когда документ могут принять в окончательном варианте?

- Их план такой, я думаю, чтобы принять уже в эту пятницу. Но посмотрим. Обстановка меняется. Все будет зависеть в данном случае, от жесткой протестной борьбы. Причитать уже бессмысленно. Там, в администрации, сидят весьма циничные люди: здравый смысл им неинтересен, а на просьбы они не реагируют. Вспомните судьбу прикладной науки. Там были замечательные коллективы. Но востребованными оказались только здания этих институтов. Здесь в какой-то степени то же самое - в значительной даже степени. Хотя есть и другие мотивы. Похоже, что кто-то очень заботится о том, чтобы российская наука не возродилась.

«СП»: - И кому это выгодно?

- Ясно, кому: «друзьям» нашим западным и их либеральным здесь сотоварищам.

Постоянно действующая Конференция научных работников РАН «Настоящее и будущее науки в России» уже обратилась с призывом к депутатам Госдумы и Совета Федерации не принимать «отредактированный» Кремлем закон о реформировании РАН.