Ливия: сомализация всей страны

Полуторамесячные приключения 19 украинцев в ливийском порту Бенгази благополучно завершились. Они были связаны с захватом корабля «Etel» и вынужденными «ливийскими каникулами» его экипажа. Злополучное судно ходит под экзотическим флагом карибского государства Сент-Китс и Невис, однако принадлежит украинской компании Tomex, приписано к порту Одессы и комплектуется полностью украинским экипажем. Корабль был захвачен во втором по величине городе Ливии еще в середине июля этого года. Хроника современного пиратства в водах Средиземного моря выглядит так:

16 июля 2013 года, «Etel» швартуется у пирсов Бенгази. Корабль прибыл из иорданского порта Акаба с грузом в несколько сотен автомобилей – своего автомобильного производства в Ливии нет, все четырехколесные средства передвижения экспортируются.

В ночь на 17 июля на борт поднимаются несколько вооруженных человек…тут даже нельзя сказать, что незваные «гости» были местными жителями. Доподлинно известно лишь то, что они не представляют ливийские властные структуры, по причине полного отсутствия таковых в Киренаике вообще и в Бенгази в частности.

17 июля ливийские пираты (а кто же это еще?) покидают захваченный корабль, силой прихватив с собой троих членов экипажа – видимо, для беседы в более неформальной обстановке, чем трюм и кубрики «Etel».

18 июля – трое украинских моряков возвращены на корабль, само судно блокировано в порту и не имеет возможности выйти в море. Начинается его разгрузка.

19 июля (через двое суток после пиратского захвата), в Министерство иностранных дел Украины вызывается временный поверенный в делах Ливии г-н Альхади Асбеи. С ним беседует спецпредставитель МИД по делам Африки и Ближнего Востока Г. Латий. Украинский спецпредставитель выражает обеспокоенность судьбой своих сограждан и вручает поверенному ноту с требованием немедленно освободить корабль вместе с экипажем. Г-н Латий поясняет ливийскому дипломату, что произошла недружественная акция, а правительство Ливии неспособно контролировать законность и правопорядок в собственной стране. Подобное разъяснение является очевидной истиной, особенно для региона Бенгази, но оно же и обесценивает ноту протеста – какой смысл требовать освобождения моряков от того, кто не в состоянии обеспечить законность в стране, в том числе применительно к иностранным гражданам? Демарш украинского МИД становится неким ритуальным действием – надо же как-то реагировать на пиратский налет.

16-22 июля. Надо полагать, самая непростая неделя для близких и родных  захваченных моряков. Потому что безвестность и неопределенность угнетает не хуже приговора. Родной для тебя человек захвачен в городе, где менее года назад не постеснялись расстрелять посла Соединенных Штатов, где отсутствует понятие «центральная власть» и элементарный правопорядок. Да и сам термин «власть» в восточной Ливии связан с вооруженной мощью и неконтролируемой наглостью – против воли будешь нервничать и прокручивать в уме сюжеты один мрачнее другого.

22 июля – становится известно о размере выкупа за «Etel» вместе с экипажем. Захватчики требуют 9.5 млн. $, в тот же день оглашаются подробности и аргументация этого требования. Выясняется, что захватчики – вовсе не бандиты и не пираты, да как вы могли такое подумать? Речь идет о респектабельных бизнесменах из Бенгази, у которых возникли…экономические претензии к судовладельцу! Да, в Ливии теперь вот так решаются бизнес-конфликты. Скажите еще спасибо, что мы не отправили парочку незалежных морячков на корм средиземноморской фауне, дабы показать их судовладельцу глубину бизнес-разногласий…

23 июля – посол Украины в Ливии А. Марченко выступает с успокоительным заявлением. Переговоры с бизнесменами из Триполи ведутся, пострадавших среди членов экипажа нет, жизни и здоровью украинских граждан ничего не угрожает, они обеспечены всем необходимым. Требование о выкупе дезавуируется, 9.5 миллионов долларов объявляются суммой экономических претензий к владельцу злополучной «Etel». Экипаж обеспечен пищей, водой, средствами связи, контактом с представителями судовладельца…больше никаких подробностей о сути переговоров не оглашается.

31 июля – для разрешения пиратского бизнес-конфликта в Триполи прибывает вице-премьер украинского правительства К.

Грищенко. Выясняется экономическая подоплека задержания украинских моряков и самого корабля. Весной 2013 года, в один предыдущих рейсов, «Etel» загрузилась в том же иорданском порту Акаба престижными, пусть и подержанными автомобилями числом 650 штук – однако прибыла не в Триполи, а проследовало мимо Ливии к одесским берегам, где и благополучно разгрузилось. Получатели иномарок были раздосадованы тем фактом, что оплату они внесли вперед, а теперь оказались с разбитым корытом ожиданий на неспокойных ливийских берегах.

Центральные ливийские власти пообещали содействовать освобождению украинцев (без конкретизации своих усилий), украинские чиновники обязались помочь с возвратом автомобильного груза. Украина сдержала свое обещание – потребовалось решение одесского областного суда и целый месяц на сбор, формирование партии из 650 автомобилей и загрузку «освободительного товара» на борт нового судна. Наконец 27 августа сухогруз Sea Amazon вышел из порта Ильичевка, 29 августа прибыл в Триполи, к 1 сентября разгрузился – и в тот же день 19 моряков покинули излишне гостеприимный ливийский порт на порядком им опостылевшем судне «Etel». Корабль зашел на Кипр, экипаж был сменен, и девятнадцать трипольских сидельцев улетели к своим семьям – с компенсациями за пережитое от компании и массой впечатлений в стиле «Как я оказался внутри кино про пиратов XXI века и не пострадал». Хеппи-энд?

Не совсем. По итогам растянувшегося на полтора месяца инцидента у ливийских берегов возникает ряд вопросов и прогнозов.

Во-первых, так и неясно, почему нельзя было ускорить освобождение людей. Требование материальной компенсации было выдвинуто сразу же, была известна сумма в 9.5 млн $ – для государства она является символической. Почему нельзя было передать эти деньги похитителям и впоследствии взыскать всю сумму с компании Tomex? Моряки были пленены в абсолютно неуправляемой области Ливии, их могли казнить или покалечить в любой день – и никаких рычагов влияния на преступные группировки Киренаики у властей Украины нет. Впрочем, у любого другого европейского государства или всего ЕС их тоже нет – но захватили-то украинцев!

Во-вторых, нет ничего зазорного в уплате выкупа. Любая человеческая жизнь дороже сотен автомобилей и всех бумажек с ликами американских президентов. Авантюры с использованием боевых пловцов и бесшумных спецназовцев хороши на телеэкранах, в жизни они часто приводят к гибели заложников. Но отчего-то так получилось, что всю тяжесть ситуации с захватом 19 украинцев власти страны вытаскивали в одиночку, все полтора месяца действовали на собственный страх и риск для плененных сограждан. Украина с таким жаром рвется в ЕС и НАТО – никто из будущих европейских партнеров ради нее палец о палец не ударил, даже благодарить некого «за помощь и поддержку». Не пора ли избавляться от интеграционных иллюзий? Подлинные проблемы Киеву и дальше придется решать самому, будь они экономические, политические или социальные.

В-третьих, создан опаснейший прецедент успешного пиратства в Средиземном море, словно вернулись времена смутные распада Османской империи. Захват корабля был легким, заложники не пострадали, выкуп получен полностью, причем с доставкой к пиратскому причалу, никаких тебе угроз возмездия или страха наказания – у скольких племенных вождей и бандитских главарей закружились головы от цифры в 9.500.000 $ за девятнадцать захваченных неверных?

Средиземноморье – оживленный морской перекресток, там ходит много гражданских судов, сухогрузов, танкеров, круизных пароходов и прогулочных яхт. Эскортировать каждое невозможно, да и некому – боевые корабли стран НАТО нацелились на Сирию, охота им выполнять полицейские функции против зарождающихся ливийских пиратов. В Сомали морской бандитизм тоже очень долго не принимали всерьез. Стараниями миролюбивого блока НАТО, путем ракетно-бомбового насаждения демократии в ливийских прибрежных песках выросло колючее растение с загребущими щупальцами и солидными финансовыми аппетитами. С чем все проходящие мимо Ливии моряки, пассажиры и члены их семей могут искренне поздравить садовников «арабской весны». Желательно авансом, пока тебя не заперли в собственном трюме.