Ливия: последствия демократизации
Про уничтожение ливийского государства в результате «миротворческих» усилий блока НАТО писать уже как-то и не принято. Не удостаиваются же внимания СМИ совершенно очевидные события - заход солнца, морской прибой или мерцание звезд. Статистика вытесняет трагизм, безысходность становится обыденностью, Ливия прозябает в безвестности и нищете.
Один из экспериментов «арабской весны», не всем же опытам заканчиваться удачей. Уничтожившие Джамахирию страны готовятся к новым боям и уже ведут тайные операции в Сирии, присматриваются к Йемену, облизываются на Египет. А что скажут о нынешней Ливии радетели ее «освобождения»?
Разбомбили страну в пух и прах, восстанавливать некому и не на что? Так это неизбежные жертвы, пришлось на них пойти во имя счастья и демократии. Да, потери понесли не наши войска, а жаждущие перемен ливийцы. Но зато в тяжелой борьбе они обрели права на реформы и преобразования.
Преобразования привели к распаду страны, краху экономики и уничтожению социальных гарантий? К расползанию оружия и боевиков по всему неспокойному Ближнего Востока, от чего регион стал еще менее спокойным? Так это промахи новых властей и наследие тоталитарного режима. Зато тиран свергнут бесповоротно и навсегда, можете не благодарить. Пусть свирепствуют эпидемии и голод, пусть ширятся погромы иноверцев (чего при Каддафи отродясь не бывало), но диктатуры больше нет, как и перспектив на будущее.
Вместо растерзанного лидера страны власть перешла к двум десяткам племенных вождей и радикальных главарей? Большинство из них куда хуже, чем все сатрапы арабского Востока, вместе взятые? Так кто же знал заранее, что все обернется хаосом и анархией. Мы ж тут думали, что ковровые бомбардировки и вторжение иностранного спецназа способствуют единству общества, укреплению государства, экономическому подъему и культурному расцвету. Вот такие мы в натовских штабах идеалисты, понимаете?! Верим в прекрасное, разглядывая его в оптический прицел...
Бесполезный диалог. Сторонники ракетно-бомбового свержения неугодных Западу режимов не слышат аргументов и не воспринимают фактов. В «освобожденной» Ливии число убийств выросло пятикратно - и это только данные, получившие огласку, когда злодеяние стало известным. Количество краж в новой и улучшенной Ливии возросло в четыре с половиной раза - опять же с учетом того, что обворованных могли поубивать и закопать, исключив из скорбных сводок. В зинданах местечковых банд заживо гниют 9.000 человек, это без учета государственных тюрем! При тираническом Каддафи всех политзаключенных было несколько тысяч и они жили просто в курортных условиях по сравнению с ямой в песке. Воспоминания «в Джамахирии бензин стоил 14 центов за литр, а булка хлеба меньше цента» выглядят издевательством - три года назад они были банальной правдой. Точно такой же правдой, как нынешняя анархия в ливийских городах и деревнях.
Беда не столько в плачевном положении целой страны и ее народа, сколько в беспросветности этого положения. Боль потерь притупляется со временем, воспоминания о лживой братоубийственной войне уходят на второй план, рубцуются физические и душевные раны - но у людей должно быть дело, возможность приложения сил, точка «нулевого» отсчета. «Место для шага вперед», как пел В. Цой. Здание строится с фундамента, с него же начинаются восстановительные работы. Исторически так сложилось, что фундаментом ливийской экономики является нефтяная промышленность, добыча и экспорт «черного золота». В нынешних условиях зависимость бюджета страны от экспорта нефти стала поистине фундаментальной, жизнеобеспечивающей. С этой нефтяной основой ливийской экономики последние месяцы творятся настоящие чудеса.
После войны 2011 года нефтедобыча в Ливии была восстановлена в кратчайшие сроки (о чем всем прочим отраслям ливийской экономики остается только мечтать). Довоенный уровень в 1.6 млн. баррелей в день был рекордным, особенно по сравнению с шестикратным падением к октябрю 2011 года. Однако уже в ноябре 2012 страна добывала 1.2 млн. баррелей, в марте 2013 года - 1.4 млн. Львиная доля «маслянистой валюты» идет из Ливии на экспорт, в страны южной Европы. До 2011 Джамахирия обеспечивала нефтью 20 % всех потребностей Старого Света, да и сейчас этот уровень составляет значимые 14-16 %.
Вдруг, начиная с мая 2013 года, статистика продаж ливийской нефти уходит в крутое пике.
Если судить по официальным данным, то в нефтедобывающих районах Ливии случились все семь казней египетских одновременно.
В мае этого года добыча упала до 1 млн. баррелей, в июне - до 500 тысяч, в июле - и вовсе до 330 тыс. Во времена натовских бомбежек и ожесточенных наземных боев страна добывала больше! Но сколько не просматривай сводки из нефтеносной Киренаики, никаких природных и техногенных катаклизмов там не происходит. Нет сообщений о диверсиях на промыслах, об атаках на терминалы, о похищениях нефтяников или о взрывах на трубопроводах. О внезапном истощении месторождений или массовом исходе рабочих, на худой конец.
Зато есть другие данные, которые ничуть не лучше разгула стихии или актов бандитизма. Весь богатый нефтью восток Ливии перешел под контроль разношерстных исламистских группировок. Точнее, сам переход Киренаики под черные знамена «Аль-Каеды» случился еще в 2011 году. Но сейчас радикальные сепаратисты распространили свое влияние на объекты нефтедобычи, средства ее транспортировки к побережью и все четыре порта с топливными терминалами. Мало того, что нефтеналивные порты Седра, Брега, Рас-Лануф и Эз-Зуйтин неподконтрольны центральному правительству - там действуют свои вооруженные подразделения и катера береговой охраны. Там ведут дела западные фирмы, ничуть не смущаясь виртуальной легитимностью своих партнеров по нефтяному бизнесу.
Добыча ливийской нефти снизилась только в отчетах, на деле она составляет те же самые миллионы баррелей. Точнее сказать нельзя, потому что официальной отчетности ворованное не любит и не терпит. Зато можно точно сказать, что все попытки официального Триполи пресечь расхищение ливийского национального богатства терпят крах. За три летних месяца последовали отставки трех высших чиновников из силовых структур. Это министр обороны, начальник генерального штаба и министр внутренних дел формально единой Ливии. Каждому из силовиков правительство поручало «разобраться» с мятежной и богатой нефтью Киренаикой. Каждый заверял, что «ему и двух бедуинских полков для этого довольно», каждый бахвалился на арабский манер, и каждый потерпел форменное фиаско. Глава МВД даже угрожал обстреливать танкеры в ливийских территориальных водах, если у них не в порядке документы. Вместо залпов по иноземным танкерам в отставку вылетел сам господин министр внутренних дел, повторив траекторию генштабиста и главкома. Да и как может Триполи воздействовать на нефтяных сепаратистов? Весь ливийский ВМФ насчитывает десяток катеров разной степени дряхлости. Единственный фрегат был благополучно потоплен натовской авиацией, две подлодки ржавеют у пирсов и по боеспособности сравнимы с утопленным фрегатом. Действующей боевой авиацией Каддафи коварно не обзавелся, даже расхищать нечего...
В конфликте центрального правительства Ливии и присосавшихся к жирной нефтяной трубе сепаратистов Киренаики присутствует и третья сторона. Которая вывозит ливийскую нефть по демпинговым ценам со скромностью Альхена из бессмертной повести «12 стульев». По удивительному совпадению именно эта сторона и разбомбила ливийское государство до состояния пустынного песка. Тогда на поиски Каддафи и уничтожение его армии была направлена вся военно-воздушная мощь НАТО. Танкер в Средиземном море - это не иголка в стоге сена, отследить переход и погрузку такой громадины несложно. Отчего же сейчас адепты «ливийской свободы» не помогут Триполи хотя бы несколькими разведывательными беспилотниками? Невыгодно? Не хочется изобличать самого себя?
Структура ливийского топливного экспорта не является военной тайной. Две трети экспортируемой нефти продолжают отгружаться в Европу. Вот список основных фирм, которые ведут добычу в этой стране - Total, OMV, Wintershall, Eni, Occidental. Странно, но они все европейские. Покупателями ливийских углеводородов являются итальянская Saras и американская ConocoPhillips, испанская Repsol и швейцарская Glencore. В 2012 году на Италию пришлось около 40 % ливийского нефтяного экспорта, на Францию - 12 %, на Грецию и Испанию - порядка 10 %.
Из уничтоженной страны выкачивают все, что есть, не вкладываясь в инфраструктуру, разведку и модернизацию. Тут и союзник нашелся, готовый продать нефтепродукты дешевле и без документальных сложностей. Главное - верить, что вырученные исламистами деньги пойдут на борьбу с Асадом или египетскими генералами. Нет-нет, против Европы эти бородатые партнеры террор вести не будут, настолько это приличные и достойные люди. В крайнем случае, можно бомбить заново. Посмотреть, на какие еще чудеса способны высокоточные ракеты и кассетные боезаряды натовских волшебников.
Комментарии
Вместо растерзанного лидера страны власть перешла к двум десяткам племенных вождей и радикальных главарей? Большинство из них куда хуже, чем все сатрапы арабского Востока, вместе взятые? Так кто же знал заранее, что все обернется хаосом и анархией. Мы ж тут думали, что ковровые бомбардировки и вторжение иностранного спецназа способствуют единству общества, укреплению государства, экономическому подъему и культурному расцвету. Вот такие мы в натовских штабах идеалисты, понимаете?! Верим в прекрасное, разглядывая его в оптический прицел...
Но почему Владимиру не спится?
Причина и банальна и груба.
Ему уже шестые сутки снится.
Канализационная труба.
- Последнее прибежище Каддафи,
Бормочет он. - А что же делать мне,
Когда меня со всей кремлевской мафией,
Отлавливать начнут по всей стране?
http://www.stihi.ru/2011/12/12/10166
Не "либерасты"! Пиндосы в своих интересах!
Только потому, что Каддафи пошел против зеленой бумажки-доллара!
Предложил ввести золотой динар!
И не продавать энергоресурсы за резаную зеленую бумагу!
Пендосы и англосаксы - это нации выродков.