Крах виртуальной экономики

Большинство неглупых и небедных людей всё ещё полагают, что в мировой экономике со временем всё устроится и образуется само собой. Однако это далеко не так.

Если попытаться получить достоверную информацию о перманентном экономическом кризисе из уст самых высокопоставленных и компетентных, то из этого не получится ровным счетом ничего. Прогнозы мэтров экономической науки отличаются один от другого с точностью до наоборот; при этом они повторяются с некоторой цикличностью. От нескольких месяцев до пятидесяти лет, - такие «данные» о сроках преодоления кризисных явлений предоставляют самые именитые спецы от экономики и политики.

В силу ряда причин, каждый из них пытается рассматривать лишь «свой» фрагмент ситуации, не выходя на уровень обобщений.Разговоры о кризисе, - как о прошлом, так и о будущем, - стали частью нашей повседневной жизни. Тема востребована, как сводка погоды. Однако о каком кризисе идет речь, о кризисе чего именно? Здесь начинается туман… Хотя по умолчанию считается, что это «кризис мировой экономики и финансовой системы».

Чтобы проверить, так ли это, нужно вспомнить о том, что представляет собой эта экономика. Прежде всего, подразумевается процесс производства товаров, важнейшим свойством которых должно быть качество. Но ни один производитель товаров давным-давно не заинтересован в том, чтобы делать их надежными и долговечными. Их нужно делать такими, чтобы через пару-тройку лет они сломались, и возникла бы потребность в покупке новых. Правда, эти новые будут заметно дороже, это и будет плата за «прогресс». Вот, например: если кто помнит, в пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века автомобили ведущих мировых марок выпускались с гарантией в один миллион километров пробега без единой поломки. Ну, и где сегодня этот миллион?.. Многочисленные новации, которые теперь именуют опциями, тоже не выдерживают критики. К примеру, знаменитая система ABS хотя и может спасти автомобиль от заноса, но зато увеличивают вероятность столкновения при движении по прямой на скользкой дороге… Подобных примеров множество в любой отрасли производства, - от высокотехнологичной электроники до малосъедобных бутербродов с котлетами. В наше время многие вещи теряют смысл, для которого вроде бы предназначены. Если рынок насытится, то объёмы продаж упадут. Поэтому главное в современной экономике – непрерывное, ускоряющееся движение по замкнутому кругу. Потребителя нужно буквально принуждать к тому, чтобы сделать очередную, пусть и совершенно бесполезную покупку. Истинная цель того, что называется современной экономикой – бесконечное воспроизводство человека неудовлетворенного. В идеальном случае, он должен отправить купленный товар на помойку, не распаковывая его, и вновь бежать в магазин…

А вот это уже совсем не «экономические» категории, а мировоззренческие, не имеющие с экономикой ничего общего. Но чтобы поддерживать потребителя в таком состоянии, нужны соответствующие и бесконечно воспроизводимые инструменты. Таковыми являются деньги. И вот на «игровое поле» выходят банки. Они предлагают деньги буквально всем и каждому – от крупных и богатых корпораций до нищих пенсионеров. Возьми, купи что-нибудь, отдашь потом, но, главное, потребляй, не останавливайся. В такой ситуации деньги сами становятся товаром. Банки многократно покупают и перекупают их у других банков. В конечном счете, денежная масса передается потребителю, который становится не просто должником, но должником вечным. В таком состоянии его поддерживают, предлагая те или иные формы дополнительного кредитования. В результате, образцовый потребитель покупает заведомо больше, чем может потребить даже теоретически.

Несмотря на постоянный «прогресс», уровень жизни большинства людей принципиально не меняется в течение десятилетий, хотя работать приходится всё больше. В то же время продолжается рост олигархических структур, занятых бесконечной биржевой деятельностью и так же постоянно повышающих стоимость своих акций.

Этот процесс никак не связан с реальной ценностью производства или каких-либо товаров. Повышение стоимости акций лишь сигнал, который означает, что некто рассчитывает в будущем жить ещё лучше и богаче, нежели сегодня. И – всё.

Реальная стоимость личных состояний участников этой «игры» никак не совпадает с объявленными в глянцевых журналах астрономическими суммами. Просто несколько участников финансового рынка однажды сговариваются между собой и объявляют: согласны, мол, с такого-то момента считать, что стоимость бумажек, именуемых акциями, будет такой-то. Но если кто-либо из кредиторов вдруг потребует вернуть деньги, данные в свое время под эти бумажки, то стоимость их будет стремиться к нулю. Именно по этой причине многие из российских олигархов некоторое время назад потеряли свои виртуальные капиталы. На качестве их питания это никак не отразилось, но в среде себе подобных они перешли на другой, нижний уровень.

Но есть и другая крайность, в которую впадают не слишком обеспеченные люди. Не без влияния СМИ они начинают искать собственные, «домашние» способы борьбы с кризисом. Но не понимают при этом, что любое их действие – это участие в чужой игре и по чужим правилам. Запасаться крупой, солью и спичками, равно как хранить деньги в той или иной валюте столь же бессмысленно, как и пытаться насытиться впрок.

Не помогает даже «универсальный» рецепт – вложение денег в привлекательную недвижимость. Что происходит в этом случае? В банке берется ипотечный кредит для покупки квартиры; но под залог этой же самой квартиры. Расчет большинства заёмщиков прост: получив свои квадратные метры, как можно быстрее сдать их в аренду, чтобы на вырученные деньги выплачивать банку проценты по кредиту. Всё, вроде бы, логично, но кроме одной «мелочи»: уж слишком длительный этот процесс. Ну, в самом деле, кто может просчитать ситуацию на десятилетие вперед. Быть может, уже через пару месяцев стоимость залога, то есть квартиры, опустится до минимальной, и банк вежливо попросит вернуть ему деньги. В итоге, не будет ни денег, ни квартиры.

Тем не менее, любопытно наблюдать, как реагируют на ситуацию мелкие и средние производители, те, которые «из простых». Они разделились на две примерно одинаковые группы. Первые поддаются панике и поднимают цены на свои товары, словно живут последний день. В результате они не могут вообще ничего продать. Вторая же группа осознанно снижает цены, понимая, что необходимо просто «день простоять, да ночь продержаться». Именно они оказывают важнейшую услугу реальному сектору экономики, снижая не только цены, но и темпы инфляции.В последние годы высшие руководители нашей страны неоднократно поднимали вопрос о борьбе с бедностью. Россия – богатейшая держава, но разрыв доходов между богатыми и бедными колоссальный, такого нет нигде в развитых государствах. И одна из главных причин этого явления кроется в низком уровне государственной собственности. Это означает, что при опоре на такую «узкую» базу, проблемы бедности в принципе неразрешимы, - по чисто объективным причинам.

В условиях кризиса (или ожидания кризиса) особенно важны вопросы социального обеспечения. А раз так, то самым актуальным становится вопрос не о постоянном и обязательном «прогрессе», а всего-навсего о разумном минимуме, в котором нуждается человек. Кстати, во многих странах такие подсчеты уже произвели, хотя и без особой огласки. Значит, тоже кое-что поняли. В США, как выяснилось, среднестатистической семье для нормальной жизни требуется не более двадцати тысяч долларов в год. В развитых европейских странах чуть меньше. Многим в России ещё придётся преодолеть последствия инфантильных грёз о красивой жизни. Придется вновь осознать пользу бережливости, рачительности, трудолюбия. На бытовом уровне это, в общем-то, уже происходит. Немало и тех, кто рад любому кризису. Такие прямо говорят: это сигнал к тому, чтобы мы изменились, поскольку впереди либо пропасть, либо нормальная трудовая жизнь.