Как родился и умер советский научный атеизм
На модерации
Отложенный
На протяжении последних двадцати лет религия заметно упрочила свое влияние в российском обществе: в школе появился предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в вузах ― образовательный стандарт по теологии, в армии ― военные священники, а в уголовном законодательстве ― статья об оскорблении чувств верующих. Еще двадцать пять лет назад в тогда еще СССР существовал целый Институт научного атеизма, а материалистическая философия признавалась единственно достойной для советского человека. «Лента.ру» вспоминает, как родился советский научный атеизм, почему он не был в строгом смысле этого слова научным и почему официозный материализм не смог пройти испытания временем.
Воинствующий атеизм
Российский марксизм с самого своего зарождения в научной и образовательной сфере начал борьбу с «дипломированными лакеями поповщины», как называл их Владимир Ленин, ― отрицающими материализм философами. Молодое советское государство, созданное большевиками, взяло на себя задачу не только привести к коммунизму Россию (а на первых порах — и весь мир), но и перестроить самого человека, его мышление, с тем чтобы он был готов к созданию нового общества. Религиозное мировоззрение, по мысли Карла Маркса и его последователей, решительно препятствовало достижению этих целей.
В Советском Союзе «неутомимая атеистическая пропаганда и борьба» должна была стать задачей общегосударственной ― об этом писал Ленин в статье «О значении воинствующего материализма», одной из своих последних работ, которую называют «философским завещанием».
Первые годы советской власти были ознаменованы арестом патриарха Тихона, тотальным преследованием священников, изъятием церковных ценностей. В 1922 году Ленин писал Политбюро по поводу пополнения бюджета церковным золотом: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам [...] расстрелять, тем лучше». В дальнейшем борьба с церковью продолжалась без революционной кровавости, но планомерно и методично, помимо прочего ― через появившийся в 1922 году еженедельный журнал «Безбожник» и созданный вокруг него три года спустя аффилированный с государством Союз воинствующих безбожников СССР.
В первые двадцать лет после революции государство вело борьбу с церковью как с идеологическим институтом, ведь «две конкурирующие идеологии не могут существовать вместе, а коммунизм даже в виде социализма ― это такая же эсхатология, только в секуляризированном варианте, что и религия», рассуждает религиовед, доктор политических наук Мария Мчедлова.
Первые попытки переставить борьбу с религией с репрессивно-политических рельсов на научные были предприняты еще в начале 1920-х. В партийно-советских школах стали читать курсы происхождения и классовой сущности религии, заодно слушателям объяснялась политика советского государства по отношению к религии и церкви. В 1930 году во Всесоюзном обществе воинствующих материалистов-диалектиков была учреждена антирелигиозная секция, такие же секции появились и в научных учреждениях ― например, в Институте по изучению народов СССР или Академии материальной культуры. Главной своей задачей научные работники видели подготовку материалов по истории атеизма, свободомыслия, борьбы с религиозными предрассудками.
«До послевоенного времени, до конца 1940-х годов в стране в идеологическом дискурсе нет никакого научного атеизма, есть материализм, атеизм, но критика религии рассматривается в совершенно ином контексте, чем она начинает рассматриваться после Великой Отечественной войны, ― рассуждает профессор и заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ Марианна Шахнович, дочь советского историка религии Михаила Шахновича. ― Идет активная антирелигиозная и антиклерикальная пропаганда в духе статьи Ленина “О значении воинствующего материализма”».
В военный и послевоенный период отношения православной церкви (тут уже уместно говорить об институтах организованной религии) и государства даже переживают некоторый ренессанс ― в годы войны «произошел перелом по отношению к церкви, и высшее руководство, обратившееся к церкви за помощью, такую помощь получила», говорит Мчедлова. С согласия Иосифа Сталина был восстановлен институт патриаршества в Русской православной церкви, а сотни епископов и тысячи священников были выпущены из лагерей.
Научный атеизм
С приходом к власти Никиты Хрущева, однако, советское государство вновь делает ставку на антиклерикализм как прикладную политику гонений на церковников. Ученые спорят, чем был продиктован очередной поворот в церковной политике, многие сходятся в том, что причиной тому оказался личный темперамент Никиты Сергеевича, истово верующего коммуниста. «При Хрущеве начинается вторая волна преследования церкви. В газете “Правда” в конце июля 1954 года появляется знаковая статья “Шире развернуть научно-атеистическую пропаганду”, термин “антирелигиозная пропаганда” заменяется на “научно-атеистическую пропаганду”», ― рассказывает Шахнович. Логика этой замены была связана с тем, что на смену непосредственной борьбе с религией должен прийти синтез антирелигиозной критики и пропаганды науки. Сам термин «научный атеизм» появился по аналогии с понятием «научный коммунизм». До Маркса, рассуждали в партии, атеизм был ненаучным, попросту отрицающим существование бога, бессмертие души или предопределение, начиная же с Маркса он стал научным, потому что марксизм ― это подлинно верное научное учение, а атеизм является частью его материалистической методологии.
Атеизм становился научным по самой причине своей принадлежности марксистскому мировоззрению. «Марксистская социология религии отделяется от немарксистской как научная от ненаучной: до марксизма и вне марксизма не было и нет научной социологии, включая научную социологическую теорию религии», ― описывал ту ситуацию в одной из своих постсоветских работ крупнейший советский социолог религии Виктор Гараджа.
Окончательное оформление такого подхода на государственном уровне довершили два постановления ЦК КПСС 1954 года ― «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Они оперировали понятием «научно-атеистический» в том смысле, что «научный атеизм ― это не какая-то идеологически или политически-конъюнктурная вещь, а закономерное следствие изменившегося образа жизни, общества, культуры, то есть имеющее глубинные основания в советской жизни, обоснованное, а значит, научное», ― рассуждает коллега Шахнович по кафедре доцент Михаил Смирнов.
Происхождение термина несколько запутанно ― он однозначно использовался и до 1954 года, но широкого распространения не получил. Как вспоминает Шахнович, ее отец считал, что термин придумал бывший главред газеты «Правда», будущий академик и глава идеологической комиссии ЦК Леонид Ильичев, опираясь на выражение, заимствованное из учебника 1945 года по истории философии директора Высшей партийной школы Георгия Александрова.
В классических марксистских текстах это понятие ни разу не упоминалось, но логическим образом выводилось из наследия Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Говоря расширительно, научный атеизм понимался как марксистское отношение к религии, основанное на историческом и диалектическом материализме, которое выражается в выяснении гносеологических и социальных корней религии, ее социальной природы и роли в обществе. «Абсолютно все это придумано в 1960-е и позже в Институте научного атеизма, причем конкретными людьми ― у Маркса и у Ленина ничего подобного (например, “позитивного атеизма”) не было», ― поясняет Шахнович.
Классические марксисты воспринимали атеизм как черту материализма, в принципе, ничем не отделенную от этой мировоззренческой системы, но и не тождественную ей. Атеизм как отрицание трансцендентного начала при этом понимался как явление временное ― вместе с религией должен был отмереть и атеизм, оставив лишь чисто материалистическое понимание окружающего мира.
В 1950-1960-е годы слово «научный» освещало очень многие стороны жизни ― говорили: «Наука доказала, что бога нет». Апелляция к науке была отчасти наивной, но и убедительной для массового сознания. Когда использовалось слово «атеизм», все понимали, что это что-то из безбожия, когда прибавилось слово «научный» ― это получило дополнительный смысл.
Михаил Смирнов
Для борьбы за умы, «затронутые темнотой и отсталостью помещичье-буржуазного строя», новый идеологический и научный аппарат разрабатывали несколько научно-образовательных государственных институций, действовавших на разных уровнях: Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, сектор научного атеизма Института философии АН СССР и подчиненные им в идеологическом отношении кафедры научного атеизма при философских факультетах институтов и университетов. «Научная разработка проблем атеизма в СССР ведется в неразрывной связи с массовым антирелигиозным движением и с проводимой партией научно-атеистической пропагандой», ― писали в юбилейном сборнике «Победы научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет» Иван Цамерян и Михаил Шахнович.
Таким образом, была разработана концепция «позитивного атеизма», а за обоснование его особой дидактической роли в обществе, стремящемся к коммунизму, была взята цитата из Энгельса: «Атеизм, как голое отрицание религии, ссылающийся постоянно на религию, сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому сам еще является религией».
Сами советские ученые, как, например, Александр Окулов, указывали, что «научный атеизм ― [это] не только критика религиозной идеологии, но и позитивная разработка актуальных философских проблем, проблем конкретных социальных отношений, прежде всего проблем человека, таких категорий, как смысл жизни и ее ценность, добро, счастье». Этот подход давал свои плоды.
Третье поколение, жившее в советском обществе, получало опыт безрелигиозный: и в воспитании, и в образовании постоянного религиозного сопровождения больше не было. Религия вообще рассматривалась как религиозный пережиток, а коли пережиток ― то считалось, что он и уйдет естественным путем. «Белые платочки» ― так называли верующих старушек. Подчеркивался геронтологический аспект: религия если не отмерла, то вот-вот отомрет.
Михаил Смирнов
За тем, чтобы это отмирание не повернулось вспять, неусыпно следили верховные идеологические инстанции ― идеологический отдел ЦК КПСС, включавший в себя секторы политико-воспитательной работы в вузах и НИИ и массового партийного просвещения, ― и их репрессивные инструменты. В государственных органах власти за это отвечал Совет по делам религии при Совмине СССР, в КГБ ― созданный в 1967 году 4-й отдел Пятого управления, курировавший церковь. На низовом уровне бремя борьбы с идеалистическими представлениями о мире несли лектории Всесоюзного общества «Знание» (предшественником которого был Союз воинствующих безбожников), лекторские группы при райкомах и обкомах.
Между атеизмом и религиоведением
Советское научное сообщество не обходилось и без некоторой внутренней фронды. «Многие не желали преподавать курс под названием “научный атеизм”. На философском факультете Ленинградского университета курса научного атеизма не было ― там всегда читался курс “Истории религии и атеизма”, равно как и кафедры научного атеизма не было», ― вспоминает Шахнович. По ее словам, случилось это из-за конфликта ленинградского обкома КПСС с Ленинградским университетом: «Когда пришло указание, чтобы была в Ленинграде создана кафедра научного атеизма, обком обратился в университет.
Университетское руководство хотело, чтобы кафедрой заведовал Шахнович, но обком не разрешал. Университет упорствовал. В итоге в Ленинградском университете кафедру не открыли, кафедра появилась в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена (ныне РГПУ им. А.И. Герцена ― прим. «Ленты.ру»)».
История с кафедрой научного атеизма в Ленинграде подчеркнула глубокие, хотя и не предававшиеся публичной огласке противоречия в советской гуманитарной науке. «Для обывателя научный атеизм ― это религиоведение, а ведь это не так. Историю религии, религиоведение, начали преподавать значительно раньше, в Санкт-Петербурге в начале XX века было три кафедры истории религии», а после революционного 1917 года эта дисциплина получила еще один толчок к развитию, говорит Шахнович.
В 1922 году известный библеист, академик Николай Никольский произнес в Белорусском университете в Минске речь «Религия как предмет науки», в которой объявил, что эта новая наука, наука о религии, появившаяся в конце XIX ― начале ХХ века, должна развиваться без всяких идеологических презумпций. Этот подход, не позволивший смотреть на религию исключительно как на объект атеистической пропаганды, несмотря на все репрессии 1930-1940-х, в каком-то смысле все-таки остался жив и в советских религиоведческих школах.
В Москве ситуация была несколько иная ― там историков религии и до войны было значительно меньше, чем в Ленинграде. При этом если в северной столице сосредоточились почти исключительно на истории и антропологии религии, истории религиозной философии и общественной мысли, то в Москве куда больше внимания уделяли междисциплинарным подходам, изучая роль религии в разных сферах общественной жизни.
Была многолетняя конфронтация между тем, что делалось в ЛГУ и МГУ. В ЛГУ даже слово «религиоведение» употреблялось редко, почти всегда говорили «история религии», но потом, когда оно вошло в официальный оборот, его спустили сверху в московской огласовке ― не религиеведение, как говорили в Ленинграде, а религиоведение.
Марианна Шахнович
Официозный советский научный атеизм на первых порах отказался от всякой социологизации проблемы религии, взяв на вооружение ленинские представления о том, что совместно переживаемый религиозный опыт не мог так же организовывать и сплачивать людей, как осознание ими общности их классовых интересов. Любые попытки поспорить с ним на эту тему, предпринятые еще в 1920-е годы теоретиками марксизма Александром Богдановым и Анатолием Луначарским, пресекались с самого же начала становления советской науки. И только в 1960-е годы началось некоторое примирение советского научного атеизма с «буржуазной социологией религии», осуществлявшееся во многом благодаря социологам Юрию Леваде и Дмитрию Угриновичу. Первый, правда, получил по совокупности своих нестандартных подходов взыскание по партийной линии. Официальная же партийная и научная установка оставалась прежней: социология религии есть не более чем часть научного атеизма, задача изучения которого ― совершенствование атеистического воспитания.
Сегодняшние критики научного атеизма часто подчеркивают его идеологическую косность, почти сразу же возобладавшую в советской науке, сделавшей компендиум трудов Маркса, Энгельса и Ленина своим священным текстом, без ритуальных отсылок к которым не могло появиться в свет ни одно научное издание.
Да, подтверждает Смирнов, «дисциплина была идеологически инспирирована», но изучение религиозных практик потребовало разработки научного подхода, понятийного аппарата ― результаты этого «все больше и больше обнаруживаются к 1980-м годам». Шахнович спорит с огульными критиками научного атеизма: «Это был пропагандистский проект, безусловно, оказывавший идеологическое воздействие, но это не означает, что в стране 70 лет не было академического изучения истории религии. Это точно так же, как с философией. В вузах изучали марксистскую философию, но это не значит, что истории философии в Советском Союзе не существовало. Трудно, сложно, в условиях цензуры, с огромными утратами, но наука развивалась».
Если посмотреть литературу под рубрикой научного атеизма, то в очень многих исследовательских работах введение и заключение содержали все цитаты и идеологически выверенные установки, а посередине было вполне адекватное, объективное изложение материала религии, который анализировался. Это были исследования высокого качества ― просто во введении указывалось, что религия ― это антинаучное мировоззрение, а в заключении ― что это исследование подтвердило его отмирающий характер.
Михаил Смирнов
Мчедлова также призывает разделять идеологию и социально-политический проект научного атеизма: «Не было бы определенной идеологической интерпретации ― вообще были бы невозможны эти изыскания». Она призывает смотреть на феномен научного атеизма столь же научно: «Гуманитарное знание как таковое, как Георг Лукач об этом писал, продвигается вперед идеологически окрашенными интересами. Быть свободным от мировоззренческих предпочтений невозможно, даже Гегель не был свободен от этого ― его восхищала прусская монархия». В рамках научного атеизма существовали и глубокие научные исследования, просит не забывать она.
Если уж критиковать научный атеизм, то за то, что предметом научного изучения была не религия, а критика религии и формирование материалистического мировоззрения, делает вывод Смирнов, указывающий, что поныне существуют две группы исследователей, одни из которых считают научный атеизм закамуфлированным религиоведением, а другие ― эрзац-религиоведением.
«Перестройка» и «религиозный ренессанс»
В годы «перестройки» советский идеологический монолит дал трещину. Еще до того, как Михаил Горбачев провозгласил эру плюрализма и общечеловеческих ценностей, социологи религии били тревогу: вопреки ставшей официальной догме о неумолимом сокращении числа верующих в ходе строительства развитого социализма, доля религиозных среди проживающих на территории РСФСР перестала уменьшаться. Она зафиксировалась на стабильном уровне в 20-30 процентов среди русского населения РСФСР и 40-50 процентов в мусульманских регионах. Одновременно был зафиксирован рост общего уровня образования верующих, увеличение доли мужчин в религиозных общинах и даже некоторое общее омоложение общин. Образование, строившееся «не на антирелигиозных, а на безрелигиозных началах», рассуждает Смирнов, «способствовало развитию эстетического отношения к религии ― увлечение храмовой архитектурой или иконописью без особенного мировоззренческого подтекста». На рубеже 1970-1980-х помимо традиционных религиозных течений социологи стали отмечать и распространение современных предрассудков ― веры в экстрасенсов, НЛО, биоэнергетические поля и еще в целый ряд псевдо- и околонаучных теорий, касающихся здорового образа жизни, питания ― в общем, всего того, во что верила героиня Людмилы Гурченко в фильме «Любовь и голуби».
С «перестройкой» в религиозной сфере произошел настоящий «ренессанс» ― с начала 1990-х годов все конфессии наперебой стали рапортовать о неумолимом росте числа своих прихожан, как в свое время КПСС ― о росте числа атеистов. По опросам ВЦИОМ (с 2003 года ― «Левада-центра»), в 1989 году неверующими себя назвали 65 процентов россиян, а в 1993-м ― только 40 процентов ― в этот период произошел основной сдвиг в религиозном сознании жителей страны. В дальнейшем доля нерелигиозных людей и атеистов продолжила снижаться: в 1997-м ― до 35 процентов, в 2013-м ― до 25 процентов. При этом, однако, не прибавилось религиозности у тех, кто заявил, что верит в бога ― большинство назвавших себя православными продолжали быть слабовоцерковленными или на просьбу об уточнении отвечали, что считают себя «духовными» людьми, но к обрядовой стороне церкви отношения не имеют. По данным Атласа религий и национальностей Российской Федерации, публикуемого социологами объединения «Среда», только 7 процентов назвавшихся «церковными людьми» читали Евангелие и лишь 5 процентов участвовали в жизни общины.
Если развивать выводы ряда исследователей (например, Андрея Шишкова и Александра Кырлежева), то это явление можно связывать с «гиперприватизацией» религии в советское время. Тогда верующие были практически оторваны от общин, религиозные практики им приходилось скрывать, и в результате у многих из них выработалось жесткое противопоставление понятий «религиозного» и «светского». Но по мере того, как утрачивалась связь с религиозными институтами, развивались различные форматы «личной веры», в повседневной жизни приобретавшие разные формы обрядоверия ― как, например, поклонение соснам во время Великорецкого церковного хода, которое зафиксировал в своем фильме для «Ленты.ру» Андрей Лошак.
Нынешний же «религиозный ренессанс» некоторые ученые воспринимают скорее не как возвращение веры, а как возвращение религией утерянного ею в советское время репрезентативного статуса в социальной жизни, иногда в форме гиперкомпенсации, особенно если этому содействуют конъюнктурные установки политического режима личной власти Владимира Путина.
Затянувшаяся на несколько лет гибель советского государства на рубеже 1980-1990-х годов привела и к распаду идеологизированных гуманитарных научно-образовательных институций. В 1991 году был закрыт Институт научного атеизма, в течение нескольких лет пытавшийся как-то построить диалог с набиравшими силы конфессиями. Большинство кафедр научного атеизма были реорганизованы в кафедры религиоведения или философии религий, а сам головной институт преобразовался в кафедру государственно-конфессиональных отношений Российской академии хозяйства и госслужбы при президенте. Стандарт подготовки бакалавриата по образовательным направлениям «Религиоведение» и «Теология» был подготовлен в 1993 году, а три года спустя утвердили стандарт по специальности «Религиоведение».
В традиционном советском понимании научного атеизма в современной России не осталось, говорят собеседники «Ленты.ру». Однако это не значит, что приверженцы атеистических мировоззрений обходятся без какой-то определенной доктрины, в соответствии с которой они выстраивают свои отношения с обществом в религиозной сфере.
Собеседники «Ленты.ру» признают, что сейчас называться атеистом по меньшей мере «не модно» и «не очень принято». Даже понятие «клерикализация», имевшее ранее однозначно негативную оценку, получает в научной и научно-популярной литературе некое позитивное значение ― как возвращение к традиционным общественным практикам.
«Происходит заметная политизация религии, реанимация религиозного фактора, его искусственное включение в разные сферы жизни», ― заключает Смирнов. Но многие ученые, если не большинство, остаются спонтанными атеистами, которые просто не постулируют свои мировоззренческие установки. «Это мировоззренческая традиция, это определенное свойство мировоззрения, позитивистского, материалистического, рационалистического, сциентистского», ― рассуждает он.
Целеполагание и у тех, и у других ― «найти место в разговоре с Богом, будь он выдуманным или существующим», пытается примирить Мчедлова нынешних атеистов от науки с представителями церковного религиоведения, прося тем не менее писать с заглавной буквы слова «Бог» и «Божественное»: «Просто до сих пор этот разговор идет с различных позиций ― или как “раздавите гадину!”, как писал Вольтер, или как найти свой способ общения с Божественным».
Комментарии
Угадайте, каким будет следующий этап?
ВСЯ система образования преподносится с точки зрения атеизма. В школе детям навязывают антинаучную провалившуюся гипотезу дарвинизма. Так о какой смерти атеизма может идти речь?
Автор просто предчувствует скорую смерть атеизма, поэтому заблаговременно поднимает надгробный вой.
Атеизм может быть только научным, т.к. основан на знании (Знание - сила!)
Теизм может быть только антинаучным, т.к. отвергает знания.
Ученье - свет! Свет = се вед = это знания.
Религия - мрак! Беситься во мраке = мракобесие.
Мракобесие = обскурантизм, от лат. затемняющий.
Мракобесие антагонистично просвещению и научно–техническому прогрессу общества.
Обскуранти́зм - враждебное отношение к просвещению и науке, прогрессу вообще.
Мракобесие может формироваться только на фундаменте малообразованности или полного отсутствия знаний.
Мол Бога нет и что произошла сама-собой прекрасная Природа
Замри, задумайся, открой для Истины пустую Душу
Всем Миром правит лишь Любовь и Бог с Любовью неразлучен
С Любовью создан этот Мир в многообразие бесконечном
И также, от большой Любви, Мир этот создан Богом вечным
Не верь, кривляйся, прочь гони из головы любые мысли
О вечном, Боге и любви, о бесконечности Вселенной
Живи сегодня, днём одним, заботой лишь о бренном теле
Его всемерно ублажай и наслаждайся в ощущениях.
Пройдёт совсем немного лет и вот кусок не лезет в горло
Плевать на технику, прогресс и не волнует ни насколько
Политиков безумный бред, судьба страны, судьба знакомых
Все мысли только о Душе... и встрече предстоящей с Богом
Не знаешь ты, сомнений полон... Но хочешь верить наяву
Что тело бренно, тело грешно, но вечен ты своей Душой
Сомненья, страх тебя терзают... И ты копаешься в Душе
Как сильно грех запачкал Душу... Возьмёт ли Бог её к себе?
Так славьте Бога, славьте Веру, лишь с ними путь найдёшь ты свой
Ведь только с Богом, т...
1. Атеизм может быть только научным, т.к. основан на знании (...)
2. Теизм может быть только антинаучным, т.к. отвергает знания.
Всё остальное - это набор лозунгов или, никакого отношения к научному мировоззрению не имеющих.
Эти два высказывания на самом деле есть одно и то же с точки зрения логики, т.к. если построить отрицание первого, то получим второе и наоборот. В обоих высказываниях содержится вывод, не вытекающий из предпосылки.
Итак.
1 -е высказывание.
Что такое атеизм? - это ВЕРА в то, что Бога нет. Или может быть Вы процитируете какую-нибудь научную работу, в которой бы доказывалось, что Бога нет? На каком знании основан атеизм?
2-е высказывание.
Если теизм подразумевает существование Бога, то это значит, что человек может и должен знать о Боге то, что в его возможности. Т.е. подразумевается существование такой НАУКИ, как теология - или по-русски "боговедение". Подразумевается, что Бог человеку открывается в Своих проявлениях, и человек это изучает ...
Я Вам поясню:
proglot-13 - это тупой антихристианский тролль. Он тут у нас, ну типа, из касты неприкасаемых. С ним нормальные люди не разговаривают.
Я просто констатирую факт - Вы перевели разговор не в том направлении, в котором он шёл. Мы не это обсуждали!! Или Вы настолько тупой, что не способны понять, о чём в дискуссии идёт речь??
почему бог, а не боги (см.Ветхий завет, кому интересно теория иудо-христианства для язычников)
почему признание существования бога, богов-конструкторов зверо-человеков или, скажем так, Высших сил, тормозит прогресс и развитие науки?
как раз наоборот - ведет к пониманию гармонии мира, тогда и высшие знания открываются достойным
Российская академия наук отказалась включать теологию в перечень научных специальностей.
Только в 13-м веке по инициативе Абеляра в теологию вложен спорный смысл учения о Боге.
Странно, не правда ли, Бог уже был, христианству уже было более 12 веков а учения о Боге не было!
Как без этого жили? Без учения о Боге, всё равно, что без Бога.
Споры в этой лженауке привели к разделению в христианстве более чем на две тысячи религий, конфессий и деноминаций, не договорились и по сей день. Понятийный аппарат у всех христиан разный. В православии даже не используется термин теология, поскольку термин ассоциируется с латинянами, а это уже "инославное богословие" с негативным смыслом.
Если же говорится, что люди сами виноваты и погрязли в грехах, то где же всевластие бога?
Во-вторых. Вы показываете себя обычным воспитанником западно-христианской традиции. Для Запада и университеты начались не раньше 9-го века, и богословия у них не было, т.к. университеты были убогие и толковых преподавателей не было. А всё, что было вне Запада, этого как бы и не было совсем!
Вам же неведомо, что ведущей державой до 13 века была Восточная Римская империя со столицей в Константинополе. А до 8 века ведущими университетами были университеты Константинополя, Антиохии и Александрии. А когда мусульмане завоевали Антиохию и Александрию, остался лишь Константинополь. Так вот в этих университетах богословие так и преподавали! И было очень много выдающихся учёных, которые западных умников запихивали глубоко-глубоко!
Так что Вы просто не очень знакомы с историей науки вообще.
... А потом, что значит "богословие - не наука"?? А история - наука?? Или Вы думаете что в знании о Боге всё так прозрачно, что и спорить не о чём? Или Вы предполагаете, что только то учение является наукой, где есть какой-...
А уж человек сам распоряжается своей свободой так, как пожелает. Вот мы и докатились до такой скверной жизни, забыв о том, что не мы устанавливаем законы, а они нам даны Богом. Поэтому регулярно эти законы нарушаем, за что и расплачиваемся.
Всевластие Бога заключается в том, что Он Сам волен устанавливать законы природы. Но Он не может отменить Свои же законы!
Вы, Александр, слышали Бога? Говорили с Богом? Или Бог Вам лично что-то сказал на ушко? Говорят, что человек словесно общается с Богом в молитве. Молитва, мол, и есть словесами к Богу. А Бог эти словеса слышит? Дал Вам какой-то знак, что он вас слышит? Психиатры говорят: “Когда человек говорит с богом, то это – молитва, Но когда Бог начинает говорить с человеком то это уже – шизофрения”. Или все-таки Вам лично уже приходилось слышать слова Бога? Тогда расскажите об этом... доктору. Вы можете сказать: “Я-то Бога не видел и не слышал, но о существовании Бога говорят люди, которые видели и слышали Бога”. Во-во, они говорят. Говорят о многом: кощее,...
Да, наука не доказала, что Бога нет. Она не занимается тем, где нет собственно предмета для исследования. :-)
А вот доказательств обратного - закономерно развитию наук. Настоящих наук. По моим наблюдениям, среди людей ТОЧНЫХ наук (подтверждение гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях) среди которых я имею честь находится не одно десятилетие - практически никто не верит в его существование. А если единицы и допускают, то никак не в виде образа, преподносимого церковью. И хочу заметить - сегодня таких людей, всё больше. Есть с чем сравнивать... Сказывается уверенный рост количества образованных людей. Так, что - атеизм прогрессирует. Но на ТВ у нас - прогрессирует друг...
Естественнонаучные дисциалины и дисциплины гуманитарные в конечном итоге отталкиваются от основной категории и предмета своих исследований- Материи - будь она хоть физического, хоть философского свойства. И пока никто не удосужился обозначить материю в четких параметрах -глупо утверждать торжество атеизма. Но ограничивать себя философскими и теологическими рамками 2000-летнего христианства тоже не разумно. И те и другие основные участники спора- приверженцы очень устаревающих стереотипов и догм. Увы!
Во-вторых, Вы опять не дали ответ на вопрос о том, на каком таком ЗНАНИИ основан атеизм.
Я так думаю, что сказать Вам по этому поводу нечего, поэтому Вы ударились в словоблудие.
Значит Вы попали впросак!!!! Сказать Вам нечего.
А вот на такой вопрос попробуйте ответить:
Науки изучают законы. Разные науки изучают законы из разных категорий. Физика - законы материи, биология - законы живой материи, социология - законы человеческого общества, философия - законы логики мышления, богословие - нравственные законы.... Ну и т.д... А откуда взялись САМИ ЗАКОНЫ? Откуда взялись законы природы? Живой, неживой, ... Какая наука может ответить на такой вопрос или хотя бы занимается этим вопросом?
Поэтому, когда в школе преподают биологию и при этом рассказывают, что дарвинизм - это безусловное научное знание - это ложь, подлог и нарушение прав людей, не принадлежащих к атеистической вере, которые имеют право рассматривать происхождение видов живых существ исходя из других мировоззренческих позиций.
И вообще, если учёный не карьерист, а человек, служащий истине, то он не может не быть верующим... Если, конечно, это не бездарь, воспитанная в атеистической вере. Т.к. атеизм никак не связан с научным знанием. Поэтому само словосочетание - "научный атеизм" - это так же глупо звучит, как "агностические шаровары".
На настоящий момент ни наука, ни религия (любая) не могут однозначно доказать ни наличие, ни отсутствие бога. Все остальное словеса, которыми пытаются прикрыть свю немощь обе стороны.
Но повторяю: это только на настоящий момент.
Как монахиня инокиня Силуана, вспоминала: "Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игуменьи. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: "Вы к кому?" Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: "Вас ждут". Я иду, и все больше удивляюсь. В глубине двора — особняк. Звоню. Открыл хозяин, тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том "Добротолюбия", в углу — шкаф с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину, чтобы она все приготовила. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: "Здесь пять". Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была помощь для нас!
Прошло много времени. И вот снова приезжает мой знакомый (а это был академик Королев). Сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: "Вы знаете, я благодаря вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором вы говорили. И т.д и т.п.&...
В 1954 году, за полтора года до смерти, Эйнштейн в письме к немецкому философу Эрику Гуткинду так охарактеризовал своё отношение к религии:
"Слово „Бог“ для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия — свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощрённая, интерпретация не сможет это (для меня) изменить".
Оригинальный текст (англ.)
"The word God is for me nothing more than the expression and product of human weaknesses, the Bible a collection of honourable, but still primitive legends which are nevertheless pretty childish. No interpretation no matter how subtle can (for me) change this."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эйнштейн,_Альберт
1. Богослов П.А. Флоренский: "религия - это система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение”. Атеизм обеспечивают душе спасение? Зачем так врать?
2. Энциклопедический словарь “Христианство” выделяет среди всех трактовок главное: “религия - организованное поклонение высшим силам” (II том, стр. 462). Покажите мне высшкю силу атеистов.
3. У каждой религии есть общие признаки и атрибуты:
- Идеологические (концептуальные) – догматы, “символы веры”;
- Эмоционально-психологические – вера, мистический опыт, переживания, экстаз и проч.;
- Культово-прагматические – религиозные обряды, таинства, ритуалы...;
- Организационные – церкви, общины и т.д.
Таким образом, в атеизме нет объекта поклонения; нет церквей; нет богооткровенных книг (священных писаний); нет жрецов, святых и мученников; нет чудес; нет жизни после смерти; нет культовых предписаний; нет страшного суда, и нет конца света (конца познания).
Вам никогда не удастся прев...
Не забудьте пригласить, договорились?
Доказывать будете?
Я отношусь к нему далеко не с тем пиитетом, с каким принято к нему относиться в массовой культуре. И я в таком отношении к нему не одинок. В научной среде (я имею ввиду физиков и математиков) есть масса людей, которые к нему относятся так же. Объясню почему. Есть основания считать, что его целенаправленно раскручивала еврейская среда. С какой целью - не знаю. Может быть для того лишь, чтоб в мире считалось, сто "самый выдающийся учёный 20 века - еврей!" Очень похоже на то.
Ну если по фактам, то так.
Специальную теорию относительности до него разрабатывали Лоренц и Пуанкаре. Однако, почему-то её авторство приписывают Эйнштейну, несмотря на то, что преобразования координат называются преобразованиями Лоренца!
Нобелевскую премию ему дали "за объяснение фотоэффекта", который открыл Столетов. Как-то очень надуманно. Эффект-то не он открыл! А за объяснение, например, Ландау должен был получить кучу Нобелей!... Чё-то как-то не срослось.
Общая теория относительности им до конца не доведена, а принципы квантовой механики он так до конца жизни и не постиг... Сколько ни общался с Боро...
Скажите-ка мне, откуда взялись законы природы, которые изучает наука?
Наука НЕ ИЗУЧАЕТ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, наука изучает природу, и в результате изучения определяет устойчивые, существующие в данный период, взаимодействия САМОРЕАЛИЗАЦИИ каждого из элементов природы. Устойчивые повторяющиеся связи наука определяет как законы и закономерности, которые возможно и в дальнейшем будут уточняться.
Непорядок. :-(
Слова перебирать конечно удобнее -- плавно льются и мозги напрягать не надо, но Вы всё-же попробуйте.
Закончу на этом, больно длинная у вас дискуссия, а надо ещё новостя посмотреть. :-)
Откуда природа взялась?
Только если он полный мудак или сволочь-обманщик, имеющая навар, как НЕГОнДЯЕВ со своей кодлой...
Эта душевная боль, которую христиане называют адом.
Зачем же нам, русским, которых Бог благословил самой богатой в мире душой и самой богатой в мире землёй, жить в постоянном аду?
Но в сути одно и то же - пялить на всех одно именно своё одеяло, мировоззрение, идеологию. Идеологию нужно убивать в зародыше, чтобы не родилась. Идеология не человек, её не жалко.
В советский стройбат призывали как правило неграмотных , не говорящих по - русски жителей высокогорных кишлаков советской Средней Азии , жителей национальных республик Сев. Кавказа и Закавказья ( Азербайджан , Армения , Грузия , Абхазия ) , ну и славян с судимостями.
Делалось это потому , что советская власть , даже культивируя миф о " дружбе народов " - не решалась доверить тем же чеченам , ингушам , дагестанцам , азербайджанцам стрелковое оружие .
Советская власть не в состоянии была обеспечить городское население стационарной телефонной связью , не могла накормить , туалетная бумага с зубной пастой были в дефиците - зато мы положили 27 миллионов в ВОВ , запустили в космос Гагарина .
Для всех остальных плошка риса , рабочая роба , полуголодное существование и за неповиновение , инакомыслие - лагерь , или работа на лесоповале в Сибири , под присмотром своих же вертухаев.
Тебе сколько лет ?
Андорра 14.08
Эстония 13.77
Ирландия 13.39
Франция 13.30
Хорватия 12.61
Австрия 12.60
Португалия 12.45
Венгрия 12.27
Словения 12.19
Литва 12.03
Люксембург 12.01
Германия 11.81
Республика Корея 11.80
Великобритания 11.67
Дания 11.37
Сент-Люсия 11.35
Румыния 11.30
Болгария 11.24
Белоруссия 11.22
Россия 11.03
(c)Global status report on alcohol and health
Проблемы начались, когда стали призывать старшие возраста, вот у кого были и нулевая военная подготовка и массовое незнание языка...
ВЫ 27 миллионов наших "положили".
а вот Гагарина- как раз таки МЫ запустили.
в гольяново.
ага.
че не нравится?
К сожалению , где ни пытались воплотить идеи Маркса - Ленина в жизнь - получалось одно и тоже : зажим инакомыслия , тотальный дефицит , карточная система и массовое бегство из " рая ". Так было в СССР , ГДР , происходит сейчас на Кубе и в КНДР.
Не случайно , что родная дочь Сталина Светлана Аллилуева эмигрировала в США , но что - то ни один из отпрысков президентов США не эмигрировал в СССР или в одну из его республик - сателлитов. Это о чем - то говорит.
те люди мыслят иначе.
чем большинство начселения.
Именно их инакомыслие беспокоит 80% граждан России.
А какое Вас инакомыслие беспоекоит?
Кто же виноват , что по сложившейся традиции у руля ВКП ( б ) - КПСС и СССР вставали не те , кого избрал народ , исходя из их деловых качеств , а те , кто вышел победителем из "схватки бульдогов под ковром" ? Сталин получил свою власть , выйдя победителем в грызне за власть с вчера еще бывшими соратниками у одра умиравшего Ленина , Хрущев расправился с Берия и стал главой КПСС . Его сняли в результате заговора , посадили Брежнева . Заговорщики считали Брежнева временной фигурой , а оказалось , что он пришел всерьез и надолго. Черненко , Андропов процарствовали недолго , пришел Горбачев - но и его сняли в результате заговора .
Старцы - маразматики , сидевшие в Политбюро , ставшие уходить в мир иной пачками в начале 80 - х гг. - это вообще отдельная песня .
Сохранившееся христианство на территории бывшего СССР , не смотря на гонения , по масштабу и изощренности не знавшие аналогов в истории - наглядное свидетельство того , что Христос жил и проповедовал на земле .
Иначе как объяснить , что " первое в мире государство рабочих и крестьян " прекратило свое существование не просуществовав 100 лет , как объяснить , что тот бред , написанный Марксом и Лениным опровергнут самой жизнью , а христианство , в частности православное живет ?
Разве могут миллионы людей идти на мученичество ради лжи , заблуждения ?
Те люди задержаны за незаконную трудовую деятельность и нахождение на территории РФ.
В конце 90 -х был я в детском пионЭрлагере , со мной в комнате жил парень , перешедший в 11 -й класс. Так вот , он читал " Один день Ивана Денисовича " Солженицына . Читал , не опасаясь , что за ним приедут , придут и он получит сколько - то лет лагерей за чтение самиздатовской литературы .
Или другой пример :
Татьяна Шипкова - филолог , преподаватель иностранных языков . В начале 80 -х она три года просидела в тюрьме проповедь Православия среди своих студентов.
Это инакомыслие или нет ?
как обычно- опять дохтур .
а где наполеон?
Те люди задержаны за незаконную трудовую деятельность и нахождение на территории РФ.=
уважаемый.
Наше население незаконно на территориях других стран не имеет привычки находиться, тем более- незаконно трудиться.
А ЭТИ как раз- мыслят ИНАЧЕ. Они почему то решили, что имеют право приехать в нашу страну и не соблюдавть наших законов.
Это не инакомыслие?
Это УВАС СГОЛОЛВОЙ_ ПРОБЛЕМЫ.
Во - вторых , Гагарина запустили " вы " . С этим никто не спорит . Вопрос в том , так уж необходим был его запуск в космос , если в тоже время перед страной стояли более насущные проблемы ?
Советским вождям не давало покоя желание утереть нос США , комплекс неполноценности того же Хрущева перед Западом в целом и США в лице президента Эйзенхауэра в частности .
Не случайно , из Гагарина советская власть сделала пугало , против его воли кстати . Потому что он прежде всего военный летчик и чурался политики .
а вот че- если ученик спокойно читал значит эта книжка- не "самиздат" а вполне легальный издат.
счего опасаться?
второе- уверен чтьо эта филологиня тпроповедовала првославие а не каких нибудь свидетелей иеговы...?
и главное- она имеет право проповедовать? на на занятиях которые заявлены как русский(или другой?) язык?
еслибы она это делала дома- то и пжалста в 80-х не было уже никаких преследований и доносов.
третье.
вы вообще все врете.
Всякой другой свободы слова у нас полно.
Тем более, свободы совести.
Нигде в мире столько свободы нет.
Когд я говорю "вы" , оо миела в вду, что вы- не мы. Ну и Вы лично само собой не имеете отношения ник этим 27ми ни к Гагарину.
Однако же, рассуждаете, что НАМ "необходимо"
парадокс?
Но под "Коммунистическая партия" я имел ввиду КПК.
Сейчас,худо - бедно , в России она присутствует. Только нынешняя СССР.
Вы не находите, что эти 27 млн "положили" фашисты вообще-то?
а Гагарина в космос- не они?
Что Вы хотели сказать этим "мы положили" ?
Првильно было бы сказать "нас полегло"
Вы иностранец наверно?
Ваши придирки к речевым оборотам , говорят о том , что вам нечего возразить по существу.
Немцы, напавшие в 1941-м навсегда останутся в памяти народа фашистами.
А вы называйте как хотите.
Это в ваших учебниках там все подменяют
А мы то их не читаем.
Нам не интересно.
А там нет уже существа. Потому ...я не придираюсь вовсе))
Я Вам показываю, как легко в интернете либо в жизни узнать человека нерусского. Вот и все.
Не потому ли , что в годы ВОВ выявилась вся несостоятельность большевизма ?
Чего? Вам плохо? Несостоятельность большевизма в Берлине закончилась? Вы правда так думаете?
Смею вас уверить , что я ношу русские имя и фамилию , и живу в России . Вы же , коверкая русский язык - даете мне основание подозревать вас в том , что русская культура вам явно не родная .
Несостоятельность большевизма выявилась тогда , когда сталинское государство в своей риторике , действиях перешло от воинствующей русофобии , пролетарского интернационализма , к признанию главенствующей роли русского народа в строительстве государства , к его духовным корням. Тогда вспомнили и про Александра Невского , разбившего тевтонов на Чудском озере и про Суворова . Упразднили Минея Губельмана с его воинствующим атеизмом.
Эта политика получила название национал - большевизм.
И фактически , после смерти Сталина дело пошло к закату СССР. Потому что мнимая спаянность , монолитность СССР держалась на тотальном искоренении инакомыслия, страхе , разветвленной системе лагерей ГУЛАГ.
Зачем?
У нас - свои.А ваши-да. Не интересны.
Что такое "чекаете"???
Это враньё - про то, чо Вы в России живете.
Слишком напыщенная речь и неправильные обороты.
Негибкий какой-то...пластмассовый...
Я интересуюсь, в каком это учебнике Вам преподали, что на нас напали "социал- националисты" ?
А не фашисты?
Дальше можно не продолжать. Не читал, мне неинтересны мысли из желтого дома.
????
Ну-с, молодой человек...кто и на каком съезде рискнул вот так вот назвать "эту политику"?
Весь этот спич- агитка из учебника?
Прошу плиз....автора и год и место издания.
Люди тут же изменятся? И станут под танки бросаться?
Какой примитив.......
не каждая шваль могла рот открывать, как сейчас.
Это вранье , что вы живете в Крыму и якобы учитель истории . Учителя не коверкают так русский язык . Вы больше на хабалку с базара похожи.
За неимением аргументов вы переходите на личности .
Неважно , в каких учебниках . Правильно писать либо войска Вермахта , либо гитлеровцы , но никак не фашисты . Фашизм был в Италии Муссолини - союзнице Третьего Рейха .
я не заметила слова "неуважаемая")))
повеселил)))
Знаешь что?
Это меня радует.
Я тебя тоже ни капли не уважаю.
Ты врешь, мало читаешь, но с апломбом утверждаешь то о чем понятия не имеешь.
Просто система ценностей другая.
Тебе это не понять.
Те, кто "убегал"- приверженцы других ценностей- потребительских.
Тебе не с чем сравнисвать, ты слишком молод.
Или еврей.
2. я живу в Крыму.
3. не тебе меня учить как правильно про фашистов писать.
маленький ишо.
4. я тебе вопрос задала
второй раз спрашиваю:
чЕкаете или чекАете ты написал?
отвечай или пшОл вон.
Самым известным национал - большевиком на данный момент является Эдуард Лимонов - лидер НБП .
А вообще о национал - большевизме я читал в книге Иоанна Снычева " Русская симфония " .
это уже полный трындец!
цахаленок желторотый а туда же
и русского языка не знает и в России не жил а рассуждает!
вот это уже ближе к теме
так я и думала
и в ваши учебники она оттуда попала.
это изобретение новейшего времени и к Сталину абсоолютно никакого отношения не имеет.
Читай работы Ленина по национальному вопросу.Там все есть.
Ваши исторические познания ниже плинтуса , у вас неразвита речь , бедный лексикон - поэтому вы не тяните на учителя истории .
Все . Можете не отвечать .
Я тебя поучила правильно говорить.
Но зацепился штанами за гвоздь в августе
И просидел дома до декабря
СССР разваливался с августа по декабрь
И НИКТО не вышел на демонстрации, протесты и защиту
В том числе и эти болтуны
А теперь все машут кулаками после драки
Меня тайком не окрестили в церкви,
Распятий не имел отцовский дом.
Глаза перед иконами не меркли,
Я не жалел об этом и потом.
В окне вагона годы пролетели -
Мне скучно было лазить на диван.
В тайге зарплату классную имели
И было чем порадовать карман.
От дюн пустынь до северного моря,
На стройках века оставляя след,
Я растворился в тысячах историй
Всех наших поражений и побед.
А после обошлись так подло с нами -
Пропало все, что каждый накопил.
На сто зарплат, отложенных с годами
Букет цветов к восьмому лишь купил.
И Жизнь моя сегодня так убога.
Народ ограблен и приперт к стене
Когда-то наплевавшими на бога,
Что строят сейчас церкви по стране.
Так где они молиться научились,
По моде лет вдруг вспомнив о Христе,
Когда наверно краденым делились,
Набив карманы в алчной суете.
Стоит долгостроем больница,
Тут школ не возводят давно.
Хватают акулы землицу
Вы скажете плохо нам ,но
Повсюду возникли базары,
Заборы стоянок машин,
И прямо у дома пивбары
Куда вечерами спешим.
А вот из бетона обитель
В кольце арматур поднялась
И шапку снимает наш житель
На стены панели крестясь.
Покрылся церквей куполами
Далекий наш спальный район.
Летит меж щитами рекламы
Какой-то неискренний звон.
Кстати , Теодор Драйзер - выходец из семьи немецких эмигрантов , учился в Йеле , но бросил его за недостатком средств , коммунист , посещал советскую Россию в 1927 году . Писал такие великие произведения - но не избежал увлечения бредовыми идеями Маркса - Ленина. Увы и ах...
Осенью прошлого года я был на Украине и видел по - крайней мере один дом куркулей ( кулаков ) , сиявший темными глазницами окон. За его хозяевами пришли одной темной ночью , в 30 -е гг., и их больше никто никогда не видел.
Видел полуразобранные коровники и свинарники , которые в 20 - 30 -е гг. были сооружены из строений ,домов - экспроприированных у куркулей.
Когда колхозный строй , в конце 90 - х - начале 2000 - х приказал долго жить - крестьяне стали растаскивать сии сооружения.
И пишу я это к тому , что не принесло счастья и процветания экспроприированное . Не принесло.
И все равно , история ничему не учит поклонников Ленина и Сталина . На этом портале , во множестве обретаются люди , преимущественно пенсионного и предпенсионного возраста , мечтающие о том , как придет к власти второй Сталин и они начнут стрелять " мракобесов " и всех тех , кто на их взгляд немного богаче живет , или просто тех , кто просто им не нравится .
Верите или нет - я не хочу , чтобы Россия была супердержавой . СССР экономически не был супердержавой . С 70 - х гг. ударными темпами в экспорте СССР стала расти доля топливно - энергетического сектора . То есть , экспорт СССР был как у слаборазвитых государств третьего мира . Эта " державность " , " величие " дорого обходились СССР и дорого обходятся нынешней России. Деградация села , обезлюживание села , особенно в нечерноземье началась задолго до крушения СССР . Сказались демографический надлом , вызванный потрясениями и сталинской политикой по выкачиванию финансовых ресурсов из села на индустриализацию.
Ваш Ленин , когда стало понятно , что политика " военного коммунизма " не в состоянии одеть , обуть , отстроить инфраструктуру СССР в кратчайшие сроки - затеял НЭП .
СССР развалился в следствие закостенелой командно - административной системы , которую не дали реформировать Косыгину бюрократы. Выходцы из комсомола , КПСС стали первыми нуворишами , приватизировали бо...
это неверный тезис.
СССР развалился потому что его просто напосто предал Горбачев.
Это невиданное доселе в истории предательство сравнимое только пожалуй с предательством индейцев МАЙЯ. ТОЖЕ необъяснимое явление.
а то так: не читал но осуждаю(с)
Вон , Обаму тоже считают вторым Горбачевым , социалистом , на второй срок пошел , а США как существовали - так и существуют .
Но в Рейкьявике он был один там на корабле.
И после этого СССР рассыпался.
Про США - ещё не вечер.
Америка колосс повыше, тем сильнее жахнется.
Ещё при нашей жизни.
прикалываетьесь?
У них одинаковое представление
а таджик.....то тут похоже без физ.силы в будущем не обойтись...
Было дело, в ноябре 2009:
«Может ли гражданин дать сдачи милиционеру, который на него напал? Если гражданин не преступник, если он идет спокойно и ничего не нарушает, то — да», — цитирует «Интерфакс» слова Нургалиева.
В Храме Николая Чудотворца в с. Сидоровское Одинцовского р-на Московской области (рядом с г. Краснознаменск) Настоятель Храма Отец Иоанн (Борисов Иван Иванович) с особой жестокостью избил прихожанку-студентку.
После избиения, вышеуказанный «батюшка» цинично заявил о том, что его связи и возможности, как в Патриархии Русской Православной Церкви, так и на уровне высокопоставленных чиновников Московской области, гарантируют ему полную безнаказанность и возможность создать потерпевшей еще большие проблемы, в случае если она обратится в органы правопорядка.
В результате побоев девушка получила сотрясение головного мозга, смещение шейных позвонков, многочисленные ушибы и кровоподтеки... Сам я в это не верю (не хочу) но была информация, что вышеуказанный "батюшка" в вышеуказанной церкви давно издевается над прихожанами, шантажирует их используя информацию полученную на исповедях.
P.S. Подмосковный священник, избивший прихожанку, запрещен в служении лишь через два месяца после инцидента и лишь под давлением СМИ.
Заканчивалась служба, служивший священник давал крест, а находившийся рядом в рясе, как выяснилось, настоятель храма (Симеона Столпника на Поварской) протоиерей Сергий Никитин раздавал просфоры. Неожиданно, он набросился на одного из прихожан, стал силой выталкивать его из храма, ударил несколько раз в спину кулаками, пытался достать ногой, затем схватил за волосы и повел к выходу. Испуганные люди пытались как-то воспрепятствовать, но авторитет священника и крутость мер не позволили кому-то ввязаться. Все это происходило на глазах у жены и семерых детей прихожанина, известного московского регента Сергея Миронова.
или сознательно пользуетесь им.....но этот прием ...применяют только евреи....особенно сейчас..
но....это уже давно не катит
и я могу привести положительные случаи ....и тоже могу обобщить...
но истины в этом нет....
" В 1922 году Ленин писал Политбюро по поводу пополнения бюджета церковным золотом: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам [...] расстрелять, тем лучше»
*******************
Всё, что писал Ленин, есть в полном собрании сочинений (ПСС)
Вышеприведённых ленинских слов в ПСС нет, значит данная цитата - это просто ложь.
Однако от народа не скрывались и публиковались в псс "кровожадные" указания Ильича расстреливать без сожаления сотрудников продотрядов, злоупотребляющих своими полномочиями. Но это же ведь не в нынешней струе, говорить что большевики устанавливали порядок для всех, а не только "расстреливали попов и реакционную буржуазию"
Между прочим, "реакционная" - означает "активно противодействующая", а что значит "активно противодействующая" в революционный период? Это либо выступающие с оружием в руках (буржуазия), либо активно призывающие выступить с оружием в руках против "краснопузых дьяволов" (духовенство). Тут из без указания Ленина все понятно, как поступать с идеологами и исполнителями вооруженных выступлений против власти. "Мочить в сортире!"
Православие — это, фактически, религия священной материи, культ веры и поклонения овеществленным святыням: физическим иконам, физическим останкам (мощам), физическому кресту, физическим обрядам, физическим проявлениям благочестия (например — посты, аскеза), физическим «чудесам», физическим иерархам, физической (земной) власти, физическому («воплотившемуся») Богу, Воскресению (не как символу, а как физическому оживлению трупа) и т. д.
Где там идеализм? Он там и не ночевал. Церковники потому и отправили на казнь Иисуса Христа, что он выдал идеалистическое, противное церковному материализму, учение. Вот его суть - http://ideo.ru/axio.html
но это не значит,
что он должен верить в бога!!!
- очередное подтверждение тезиса о том, что никакое живое дело чинушам доверять нельзя.
А что до прочего, так атеизм еще и простудится на похоронах Вашего гнидославия.
А "бог" пишется с маленькой по правилам русского языка. Поменяют правила (только ученые а не жирдяи крестопузые) будем писать с большой. Какие проблемы