Израиль: комплекс неполноценности светских израильтян

Журналист Гидон Леви из Haaretz увидел в истории раввина Мордехая Элона, обвиняемого в сексуаль­ных приставаниях к своим несовершеннолетним ученикам, нечто большее, чем просто очередную "клуб­ничку". Сообщение о признании раввина Элона виновным стало главной новостью почти для всех изра­ильских газет.

Гидон Леви задается вопросом: "А что было бы, если бы аналогичные обвинения были предъявлены ди­ректору светской школы?" Он отвечает: "Ничего особенного. Никто бы особенно не ужасался". Такой ди­ректор был бы наказан в соответствии с законом. Однако к раввину, возглавлявшему две ведущие религи­озно-сионистские ешивы, израильтяне предъявляют более высокие требования.

По мнению Леви, это отражает комплекс неполноценности светских израильтян. У них нет своих духов­ных лидеров, эти израильтяне воспринимают в качестве своих лидеров религиозных сионистов. Многие израильтяне не любят ортодоксов, но считают религиозных сионистов этическим и моральным приме­ром для себя.

Теологические и мессианские верования помогают сплотить общество, построенное на национализме. Этим нынешнее израильское общество отличается от общества 30-х и 40-х годов, когда у светских израильтян были свои уважаемые лидеры, представители социалистического направления в сионизме, и эти израильтяне не нуждались ни в религиозных сим­волах, ни в религиозных наставниках.

Леви приходит к выводу, что нынешних израильтян, называющих себя светскими, вряд ли можно считать таковыми в прямом смысле это­го слова. "Общество, в котором в каждом доме есть не только балкон, но и мезуза, в котором почти нет общественного транспорта по субботам и нет гражданских браков, в котором большинство людей постятся в Йом-Кипур и читают Агаду в Песах, в котором все уверены в святости Стены Плача, является религозным обществом. Поэтому случаи совращения несовершеннолетних, совершенные раввином, вызывают у нас гораздо большее возмущение, чем такие же поступки, совершенные учителем или директором светской школы".