«Тайны» образовательной политики

На модерации Отложенный

Государство, общество, школьные работники и сами учащиеся школ почти в равной степени заинтересованы в сохранении нынешней системы «бесплатного» среднего образования. Государство якобы платит и потому «заказывает музыку». Массы не знают, что платят за образование все-таки они, а не какая-то безликая абстракция, и рады, что с них снято, как им кажется, двойное налогообложение. Директора, надзиратели и учителя молят Небо, чтобы им вовремя выдавали зарплату. Школьники усвоили, что без аттестата никуда не денешься, поэтому им приходится нехотя принимать правила игры.

До недавнего времени все участники школьного дела ворчали на его «недостатки», но в целом были согласны: с этим делом, благом ли, злом ли, придется мириться.Главная цель государства, точнее — правящих и господствующих групп (ПГГ), сводится к использованию школ для промывания мозгов, для тренировки будущего налогоплательщика в подчинении начальству и для недоразвития сущностных человеческих сил, а именно — критического мышления, самостоятельности и самоорганизации, свободного творчества жизни. ПГГ заинтересованы во внедрении ложного ощущения «образованности» в тех, кто усвоил школьные «основы наук» и благодаря этому может приобщиться к высшим уровням специализации, то есть непреодолимой односторонности и ограниченности.

Вот почему в школе изначально и по сей день царствует зубрежка далеких от интересов учащихся сведений, будто бы почерпнутых из различных наук (так называемых основ наук). Любознательность, наблюдательность, креатив успешно отмирают. На запоминание уходит так много времени, чтобы с помощью обязательного посещения занятий занять молодежь полезной ПГГ деятельностью. Насильственное внедрение практически любой информации воспитывает в школьниках спасительное (от преследований в будущем) умение делать вид, что они верят именно в то, что им говорят разные «старшие».

Широко мыслящие учителя, заботящиеся о талантах своих подопечных, в действительности не имеют возможности развивать творческий резерв учащейся молодежи. Дело в том, что любая модификация сократических технологий образования (эвристического метода) требует значительного времени для самостоятельных раздумий школьников, а то и посильных исследований. Когда тогда покрывать «программу», натаскивать на всевозможные «тесты успешности», глушить способности зубрежкой? Методисты, завучи, родители, да и старшеклассники не согласятся с поисковыми и проблемными методами учения.

Творчество учителей уходит в изощрение дозволенного способа «образования». Вы хотите доказательств? Пожалуйста. Обратитесь к истории массовой школы, содержащейся ПГГ. Со времени своего возникновения (в XIX веке) «бесплатная» школа не приняла ни одного из достижений передовой педагогической мысли и практики элитарных (привилегированных) школ для немногих свободных людей.

Что бы ни говорили придворные педагоги, в школу для народных масс так и не проник ни Сократ, ни Витторино да Фельтре, ни Ибн Халдун, ни Рабле, ни Коменский, ни Кант, ни Песталоции, ни Владимир Одоевский, ни Лев Толстой, ни Выготский, ни Нил, ни Пиаже, ни Макаренко, ни Фрейри, ни Сузуки, ни Ильенков... Никто из великих педагогических мыслителей и героев чудодейственной практики образования.

А ведь все они делали одно и писали одно, только с разных временнЫх и аспектных точек зрения. Ими разработаны и опробованы безотказные пути такого воспитания и обучения в общеобразовательной школе, которые были бы реально осуществимы и в настоящих социальных условиях и не слишком продолжительными, но вместе с тем давали бы ум, достоинство, нравственность, здоровье, профессию, ориентацию в мироздании.

Проверены и доказали свою действенность также пути образования, обеспечивающие самовоспитание.

Открытия и прозрения замечательных педагогов прошлого и настоящего стали достоянием редких школ и немногих типов домашнего обучения для единичных избранников, счастливцев, которых судьба не обязывала быть обманутыми в общедоступных школах. Обманутыми «людьми, специально нанятыми, чтобы дурачить беззащитную молодость» (Генри Адамс), но не сознающих этого, поскольку они сами введены в заблуждение и обворованы культурой.
В чем же сходятся все гениальные, просто талантливые и честные педагоги всех времен и народов?Образование должно быть сообразным с природой человека и с его культурой, средой, действительностью, практикой общества. Школа — сколок общества и культурный центр своей общины.
Школа должна воспитывать лучшее в человеке.
В школе вызываются к жизни, тренируются и тем самым совершенствуются способности к созидательной деятельности. Школа помогает систематизировать, упорядочить и углубить картину мира в сознании учащихся, которые учатся понимать себя и других.  Школа исходит из повседневных восприятий, наличных интересов, потребностей, проблем и влечений учащихся, облагораживая их. Школа учит мыслить, мыслить научно, серьезно и долго, — вплоть до совершеннолетия человека и, желательно, человечества. И уж конечно — по достижении самостояния тоже.
Как говаривал Иоганн Гердер, «Что же, мы не знаем, чему и как учить? Что же здесь сложного? Пусть только не мешают».

До сих пор ПГГ именно мешали, и мешали неотразимо. Но сейчас они, правящие и господствующие группы, оказались в трудном для себя положении: рынок труда остро нуждается в здравомыслящем работнике, нуждается ныне в таких ключевых умениях выпускников школ, как способность действовать в социально и культурно разнородных группах и действовать самостоятельно. А также — в способности ориентироваться в быстро меняющемся мире и получать новые познания. От любых работников ожидается не просто и только разумность, но и нестандартность, и критичность мышления — креативные качества.

Государственные школы во всем мире вынуждены ныне ослаблять нагрузки на механическую память. В ходе непрерывных боев вырисовывается территория образования для жизни и через жизнедеятельность. Это образование призвано удовлетворить потребности личности, прояснить и украсить жизнь человека. Оно поощряет самостоятельность и свободу самовыражения. Из целей школы для простых людей постепенно исключается слепое послушание, отсутствие жалоб, тренировка механических умений и запоминание без применения. 

Образовательные идеи прежней элитарной школы постепенно присваиваются массовым образованием. Это вектор современной педагогики на всем земном шаре. Не опоздать бы и нам.Ясно также, что здание современного массовой школы надобно строить с крыши — с высшего педагогического образования. Ведь и обычные дома сейчас строят с крыши: вбивают сваи, возводят крышу, а потом уж собирают и этажи под нею — уже без дождя и пыли. 

Чтобы было кому работать на всех ступенях школы, придется начать с подготовки учителей. А для этого сфокусировать усилия учителей учителей — в целях модернизации педагогического образования.