Топ-10 сюрпризов миссии АМС "Новые Горизонты" от Алана Стерна

Главный исследователь миссии, Алан Стерн, описывает самые удивительные открытия, сделанные АМС НАСА «Новые горизонты» (далее АМС) во время пролета мимо Плутона в июле месяце.

1. Нет новых спутников. После открытия 4 спутников (помимо Харона) с помощью космического телескопа Хаббл, А.Стерн до сих пор удивляется, что АМС, с чувствительностью в 20-30 раз превышающую чувствительность Хаббла, ничего не нашла.

2. Плутон больше, чем Эрида. До пролета диаметр Плутона был несколько неопределенным и по большинству оценок находился между 2300 и 2400 км (а некоторые исследователи опускали нижний предел до 2280 км). Для сравнения, было известно, что диаметр Эриды составляет 2326 км. Но теперь, благодаря снимкам из АМС, диаметр Плутона был измерен точно (2374 ± 6 км), что делает Плутон королем пояса Койпера.

3. Горы. На самом деле неудивительно, что были обнаружены горы. Удивительно то, что так много из них составляют 3-4 км и выше. Ничего подобного не было замечено космическим аппаратом «Вояджер-2» на Тритоне – имеющего подобный размер, как у Плутона и находящегося вблизи пояса Койпера. Это показывает, что стоит ожидать большого разнообразия среди крупнейших тел в поясе Койпера.

4. Дюны. На поверхности Плутона проявляются поля дюн. Это совершенно удивительно, потому что атмосфера Плутона не достаточно плотная для ветра, который бы сформировал дюны на поверхности. По мнению А.Стерна поля дюн говорят нам, что атмосфера Плутона была гораздо толще в какой-то момент (или в несколько моментов) в прошлом.

5. Голубое небо. Атмосферная дымка Плутона создает голубое небо как на восходе, так и на закате солнца, из-за того же процесса (Рэлеевское рассеяние), что делает небо Земли синим. Много лет назад команда Новых горизонтов (далее Команда) рассчитала, будет ли эффективным Рэлеевское рассеяние при разреженном атмосферном давлении Плутона (что составляет 0,00001 от Земного атмосферного давления), и пришла к выводу, что нет никаких существенных предположений для голубого неба.

6. Сложность. До пролета в этом году уже было известно, что Плутон сложен. Спектроскопия показывала, что замороженный азот (N2), метан (CH4) и окись углерода (СО) покрывают части поверхности; атмосферное давление увеличилось с 1980-х гг. до 2000-х гг; альбедо пятен (согласно снимкам Хаббла) с течением времени изменялось; есть сложная система спутников и т.д. Но сложность и разнообразие цвета, морфология поверхности Плутона выходят за пределы ожиданий. Ученые предполагали, что Плутон будет "Тритоном на стероидах", но получили вместо этого другой Марс. Некоторые даже смогут сказать, что мы получили "Марс на стероидах", если предположения о калейдоскопических изменениях с течением времени подтвердятся.

7. Текущая активность. А.Стерн ожидал, что будут обнаружены гейзеры, такие, как на Тритоне, но до сих пор они не найдены. Большой сюрприз – открытие ледяной равнины 1000 км в ширину, что была неофициально названа Равнина Спутник. Удивительно, но на ней не оказалось заметных ударных кратеров. Это означает, что равнина не может быть старше, чем 100 млн. лет, а может быть и гораздо моложе. Каким-то образом, спустя 4 млрд. лет после образования, внутренний двигатель Плутона по-прежнему активен и создает разнообразные рельефы. Как это может быть?

8. Плутон имеет сердце! АМС рассмотрела на Плутоне яркий регион в форме сердца с расстояния в 120 млн км. И Команда дала ему неофициальное название регион Томбо, в честь первооткрывателя Плутона, Клайда Томбо. Сюрпризом стало не само существование этого «сердца», а то, что оно эмоционально связало различных людей по всему миру, которые обычно не интересуются планетарными исследованиями.

9. Сложный Харон. До пролета Команда предполагала, что спутник Плутона Харон не имеет яркого цвета или каких-либо композиционных изменений, заметной атмосферы и временных изменений. Телескопические исследования предполагали, что это будет заурядный ледяной шар, наподобие спутников Урана. Но снимки высокого разрешения с АМС открыли нам мир со своей сложной геологической историей, некоторые новые виды рельефа (например, горы в сухих рвах), тёмное полярное пятно, которое Команда просто не понимает, различие поверхностных кратеров и цветов.

Харон является явно одним из самых сложных твердых поверхностных миров внешней Солнечной системы, и никто этого не ожидал. Сложность Харона поймала врасплох многих планетологов.

10. Текучие льды. Если вы видели снимок ещё в середине июля, на котором Алан Стерн с выпученными глазами и открытым ртом, - знайте, что это была реакция именно на открытие текучих льдов на Плутоне.

В течение следующих 10 месяцев АМС будет передавать данные из пролета практически каждый день. Поскольку большинство результатов встречи с Плутоном до сих пор хранятся на станции, в том числе и много изображений с высоким разрешением, "топ-10" от Алана Стерна, скорее всего, изменится, когда мы будем получать все больше и больше новой информации.

http://www.skyandtelescope.com/uncategorized/top-10-s..

 
Татьяна Александрова