Москва ошиблась в Каримове

На модерации Отложенный

После того, как в 2005 году события в узбекском Андижане привели к резкому охлаждению отношений между Узбекистаном и США, Вашингтон предпринял серьезные усилия для их нормализации и усиления своего влияния на этого важного регионального игрока. И, похоже, ему отчасти удается реализовать свой стратегический замысел.

Как сообщает UzDaily, президент Узбекистана Ислам Каримов утвердил план по укреплению сотрудничества республики с США на текущий год. Надо сказать, что вокруг подписания этого документа сложилась атмосфера секретности. Постановление, утверждающее этот план, глава государства подписал еще 11 января, после чего прошло еще две недели, прежде чем эта информация просочилась в прессу. Причем до последнего времени на официальном сайте главы республики в разделе «Постановления» за 2010 год план по сотрудничеству с США вывешен не был. Однако текст постановления опубликовало агентство «Фергана.Ру».

Документ предусматривает такие формы сотрудничества, как подготовка узбекских офицеров в США, привлечение американских инвестиций в экономику республики, участие Соединенных Штатов в проектах по развитию сельского хозяйства Узбекистана. Кроме того, предполагается провести консультации по отмене поправки Джексона-Вэника (поправки, ограничивающей экономические контакты США с рядом стран), действующей в отношении Узбекистана.

И, надо сказать, излишняя, казалось бы, скрытность узбекского руководства в данном случае довольно легко объяснима, поскольку публичное муссирование этого сообщения на широком общественном уровне способствовало бы постановке целого ряда вопросов, неудобных для руководства республики.

Например, об истинной мотивации госдепа США, который еще совсем недавно рассматривал Каримова чуть ли не в качестве персоны нон грата. А теперь вдруг готов оказывать последнему такие услуги, как подготовка узбекских офицеров в США, привлечение американских инвестиций, участие Соединенных Штатов в проектах по развитию сельского хозяйства Узбекистана.

Активизацию американской политики в Средней Азии комментирует руководитель профильного отдела Института стран СНГ Андрей Грозин:


- Каримов всегда был настроен на то, чтобы развивать партнерство со всеми центрами силы. Наши ожидания того, что после реакции США на события в Андижане он всерьез и надолго будет ориентироваться исключительно на Россию, изначально были ошибочными. Понятно, что нам не стоило испытывать никаких иллюзий по поводу признательности узбекского руководства за содействие в выводе Ташкента из международной изоляции. За то, что, грубо говоря, Россия отмазала действующий режим от международного трибунала.

Как известно, в политике оказанная услуга ничего не стоит.

Впрочем, я бы не стал драматизировать ситуацию и говорить о том, что все кончено. Даже когда в середине 1990-х годов политика Каримова оценивалась как исключительно проамериканская (когда Узбекистан вошел в ГУУАМ), он все равно делал жесты и в адрес России. Такие шараханья и метания объясняются достаточно просто: у страны не так много политических и любых других ресурсов для того, чтобы иметь возможность реализовывать те громадные амбиции, которые есть у руководства этой республики.

«Великоузбекские амбиции» и претензии на особое, центральное место в постсоветской Азии необходимо подкреплять политической поддержкой. И получать такую поддержку Узбекистан намерен из всех возможных направлений. Что Каримов, собственно, никогда и не скрывал. Узбекские политики заигрывают и с Западом (в первую очередь - с США), и с другими центрами силы. Чиновники ЕС вообще практически не вылезают из Ташкента. А когда после мая 2005 года европейцы ввели санкции против Ташкента, уже скоро они поняли, что погорячились. И отыграли назад, осознав, что если отталкивать Ташкент от себя и всерьез говорить о демократизации существующего в Узбекистане режима, то в итоге можно получить его полную переориентацию на Россию. Что Каримов и продемонстрировал, подписав в Москве в конце 2005 года соглашение о стратегическом партнерстве с Россией (вплоть до взаимных военных и оборонных гарантий).

Тогда европейцы поняли, что США их просто использовали: ведь Вашингтон никаких санкций против Ташкента не вводил. И начали, наступив на горло собственной песне, заново выстраивать отношения с Узбекистаном и в экономической, и политической сферах. Судя по всему, вскоре стоит ожидать возобновления военного партнерства по линии Узбекистан - НАТО. Но пока здесь более активны американцы. Для них Узбекистан интересен по двум причинам. Во-первых, это связано с т. н. северной сетью поставок в Афганистан.

Кроме того, Узбекистан наряду с Казахстаном является потенциальным лидером всего Центральноазиатского региона. Это - государство, которое располагает самым большим демографическим и оборонным потенциалом. Помимо этого, есть серьезные сырьевые ресурсы. Это и газ, который пока по большей части контролируется российской компанией. Есть уран, который какое-то время контролировали американцы, а сейчас его добыча, первичная переработка и продажа сосредоточены в основном в руках узбеков. Помимо этого, есть хлопок и металлы, например, золото.