Сноуден заставит Кремль потерять лицо?

Обама не приедет в Москву, пока беглец скрывается в Шереметьево.

В отношениях России и США назревает колоссальный скандал. Причина тому – беглый разоблачитель американских спецслужб Эдвард Сноуден, который все еще находится в транзитной зоне аэропорта Шереметьево. Президент США Барак Обама готов отказаться от визита в Москву накануне сентябрьского саммита «большой двадцатки», если к тому времени Сноуден будет в России. Более того, Вашингтон оставляет открытым и вопрос об участии Обамы в самом саммите G20 в Санкт-Петербурге. Об этом пишет The New York Times http://www.nytimes.com/2013/07/06/world/snowden.html?_r=0. А источник «Коммерсанта» http://www.kommersant.ru/doc/2228805, близкий к Госдепартаменту, утверждает, что эта установка доведена до российского руководства по дипломатическим каналам.

Ситуацией вокруг Сноудена уже воспользовались политические противники Обамы. В минувшее воскресенье сенатор-республиканец Джон Маккейн призвал «выбросить кнопку перезагрузки». «Совершенно ясно, кто есть Путин. Он старый аппаратчик КГБ, не заинтересованный в улучшении отношений с Соединенными Штатами. В противном случае он бы сделал так, чтобы господин Сноуден был выслан нам», - заявил Маккейн на телеканале CBS http://www.cbsnews.com/8301-3460_162-57592566/face-the-nation-transcripts-july-7-2013-hersman-mccain-mccaul-and-becerra/?pageNum=2. И выразил сожаление, что Штаты не могут пойти на военный захват Сноудена, когда он попытается покинуть Россию.

Кремль пока пытается сохранить лицо. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что об ультиматуме из Вашингтона ему ничего не известно, и что подготовка визита Обамы идет полным ходом. Ранее, правда, Владимир Путин вдруг объявил, что если Сноуден намерен остаться в РФ, ему придется прекратить антиамериканскую деятельность. После этого беглец сам отказался от идеи искать в России политическое убежище.

В этой истории настойчивость Америки в преследовании своего врага вызывает уважение. Обама готов – через госсекретаря США Джона Керри – и давить на главу МИД РФ Сергея Лаврова, требуя депортации Сноудена в удобную американцам страну (Россия не согласилась на такой вариант), и даже демонстративно пропустить «двадцатку». Действующая российская власть, увы, не может похвастать подобной принципиальностью. Даже в разгар эпопеи с требованиями выдать ныне покойного Бориса Березовского, скрывавшегося в Лондоне, Владимир Путин не отменил ни одного ординарного зарубежного визита. Не говоря уже о манкировании саммита уровня G20.

Что на самом деле стоит за историей со Сноуденом, и чем она закончится?

– Выдача Сноудена стала для администрации США одним из внешнеполитических приоритетов, – уверен член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. – Обама не может позволить, чтобы его обвиняли в недостаточно активном отстаивании американских интересов.

«СП»: – Чем чревато предоставление Сноудену убежища?

– Сам по себе список стран, которые готовы убежище предоставить – а это лишь Венесуэла, Никарагуа и Боливия – доказывает, что следствием такого шага будет существенное ухудшение отношений с США, причем весьма длительное. Российско-американские отношения, которые находятся не в лучшем состоянии, также могут серьезно пострадать, если история со Сноуденом затянется.

Между тем, Обама необходим Москве. Не с точки зрения развития каких-то особых отношений, а для демонстрации статуса России на международной арене, ее значимости в отношениях с США.

«СП»: – Почему мы в свое время так же настойчиво не требовали выдачи Березовского?

– Я бы не стал сравнивать ситуации Сноудена и Березовского. В случае с Борисом Абрамовичем речь шла о выдаче человека, который официально получил в Великобритании политическое убежище. Его экстрадиции добивалась российская Генпрокуратура, которая предоставила британской стороне соответствующие доказательства виновности Березовского, но британский суд не нашел их убедительными. В случае же со Сноуденом речь идет об американском гражданине, который де-юре не пересекал российской границы, поэтому невозможно ставить и вопрос о его выдаче. Пока с России взятки гладки. Однако слова Путина, что он готов предоставить Сноудену убежище, показывают, что Россия способна пойти на демонстративно-резкое ухудшение отношений с США.

«СП»: – Как далеко мы готовы зайти в этом противостоянии?

– Думаю, ситуация с «подвешенным» статусом Сноудена разрешится довольно скоро. Эта не та игра, в которой американская сторона со временем способна смягчить позиции. Наоборот, ставки возрастут – к сожалению, в том числе и для нашей стороны. Конечно, выдача Сноудена – это потеря лица для России. Но Кремлю придется найти какой-то вариант, который позволил бы нам избавится от американского беглеца с минимальным для себя уроном.

«СП»: – Другими словами, к визиту Обамы Сноудена в Шереметьево не будет?

– Я полагаю, проблема будет решена. Штаты несут от этой истории серьезные имиджевые потери, и дальнейшее ее затягивание американцев категорически не устраивает…

– В оценке ситуации со Сноуденом следует иметь в виду, что США и англосаксонский мир – наши вечные геополитические соперники, – утверждает генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. – Именно Британия, а затем и Штаты, первыми начали выстраивать с Россией противоборствующие отношения. Еще в 1904 году Хэлфорд Макиндер вывел формулу господства англосаксонского мира, в центре которой была Россия. Он называл ее Хартленд. Макиндер считал, что контроль над Хартлендом обеспечивает контроль над Евразией, а последнее – путь к мировому господству. В эти же годы американский адмирал Альфред Мэхэн разработал стратегию «петли анаконды» – удушения России путем блокады. А замгоссекретаря США Роджерс заявил, выступая в конгрессе США, что если у Америки есть естественный враг, то им является Россия.

С тех пор внешняя политика США нацелена на установление контроля над российским пространством и над российской элитой. В 1990-е наша страна «легла» под Соединенные Штаты. В 2000-е пыталась выстроить с американцами равноправные отношения, но эта попытка не увенчалась успехом. Сегодня США с опорой на НАТО и своих арабских сателлитов, выстраивает однополярный мир. И Путин, на мой взгляд, наконец-то понял, что дружить с Америкой – только себе во вред. Что сколько со Штатами ни дружи, какие уступки ни делай, мы для них все равно соперник, которому отведены подконтрольные функции.