"На свободу выйдут мошенники"

Экономическая амнистия: взгляд из Приморья.

Экс-спикер Законодательного собрания Приморья Евгений Овечкин, второй год ожидающий решения своей участи за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, совершенное в особо крупном размере, получит шанс остаться «чистым» в результате объявленной в России экономической амнистии. Овечкин, к тому же так и не сложивший с себя депутатских полномочий, вполне сможет вернуться и в политику. Эксперты, называя ряд других известных приморцам фамилий, полагают, что амнистию «продавили» олигархические структуры.

Евгений Овечкин был избран председателем Заксобрания Приморья в декабре 2011 года. Его кандидатура согласована с президиумом генсовета «Единой России». Он считается членом команды экс-губернатора Сергея Дарькина, они вместе учились в Дальневосточном высшем инженерном морском училище им. адмирала Невельского. Овечкин руководил холдингом S&T Group, в состав которого входило ООО «СТ Шипменеджмент». В 2004–2007 годах работал заместителем губернатора, после этого возглавил совет директоров ЗАО «Дальневосточная промышленно-строительная компания».

По версии следствия, в 2008 году подозреваемый путем мошенничества похитил у коммерческого предприятия нефтепродукты стоимостью не менее 38 млн руб. и распорядился ими по своему усмотрению». Топливо похищено у ООО «Хабаровская топливная компания» в пользу подконтрольного Овечкину ООО «СТ Шипменеджмент» (судоходство).

Год депутат находился под домашним арестом. За это время инкриминируемую ему статью ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), заменили на менее тяжкую. А затем экс-спикера выпустили под подписку о невыезде. После объявления экономической амнистии и при хорошей работе адвоката, полагают эксперты, экс-чиновник и депутат может выйти сухим из воды.

Судьба может улыбнуться прощением и осужденному на четыре года директору Первореченского рынка Алексей Сорокину, пытавшемуся в Арбитражном суде доказать несуществующую задолженность у крупных арендаторов рынка; «авторитетному» находкинскому предпринимателю Евгению Романову, который за 25 миллионов рублей предлагал знакомому «уладить дело» с правоохранителями. Правда, сначала всем им придется возместить причиненный ущерб.

Но масштабной амнистия в Приморье не будет. В территориальном управлении ФСИН прикинули, что коснется она лишь 15 жителей края. Из них 11 человек отбывают срок наказания, четверо состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции.

«На свободу выйдут, в основном, бытовые мошенники – устроители финансовых пирамид, долевые застройщики, различные аферисты», - отмечает директор владивостокского Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Александр Сухаренко. – В Приморье, тех, кто попадает под амнистию, будет сравнительно немного, так как большинство перечисленных в документе статей у нас просто не применяются».



По данным эксперта, на протяжении последних лет выявляемость экономических преступлений в Приморье динамично сокращалась. За 2007-2012 годы число таких преступлений снизилось более чем в шесть раза (с 8,3 до 1,3 тыс.). При этом доля тяжких и особо тяжких деяний в общем массиве выявленных преступлений сократилась до 53%, а общий уровень раскрываемости не превышает 50%. Активно сокращается регистрация преступлений также и в сфере предпринимательства.

Подавляющее большинство регистрируемых преступлений совершается в кредитно-финансовой сфере и на потребительском рынке. В общероссийском рейтинге по количеству экономических преступлений Приморье занимает 42-е место, а по уровню такой преступности (всего 68 преступлений на 100 тыс. населения) - 76-е место.

Постановление Госдумы об экономической амнистии в Приморье, давно получившей неофициальный титул «криминальной столицы региона», восприняли неоднозначно. Спикер Заксобрания Виктор Горчаков, ссылаясь на опыт общения с бизнесменами, заметил, что часто существующее законодательство ставит их в положение, которое способствует рискованным решениям в бизнесе, приводит к конфликтам с законом. «Нужно разобрать уголовное дело каждого из них. Определить, кто попадает под амнистию, и кто просто украл деньги. Они не достойны смягчения наказания», - порекомендовал политик.

Бизнес-омбудсмена по Приморью Марина Шемилина назвала амнистию «либеральным шагом государства по отношению к предпринимателям», но отметила ряд недоработок:

- Непонятен выбор статей, по которым будут амнистировать. Например, почему из статьи «мошенничество» для амнистии выбрали лишь два пункта? Ведь большинство обращений предпринимателей связано с преследованием именно за это преступление, - рассуждает бизнес-омбудсмен. - По этой статье можно посадить кого угодно, поэтому ею часто пользуются для неправомерного преследования предпринимателей. Список пунктов этой статьи в постановлении об экономической амнистии должен быть шире. Иначе смысл её присутствия в документе снижается».

Защитница отмечает также короткий срок, установленный для амнистии - шесть месяцев. Для того чтобы переквалифицировать дела, потребуется определенное время, есть большая вероятность того, что люди не успеют подготовить документы.

Директор Владивостокского центра исследования организованной преступности Виталий Номоконов и вовсе считает амнистию нелогичной:

- Объективной необходимости в ней не было, ведь у нас не менялось законодательство. Амнистия получилась выборочная. Ну, почему свет клином сошелся именно на мошенниках? Страну давно растащили по кусочкам, и ничего катастрофического в последнее время не случалось. Думаю, что олигархические структуры попросту пролоббировали амнистию, очевидно, готовя почву под себя. Заметьте, Ходорковский, вокруг которого сейчас так много копей ломается, под нее не попал. И этим много сказано.