Интернет-сопротивление или Теория Партизана

На модерации Отложенный

К сожалению, об интеллектуальном наследии немецкого юриста и политического философа Карла Шмитта наслышаны немногие. В наш век ультра-минимализма глаза мозолят рекламы предметов гигиены, бритвенных принадлежностей или нижнего белья. Места для более одухотворённых понятий в буржуазном мире нет. В своей работе «Теория Партизана» Карл Шмитт, всегда выступавший против либеральных установок, размывающих основы традиционной государственности, изображал фигуру Партизана как человека, преданного своей земле и консерватора в положительном толковании этого слова.

«Партизан не остаётся в стороне от развития, прогресса, от современной техники и свойственной ей науке. Старый партизан, в руки которому прусский эдикт о ландштурме 1813 года хотел вложить вилы для сена, сегодня кажется смешным. Современный партизан сражается при помощи автоматов, ручных гранат, пластиковых бомб, и, вероятно, скоро с помощью тактического атомного оружия. Он моторизован и связан с информационной сетью, оснащён тайными радиопередатчиками и радарами. Он снабжается самолётами оружием и продовольствием. Но его, как сегодня, в 1962 году, во Вьетнаме, подавляют вертолётами и блокируют. Как он сам, так и его враги не отстают от стремительного развития современной техники и свойственного ей вида науки».

В теории Карла Шмитта Партизан – фигура традиционная в смысле её духовной направленности. В наше время теория Партизана всё ещё остаётся актуальной. Как и во времена Карла Шмитта, Партизан отстаивает культурные непреходящие ценности, в меру возможностей сопротивляясь катку либерализма и демократизации, которые суть завуалированные формы порабощения англосаксами иных народов. Партизан всегда одинок. Это не значит, что у него нет единомышленников. Это значит, что в наш век информационных технологий Партизан – единица, противостоящая массированной атаке либеральных СМИ. Единица, не согласная с потерей и разрывом Традиции на «до» и «после», где время «до» прихода либеральной идеи о пагубности Традиции априори рассматривается как негативный период, в то время как время «после» воцарения рыночной идеологии расписывается в сусально-золотых тонах. Но это если рассматривать фигуру Партизана сквозь философскую оптику. Карл Шмитт, как политический философ, не мог обойти этот аспект стороной. Однако спустимся на практическую плоскость.

Основные положения теории Партизана применимы и к сегодняшней ситуации и каждый интернет-пользователь в России может сам взяться за претворение теории Шмитта в жизнь. Особенно с учётом многочисленности откровенно подрывных информационных ресурсов антироссийской направленности в некоторых постсоветских республиках. Мы связаны с другими республиками СНГ не только общей историей и экономикой, но и миллионами нитей родственных и дружеских связей. В наш век высоких технологий достаточно просто соединить множество ячеек в единую информационную сеть без централизованного управления путём обычных рассылок соответствующих новостных или аналитических материалов. Их получателями могут быть друзья и коллеги, родственники и знакомые, единомышленники и соратники, которые могут пересылать эти материалы ещё дальше, другим пользователям (речь идёт не о спаме, а о рассылках конкретным адресатам, согласным их получать). Так воздействие на аудиторию многократно возрастёт, и русофобские выпады проамериканских режимов или националистически оформленных партий и движений, кормящихся за счёт русо-ненавистнических высказываний и поступков, потонут в огромном количестве положительной информации. Нечто подобное имело место во время грузино-осетинского конфликта, когда грузинские интернет-пользователи попытались развернуть в глобальной сети антироссийскую истерию. Им сопутствовал некоторый успех на иностранных сайтах, но в рунете их голоса растворились в пучине пророссийских комментариев.

Почему польскоязычный сайт Kresy.pl, посвящённый возрождению польского влияния на т.н. «восточных территориях» (Западная Украина, Западная Белоруссия, Литва) громогласно призывает «Создавай компендиум «восточных территорий» вместе с нами!»? Для привлечения к возрождению польского духа молодых поляков в интерактивном режиме. Почему откровенно подрывной пробандеровский украиноязычный сайт Ugraina.org , пропагандирующий отрыв финно-угорских республик от России, планирует создание «независимого финно-угорского телевидения» на своих страницах? Для более оперативного обмена информацией и манипулирования общественным мнением. Ни одно уважающее себя издание не обходится сегодня без форума или ЖЖ (живого журнала). И хотя на Западе уже разрабатываются более современные технологии распространения информации, для нас ЖЖ или блогосфера приобретают сегодня значимость, сопоставимую с долгой дискуссией двух политических противников (или сторонников). К тому же, в некоторых странах сопротивление в информационном пространстве остаётся единственной альтернативой вездесущей цензуре. И хотя, к примеру, на Украине звучали призывы перекрыть иностранные (читай: российские) итернет-ресурсы, дальше разговоров дело не пошло. А вот телевидение и печать – под плотным контролем.

Условно алгоритм действий каждого партизана выглядит следующим образом (мы не говорим о хакерских атак и взломах): участие в форумах и ЖЖ; рассылка новостных, агитационных или аналитических материалов или ссылок на сайты, их содержащие; создание сайтов или ЖЖ соответствующей тематики.

Многим под силу создать несложный сайт патриотической направленности, разместив на нём ссылки на наиболее популярные информационные ресурсы. И пусть в сутки этот сайт посетят 2-3 тыс. человек и 60%-70% уйдут равнодушно, но оставшиеся 30%-40% понесут идею в массы. Социологи утверждают, что высказанная идея, как по цепочке, передаётся и пересказывается людьми дальше и обрывается только на 7-8 человеке. Высказанная однажды дельная мысль будет повторена другими как минимум 7-8 раз, что придаст ей ещё большую массовость. Помните, что, как правило, все люди знакомы друг с другом приблизительно через пятое рукопожатие.



Тематическая направленность тоже не обязательно должна ограничиваться политической составляющей. К тому же, значительная часть интернет-аудитории аполитична. Но если экономику называют концентрированным выражением политики, то таким же выражением политики может быть и культура. Примером может служить примитивный американизм, разрушающий традиционные устои тех культур, куда вторгаются американские финансы. Популяризируя в информационном пространстве русскую культуру, мы исподволь продвигаем положительный образ самой России. Поэтому ценитель изящной словесности, кроме всего прочего, ещё и пропагандист русской поэзии. Любитель фольклора – популяризатор русской народной музыки. Приверженец отечественного кинематографа может продвигать добропорядочные российские фильмы, не заражённые чернухой. Интеллектуал, увлекающийся русской философией распространяет, таким образом, русскую мысль. Поле деятельности достаточно широко.

В пространственном отношении интернет-сопротивление тоже можно подразделить на три категории.
1) Акции внутреннего пользования, когда получатели материалов находятся в самой России. Чего греха таить, с внутренним врагом тоже приходиться бороться, и такие организации как СВОП, Фонд Сороса, Фонд Карнеги, Правозащитная Хельсинкская группа идр. осуществляют рассылку своих материалов на сотни адресов.
2) 2) Акции с прицелом на ближнее зарубежье. Если на Украину и в Латвию, в Молдавию и Армению, в Казахстан и Грузию, в Эстонию и Киргизию полетят десятки тысяч гигабайт информации, это будет сродни тому, как будто бы человеку бросили в почтовый ящик газету или листовку соответствующего содержания. И даже если он её не прочтёт, то глазами пробежит обязательно.
3) 3) Акции, направленные на дальнее зарубежье. В недрах американских спецслужб создана специальная Команда цифрового воздействия (Digital Outreach Team), в состав которой входят, в том числе, носители русского языка. Их задача – «плавать» в интернет-пространстве, заходя на русскоязычные политические форумы и ЖЖ, аккуратно присоединяться к спорам и обсуждениями политических событий, имеющим важность для США, и ненавязчиво пытаться переубедить аудиторию в правоте внешнеполитических ходов американской администрации. При этом, как указывается, сотрудники команды должны представиться, называя свою должность. Как видим, американские аналитики отдают себе отчёт в необходимости воздействия на интернет-аудиторию, состоящую преимущественно из молодых и амбициозных людей. В России более 25% населения пользуется интернетом, что в количественном отношении равняется миллионам наших сограждан. Переформатировать эту аудиторию на свой, проамериканский лад, будет означать заручиться их, по крайней мере, негласной поддержкой. Для российских пользователей это наиболее трудоёмкий вариант, т.к. требует знание иностранных языков (преимущественно английского, хотя не обязательно, в силу того, что существует тьма франкоязычных, испаноязычных и др. ресурсов).

Спешу успокоить скептиков, которые не считают приведённые здесь мысли целесообразными. В своё время ЦРУ оказывало спонсорскую поддержку Александру Солженицыну. Каждому советскому гражданину, побывавшему на территории Соединённых Штатов, американцы пытались вручить томик Солженицына. В те времена посетить США удавалось немногим, но спецы из ЦРУ полагали, что игра стоит свеч.

Во время подавления советскими войсками бунта венгерских хортистов в 1956г. американское радио «Свобода» в прямом эфире передавало рецепт изготовления «коктейля Молотова», чем и воспользовались венгры для борьбы с советскими танками. Возможно, что приведённые выше примеры информационных провокаций со стороны Запада по отдельности не оказывали решающего влияния на умы советских граждан. Но взятые в целом, как звенья одной цепи, как этапы одной информационной стратегии, они сделали своё дело. Делают они его и сейчас. Польские благотворительные фонды периодически проводят акцию «Польская книга для «восточных территорий». Не равнодушные к делу возрождения польского духа граждане жертвуют книги патриотической направленности для пересылки на территорию Украины, Белоруссии, Литвы и Калининграда. Зарубежные организации молдавской диаспоры, контролируемые Западом, рассылают в Молдавию телефонные сообщения и электронные письма накануне важных политических событий (президентские выборы, массовые беспорядки, публичные выступления политиков) с целью изменения общественного мнения в нужный момент в выгодную для Запада сторону.

Евросоюз запускает программу по созданию русскоязычных СМИ в республиках СНГ, которые будут вещать с прозападных позиций и нивелировать российское влияние. Одной из потенциальных жертв может быть сайт Института стран СНГ Материк.ру, чьё подобие (только с противоположным содержанием) создают прибалтийские спецы по информационным войнам.

Поэтому каждый из нас может превратиться сам в информационного бойца, противостоящего информационной войне против России. Сила такого бойца – в массовости. Для этого достаточно сделать лишь несколько щелчков компьютерной мышкой.
«Современная форма революционной войны ведёт ко многим новым нетрадиционным средствам и методам, чьё описание по отдельности взорвало бы рамки нашего изображения. Общество существует как res publica, как общественность, и оно ставится под вопрос, если в нём образуется пространство необщественности, которое действенно дезавуирует эту общественность. Быть может, этого указания будет достаточно, чтобы осознать, что партизан, которого оттеснило профессионально военное сознание 19 века, вдруг оказался в центре нового вида ведения войны, чей смысл и чья цель была в разрушении наличного социального порядка… В той мере, в какой партизан моторизируется, он теряет свою почву и растёт его зависимость от технически-индустриальных средств, в которых он нуждается для своей борьбы… Все аспекты, в которых мы до сих пор рассматривали сегодняшнее партизанство, кажется, тем самым, растворяются во всё покоряющем техническом аспекте».

Эти слова Карла Шмитта актуальны как никогда.