Чаепитие с Люцифером или русский национализм

На модерации Отложенный

Помните, в знаменитом Коммунистическом манифесте Карла Маркса: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма»? Из всех европейских стран лишь Россия приняла на веру этот призрак. Жила с призраками почти всё двадцатое столетие.

Даже сегодня, когда коммунистический Люцифер повержен, Россия продолжает ощущать на себе его проклятие: распад исторически сложившегося пространства, стратегическое отставание от Европы, растущее неверие народа в себя, во власть, в будущее страны. И - идеологическая пустота, которую пытаются заполнить пропагандистскими суррогатами: ряжеными казаками, показным величием, парадами, «съездами победителей», раздачей званий и наград. Но чаще всего народообольстительным словоблудием.

Играя в величие, чуть ли не в богоизбранность, современные властители дум подвергают себя серьёзному риску. У политиков возникает ощущение непогрешимости. Но когда показное развитие заходит в тупик, во имя самосохранения начинают явно или тайно поощрять те силы, на которые (как кажется) можно опереться в случае накопления критической массы разочарования.

Русская ментальность такова, что человеку хочется веры, правды, надежды. Но нынешние околовластные корпорации (экономические и политические) защищают прежде всего себя - свою «стабильность», своё благосостояние. На всякого рода партийных форумах нам рассказывают, как власть заботится об учителях, врачах, инженерах, научных работниках, студентах, пенсионерах. Реальность иная. На днях Росстат с цифрами в руках показал, на кого работает страна. Она работает на чиновников, менеджеров, силовиков. Зарплата чиновников растёт вдвое быстрее, чем в среднем по стране. Не забыты и люди в погонах. А русская провинция прозябает. Задумывается ли кто-нибудь о том, что при накоплении критической массы недовольства в каком-нибудь забытом Богом русском захолустье может родиться «обыкновенный мальчик», который когда-нибудь скажет: «Которые тут временные? Слазь!»? Помните, у В. Маяковского?

Коммунизма призрак
по Европе рыскал,
уходил и вновь маячил
в отдаленьи...
По всему по этому в глуши
Симбирска
родился обыкновенный мальчик
Ленин.

Сегодня критической массы недовольства в России нет. Но в условиях нарастающего разочарования и крепчающего застоя в тёмных глубинах народного сознания начинают ферментировать опасные настроения. Пока они опрокидываются на «понаехавших тут». Русский национализм набирает силу.

Что вместо классовой розни?

Согласно теории Марк­са, питательной средой коммунизма были прежде всего бедность пролетариата и «эксплуатация человека человеком». Сегодня эти термины почти забыты. Конкретных «эксплуататоров» вычислить практически невозможно. Да и само понятие «пролетариат» фактически исчезло. Нет у нас ни пролетарской, ни кресть­янской партии.

Есть партии чиновников, которые охраняют своё благополучие и статус. И хотя многим ещё памятны знаменитые карикатуры Кукрыниксов в газете «Правда», изображавшие пузатых капиталистов с мешками долларов, реальных носителей «капиталистического зла» нынче не сыщешь. Опрокидывать гроздья социального гнева стало не на кого. Десять лет ругали олигархов. Теперь поняли, что это бесполезно. Их чуть тронь, и они уже на лечении в Европе. «Булыжник пролетариата» с Красной Пресни до Лондона не долетит.

Классовая неприязнь почти растворилась. На смену ей приходит другая - национальная, религиозная. Та, которая гремит погромами в кварталах европейских городов, но может со временем перекинуться и на бедные российские предместья.

В условиях мощных миграционных потоков новый национализм замешан не только на взаимном неприятии веры, культуры, языка и нравов. В России он усиливается страшным разочарованием и унижением, через которые прошли русские после развала СССР. Сложенные вместе, эти факторы порождают особый феномен горделиво-униженного русского национализма. Специалистам он хорошо знаком по истории русской эмиграции. Лишённые после революции 1917 г. родины, имущества, униженные бедностью и дискриминацией эмигранты искали компенсацию в национализме. Нередко в его крайних формах. В 30-40-е годы прошлого столетия среди русской эмиграции в Париже, в Харбине, в Берлине, в Праге возникали многочисленные эмигрантские союзы, в том числе и молодёжные, которые даже не скрывали своей фашистской ориентации. Исчезли они лишь после 1945 г., когда в результате Победы Советский Союз возродил статус великой державы.

Запах серы

Почти два десятилетия спустя после развала СССР русский униженно-горделивый национализм снова набирает силу. Зачатки новой идеологии фактически уже вытеснили классические представления о классовой солидарности как цементе партийного строительства. На горизонте России уже замаячила новая партия националистического толка. Чувствительные к этой идеологии политики уже открыто говорят: «Хватит мёрзнуть на «Русских маршах»! Пора перебираться в кабинеты, где принимаются стратегические решения о будущем страны».

В национальной гордости русских нет ничего предосудительного. Она формировалась и крепла на протяжении веков нашей истории. Опасность новой волны национализма в том, что «разумный национализм», «национализм с человеческим лицом» при определённых условиях (кризис, разруха, унижение) уступает место самым неприглядным крайностям. Вплоть (как в Германии 30-х годов) до нацизма. Национал-социалистический Люцифер любит рядиться в народные одежды. Он красноречив, щедр на посулы и в силу этого легко завоёвывает симпатии толпы. Чаепития с ним могут принести лёгкую популярность политикам, ищущим успеха и славы. Но даже мирные чаепития с Люцифером опасны. Пахнут серой...