Россия ввязалась в Киргизии в очередную авантюру?
Госдума одобрила часть соглашений между РФ и КР, подписанных в сентябре 2012 года.
Вчера Госдума ратифицировала соглашения между Россией и Киргизией о списании киргизских долгов и реализации в этой республике крупных энергетических проектов. Это - две трети пакета соглашений, подписанного в сентябре прошлого года в ходе визита в Бишкек Владимира Путина. Оставшаяся треть - соглашение о создании на территории Киргизии т.н. «объединенной российской военной базы» - Госдума планирует ратифицировать 19 апреля.
После этого российско-киргизский пакет - а это именно пакет взаимоувязанных соглашений, по отдельности заключать их Киргизия не соглашалась - будет наверняка и без проволочек ратифицирован Советом Федерации и подписан президентом Путиным. А поскольку Киргизия уже ратифицировала все эти документы, то Россия вскоре окончательно взвалит на свои плечи выполнение обязательств, к которым сама же в последнее время и стремилась.
А обязательства эти, как уже рассказывал KM.RU, выглядят одновременно и заманчиво-выгодными, и довольно рискованными. И к тому же изрядно затратными для Москвы – во всяком случае, на первом этапе их реализации.
Речь идет, во-первых, о списании киргизского долга перед Россией размером почти $0,5 млрд. А, во-вторых, о финансировании исключительно за российский счет строительства Камбаратинской ГЭС-1 (этот проект будет реализовывать «Интер РАО ЕЭС») и нескольких ГЭС Верхне-Нарынского каскада (за это взялось ОАО «РусГидро»). Вклад киргизской стороны в эти грандиозные энергетические проекты ограничивается предоставлением права пользования водными ресурсами и соответствующими земельными участками.
Сооружение КА-1 российская сторона обеспечит финансированием под 2,5% годовых. Для ВНК 50% необходимых средств тоже вносит Россия, а оставшиеся 50% она же привлекает на условиях либор плюс 1,5% годовых. Хорошо еще, что на период возврата инвестиций российская стороны освобождается от уплаты налогов и таможенных пошлин на ввоз спецтехники. Но при этом стороны изначально имеют равное долевое участие в этих гидроэнергетических проектах. К тому же киргизская сторона устанавливает тариф на экспорт электричества (в рамках пакета соглашений по энергетике будет построены линии высоковольтных ЛЭП, предназначенные в т.ч. для экспорта электроэнергии, которая будет вырабатываться Камбаратинской ГЭС). Соглашения, как видим, для России довольно рискованные - особенно если вспомнить, с какой легкостью Киргизия пересматривала в последние годы соглашения с Россией.
Но одними экономическими рисками дело не ограничивается. Все эти гидростанции, особенно Камбаратинская-1, – мощные гидротехнические сооружения, которые будут сооружены в активно сейсмической зоне. А если, не дай Бог, «рванет»? Тогда Россия потеряет не только инвестиции, но свое реноме. Многие эксперты в связи с этим предупреждали Москву, что если она и намеревается строить в Киргизии гидростанции, то это не должны быть ГЭС-гиганты. С тем же Таджикистаном, например, Россия тоже договорилась о сооружении ГЭС в обмен на продление базирования там своей военной базы - но никакого гигантизма российско-таджикское энергетическое сотрудничество не предусматривает.
Тем не менее, именно Киргизии (хотя со военно-стратегической точки зрения Таджикистан ей уж точно не уступает) в последнее время Москва почему-то явно благоволит. Представляя вчера в Госдуме российско-киргизское соглашение о списании долгов, замминистра финансов Сергей Шаталов убеждал депутатов: «Киргизия представляет собой очень большой интерес, и не только для России, как с геополитической точки зрения, так и с точки зрения доступа к тем ресурсам, которыми она обладает.
В частности, в отношении гидроэнергетики».
У России с Кыргызстаном складываются отношения стратегического партнерства, уверял, в свою очередь, председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. «Первое, - пояснял он. - Это военно-стратегическое партнерство. Речь идет о создании реального центра региональной безопасности в Центральной Азии. Второй центр тяжести – реальный интерес к евразийскому проекту интеграции и последующему вступлению в Таможенный союз».
Насчет «военно-стратегического партнерства» с Киргизией, думается Москва все же явно перебарщивает. KM.RU уже приводил мнение на сей счет известного специалиста по региону Михаила Чернова, которое тот высказал в интервью ИА REGNUM: «Суть документа – в юридическом объединении всех российских военных объектов в Киргизии в рамках одной «военной базы». В новую структуру войдут авиабаза в городе Кант, военный завод «Дастан», испытательный полигон на озере Иссык-Куль, несколько объектов космического слежения, и не войдет Отдельная группа пограничных войск ФСБ РФ, дислоцированная в Оше. Таким образом, под новой вывеской военной базы фактически сохраняется нынешний уровень присутствия российских вооруженных сил в Киргизии, в которой на самом деле нет серьезной военной базы РФ. В результате, когда Россия решится на открытие полноценной военной базы в Южной Киргизии в Оше, стороны утонут в бюрократических утрясках и согласованиях, регламенте и протоколе».
Явно неравноценный обмен - списание долгов плюс огромные инвестиции в К-1 и ВНК в обмен на «объединенную военную базу» - смутили вчера и депутатов Госдумы. Татьяна Москальцова, поясняя, почему ее фракция («Справедливая Россия») будет голосовать против списания Киргизии долгов, заявила: «Пакет соглашений не разъясняет проблем, а наоборот их усугубляет. Объединенная российская база, которая должна быть построена на территории Киргизии, начнет действовать с 2017 года, а списываем долги с этого».
Резко против списания долгов выступил и лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Там (в Киргизии) есть и полезные ископаемые, и золото, и уран. Если они не хотят их отдавать, пусть отдадут Иссык-Куль. Великолепное озеро, теплое, незагаженное. Поезд прямой есть. И с мая по октябрь можно использовать его. Но не умеют наши министры. Они знают только два глагола: дать и простить. Но за чей счет? За счет нашего народа, за счет нас с вами». «Вы не спасете Среднюю Азию прощением долгов, - продолжал лидер ЛДПР. - Они будут только рады. Восток уважает силу. А если сейчас вы даете и прощаете, они скажут – дурачки там живут, с них можно деньги тянуть, доить».
«Сейчас опять прощаем, опять даем, опять строим… в самом соглашении есть интересные моменты: написано, что киргизская сторона в случае прекращения действия соглашения обязуется компенсировать затраты, понесенные российской стороной. Интересно – а чем компенсировать? Пора уходить от такой тактики безраздумного раскидывания своих финансовых средств, в которых нуждается наша страна», – поддержал лидера ЛДПР депутат той же фракции Владимир Овчинников.
Тем не менее, в итоге 382 депутата проголосовали за то, чтобы простить Киргизии долги. А соглашения в области гидроэнергетики поддержали и вовсе 440 из 450 депутатов Госдумы.
Комментарии
1) Чисто по-Касьяновски, получить на карман 2% от "прощённого".
2) Пилить деньги за кордоном проще. Эту тему ещё Сердюков отработал на своих "Мистралях"...