Что это: начало пандемии?

На модерации Отложенный

Необъяснимые случаи гибели свиней, уток и людей в Китае могут оказаться взаимосвязаны. И это не может не тревожить.

Вот как это происходит. Дети, играющие на берегу реки в городе, замечают, что по течению плывут сотни безобразных, вздувшихся свиных туш. За тысячи миль от того места, рассерженные жители возмущены смрадом, идущим от речных берегов, где лежат мертвые тела тысяч уток и лебедей. А три человека, никак не связанных друг с другом, поступают в три разных больницы; они с трудом двигаются и тяжело дышат. Двое вскоре умирают от тяжелой пневмонии, а третий много дней проводит в отделении интенсивной терапии в тяжелом состоянии. Представители государственных органов объявляют, что от ранее неизвестного вируса заболели не менее трех человек, а двое скончались. Во всем мире не могут понять, как связано происходящее со свиньями, утками, лебедями и людьми, а Всемирная организация здравоохранения делает по этому поводу лишь очень краткие заявления, почти не проливающие свет на происходящее.

Все это похоже на киносценарий, — я это знаю, поскольку был консультантом фильма «Заражение» Стивена Содерберга. Но все факты действительно имели место, а произошли они в Китае за последние шесть недель. События вполне могут оказаться и не связанными друг с другом, а новая разновидность гриппа, обозначенная как H7N9, уже распространяется среди населения, и именно ей заразились три человека, из которых двое скончались.

Но это вполне может оказаться и началом пандемии.

10 марта жители крупнейшего метрополиса Китая, Шанхая, заметили среди мусора, плывущего по реке Хуанпу, трупы нескольких свиней. Хуанпу — важнейший приток могучей Янцзы; протяженность этой реки, разделяющей Шанхай на две части, составляет 71 милю. Именно ее набережная, Бунд, является самой привлекательной для туристов частью города. Река служит основным источником питьевой воды для 23 миллионов жителей мегаполиса и еще нескольких миллионов гостей города, а также служит транспортной артерией — здесь ходит паром. Видеть туши свиней, плывущие по водам Хуанпу, было таким же тяжелым потрясением для местных жителей, каким оно стало бы для французов, прогуливающихся по Сене, или жителей Лондона на берегу Темзы, или обитателей Нью-Йорка, с Бруклинского моста заметивших нечто подобное в Ист-Ривер.

 

А вскоре это кошмарное зрелище стало еще ужаснее — к концу того воскресного дня было найдено более 900 свиных туш. Вскоре счет пошел на тысячи, и к 20 марта весна в Шанхае превратилась в сцену из фильма ужасов; к этому моменту насчитали уже более 15 000 мертвых свиней. Вьющейся лентой проходит эта река через провинцию Чжэцзян, к югу от Шанхая; это сельскохозяйственный район с населением примерно 54 миллиона человек, основной регион свиноводства в Китае. В последние годы в этой отрасли произошло несколько скандалов, — к примеру, в препарате гепарин, который производится из перемолотых кишечников свиней и используется в качестве антикоагулянта, были обнаружены ядовитые примеси, ставшие причиной смерти пациентов с кардиологическими заболеваниями, получавшими этот препарат в США; после этого случая китайские власти обязали фермеров прикрепить метки на уши свиней в целях идентификации. Стало известно, что погибшие свиньи выращивались на крупнейших фермах Чжэцзяна, и испуганные фермеры сознались, что сбросили туши в реку Хуанпу.

Китайцы почти не задавались вопросом о том, отчего умерли свиньи; реки по всему Китаю загрязнены настолько, что жители считают причиной произошедшего именно воду, отравленную пестицидами и другими химикатами. В Янцзы, притоком которой является шанхайская река Хуанпу, доля загрязняющих веществ с содержанием меди в сто раз превышает предельно допустимый уровень, принятый в США; дубильные фабрики вдоль реки также сбрасывают в ее воды ядовитые отходы, включая хром, и это общеизвестно. Кроме того, по всему Китаю, — особенно в Пекине, — в январе и феврале загрязненность воздуха была настолько сильной, что показатели более чем в десять раз превысили стандарты безопасности, установленные Агентством по охране окружающей среды. Когда я был в Пекине, в конце января, загрязненность воздуха была настолько сильной, что город как будто стоял в тумане, сквозь который не пробивались лучи солнца, и было не разглядеть даже небоскребы через пару сотен метров. Так что жители Шанхая быстро перестали ужасаться свиным трупам, сочтя их просто еще одним проявлением того, как чистота окружающей среды в Китае приносится в жертву экономическому благополучию.

Но через 12 дней после того, как свиные туши выловили из речных вод в Шанхае, те же самые страшные находки стали обнаруживать и на берегах Сянцзян, главной реки города Чанша, также впадающей в Янцзы, расположенной в сотнях миль к западу от Шанхая. Чанша, называемая еще «Небесным Городом» за расположенный в центре города небоскреб высотой 837 метров, имеет население более 7 миллионов и является столицей провинции Хунань. Начиная с 22-23 марта, местные службы выловили в реке Сянцзян около 50 трупов свиней и несколько тысяч мертвых уток.

Через два дня был выявлен еще один очаг массовой гибели уток и лебедей, на этот раз у реки Сычуань, в сотнях миль к северу, возле озера Цинхай. Озеро является важнейшим местом отдыха перелетных водоплавающих птиц, проделывающих длиннейший путь через Азию, из центральной Сибири в южную Индонезию; некоторые птицы остаются здесь для выведения птенцов. Произошедшая в 2005 году на озере Цинхай и в его окрестностях массовая гибель водоплавающих птиц произошла в связи с мутацией давно циркулировавшего вируса птичьего гриппа H5N1; в результате этого генетического сдвига вирус стал поражать намного большее число видов, что позволило H5N1 впервые распространиться в Россию, Украину и далее в Европу, на Ближний Восток и в Северную Африку, и вот уже семь лет вирус продолжает циркулировать на этой огромной территории.

25 марта китайские власти арестовали партию свиных пельменей, которые, как выяснилось, были произведены из мяса павших от неизвестной болезни свиней из Чжэцзян. Свинина, возможно зараженная, попала в сеть общественного питания. К концу марта на берега рек от места возле озера Цинхай и до самого Восточно-Китайского моря (расстояние примерно как между Майами и Бостоном) вынесло не менее 20 000 свиных туш и десятки тысяч мертвых уток и лебедей. Никто не знает, отчего умерли еще многие тысячи птиц и свиней, трупы которых закопали или сожгли фермеры, стремясь избежать наказаний со стороны властей.

Пока экологические службы и сельскохозяйственные организации, едва успевавшие убирать безобразные трупы, давали населению малоубедительные объяснения гибели животных, начали разворачиваться трагические события с людьми, не связанные, на первый взгляд, со свиньями и птицами. 19 февраля пенсионер 87 лет, которого китайское агентство новостей Синьхуа называло просто «Ли», был госпитализирован в Шанхае по поводу острого респираторного дистресс-синдрома и пневмонии. 4 марта у Ли развилась острая легочно-сердечная недостаточность, и он скончался.

27 февраля 27-летний мужчина, которого в новостях называли просто «Ву», мясник или работник мясного цеха, был госпитализирован с респираторным дистресс-синдромом, а 10 марта скончался. В день, когда умер Ву, в Нанкине в больницу поступила женщина 35 лет, названная в новостях «Хань»; она была из Чучжоу, провинция Аньхой, что примерно в 480 километрах на северо-запад от Шанхая. Как сообщают, Хань находится в тяжелом состоянии в палате интенсивной терапии. До настоящего времени, никакой связи между тремя пациентами выявлено не было.

Заболевание пожилого Ли могло быть связано с болезнью других членов семьи: один из его сыновей, которому было 55 лет, умер от пневмонии в марте, а другой, 67-летний, перенес респираторный дистресс-синдром, но выжил.

31 марта, когда в США праздновали пасху, недавно созданная Национальная комиссия по здравоохранению и планированию семьи (в состав которого вошло бывшее министерство здравоохранения) объявило, что 87-летний Ли, а также Ву и Хань были заражены разновидностью гриппа, обозначенной как H7N9, которая ранее никогда не выявлялась у человека.

Комиссия настаивала на том, что два сына Ли (один из которых скончался, а другой выжил) не были заражены вирусом гриппа, а их болезнь просто совпала со временем с болезнью и кончиной отца.

Предыстория оказалась довольно подробной. Так что же все-таки происходит?

По данным официальных организаций Китая, у некоторых погибших свиней были обнаружены антитела к цирковирусу, или PCV-2, и из воды реки Хуанпу также был выделен этот вирус. Подразумевалось, что причиной смерти свиней, принесенных рекой в Шанхай, был PCV-2, вирус, безопасный для человека и птицы. На фотографиях видно, что скончались крупные взрослые животные, тогда как PCV-2 для взрослых свиней не смертелен, приводя к гибели только зародышей или новорожденных поросят.

Китайские службы здравоохранения не объясняют причин смерти уток и лебедей и не упоминают ни о каких необычных генетических изменениях, из-за которых PCV-2 мог стать смертельным для взрослых свиней, и настойчиво заявляют о том, что между гибелью свиней, людей и птиц связи нет. Хань, которой удалось выжить, до болезни контактировала с живыми курицами, тогда как ни Ли, ни Ву, как сообщает Синьхуа не имели никаких контактов с птицей. Ву в разных источниках называли мясником или работником мясоперерабатывающего цеха или сотрудником мясного предприятия, из чего можно предположить, что он контактировал со свиньями.

Вирусы гриппа именуются в зависимости от особенностей двух белков, присутствующих в них; буквой H обозначается гемагглютинин, буквой N нейраминидаза. Эти белки играют различную роль в ходе распространения заболевания, в том числе и определяют возможность связывания с рецепторами на наружной поверхности клеток организма животного, позволяющую вирусу проникать внутрь. Эти рецепторы у разных биологических видов сильно отличаются, в связи с чем большинство типов вируса гриппа, в настоящее время циркулирующих в мире, безопасны для человека. Насколько известно ученым, вирусом гриппа H7N9 никогда не заражались ни люди, ни другие млекопитающие — этот тип вируса обнаруживается исключительно у птиц. В связи с этим большую тревогу вызывает то, что от H7N9 скончались два человека, а один едва выжил.

Весьма убедительным объяснением событий, произошедших в Китае, может быть мутация вируса H7N9, произошедшая у вируса, переносимого совершавшими весенний перелет птицами с озера Цинхай. За счет мутации вирус стал смертельным для домашних уток и лебедей. Поскольку на многих китайских фермах разводят и свиней, и уток, эти животные могут пользоваться общими запасами воды и оказываются в тесном контакте во время кормления; неоднократно случалось, что свиньи заражались гриппом от уток, то есть птичий грипп становился причиной свиного гриппа. После того, как грипп приспосабливается к клеткам свиней, вирус часто может принимать форму, способную передаваться человеку. Именно это произошло в 2009 году с вирусом свиного гриппа, H1N1, который вызвал пандемию в 2009 году, но, к счастью, не приводил к крайне тяжелым последствиям.

Если скончавшиеся в Китае свиньи, люди и птицы были заражены H7N9, необходимо срочно провести анализ ситуации с биологической точки зрения и провести широкомасштабное обследование населения, чтобы выяснить, насколько распространена эта инфекция среди людей. Представители системы здравоохранения города Шанхая взяли анализы у десятков людей, контактировавших с Ву и Ли, и ни у кого не было обнаружено вируса H7N9. Если считать, что проведенные анализы были точными, то становится совершенно непонятно, от какой инфекции скончались Ли и Ву. Более того, если эта инфекция привела к гибели двоих из трех заболевших, то вирус крайне опасен.

«Пока имеется три невзаимосвязанных случая, и нет подтверждений передачи вируса от человека к человеку», — сообщил журналистам в понедельник доктор Майкл О’Лири, представитель Всемирной Организации Здравоохранения в Китае. Но, как добавил О’Лири, нельзя исключать возможность, что заболевание распространилось внутри одной семьи: «Мы еще не знаем причины болезни его сыновей, но, конечно же, острая пневмония, развивающаяся у трех представителей одной и той же семьи, вызывает у нас большие опасения».

Тем не менее, власти Гонконга, уже много лет имеющие дело с инфекциями, распространяющимися из Китая, в том числе с H5N1 (1997) и SARS (атипичная пневмония, 2003), объявили у себя ситуацию повышенного риска для здоровья. «Мы намерены усилить бдительность и продолжить меры по контролю инфекций при въезде в страну в связи с последними событиями в Китае», — заявили в Центре здравоохранения Гонконга в пресс-релизе, выпущенном в понедельник.

Китайский национальный центр гриппа разместил в базе данных на сайте ВОЗ генетические последовательности вирусов H7N9, выделенных у Ли, Ву и Хань. Также были размещены на сайте несколько последовательностей H7N9, обнаруженного за последние несколько лет у птиц: штаммы человеческого и птичьего вируса не совпадают, правда, ни один из штаммов птичьего вируса не был получен в 2013 году.

Все по-прежнему остается глубокой тайной, а часы тикают, и весь мир ждет ответа на этот вопрос.

Если бы нам потребовалось вообразить, каким образом будет разворачиваться ужасная пандемия, описанное ниже вполне подошло бы в качестве сценария.

Хронология событий

19 февраля
Первый пациент, мужчина 87 лет, заболевает H7N9 .

27 февраля
Второй пациент, мужчина 27 лет, заболевает H7N9.

4 марта
Умирает первый из заболевших мужчин.

9 марта
Заболевает H7N9 первая женщина 35 лет, из провинции Аньхой.

10 марта
Первое сообщение о трупах свиней, более 900, в реке Хуанпу в Шанхае, замеченных в субботу 9 марта
Умирает второй пациент-мужчина.

11 марта
Число павших свиней, обнаруженных в реках вблизи Шанхая, достигает 3 000.
В одной из проб воды из реки Хуанпу лабораторные исследования обнаруживают цирковирус свиней (PCV)

13 марта
Официальные лица сообщают о том, что число туш свиней в реке Хуанпу составило уже 6 000.

14 марта
Рабочие продолжают вытаскивать из реки в пригороде Шанхая трупы свиней, число которых, по сообщению местных властей, уже превысило 6 600.
Ферма в провинции Чжэцзян признает, что сбросила в реку трупы свиней

20 марта
Число трупов свиней, обнаруженных в китайских реках поблизости от Шанхая, достигло почти 14 000.

22 марта
50 свиней были вынесены водой на берег в городе Чанша, провинция Хунань; также обнаружено около 1 000 мертвых уток
Число мертвых свиней, обнаруженных в реке в Шанхае, достигает 16 000

25 марта
Из реки Сычуань вытащено около 1000 дохлых уток.
Представители правительства заявляют, что тысяча с лишним трупов уток не представляет угрозы для человека или животных, обитающих на берегах реки.
В сети предприятий питания обнаружена незаконно используемая свинина из провинции Чжэцзян.

26 марта
Сброс в реку тысяч свиных туш связывают с введением суровых мер в отношении черного рынка свинины
В провинции Сычуань обнаружено более тысячи мертвых уток, сложенных в пакеты из тканого пластикового материала.

31 марта
Государственная комиссия по здоровью нации и планированию семьи в выходные заявила, что у двух мужчин, скончавшихся в начале марта в Шанхае, в возрасте 87 и 27 лет, были заражены птичьим гриппом H7N9.

1 апреля
Широко сообщается о смерти двух человек и одном случае тяжелого заболевания в результате «малоизвестного вируса птичьего гриппа».
Доктор Майкл О’Лири, представитель Всемирной Организации Здравоохранения, сказал, что нет подтверждений того, что тот тип птичьего гриппа, от которого скончались двое китайцев, может передаваться от человека к человеку.

2 апреля
Шанхайским центром по контролю и профилактике заболеваний животных был проведен анализ 34 образцов, взятых из свиных туш, которые были вытащены из реки Хуанпу; вирус гриппа обнаружен не был.