Министр без отчества, но с мозгами
На модерации
Отложенный
За 20 лет службы в армии мне так и не довелось узнать, что 25 января - день Генерального штаба Вооруженных Сил. Генштаб часто называют мозгом армии. Что ж, отметим и этот праздник. Отметим и как повод поговорить об армии и ее мозгах. Точнее, главном мозге - министре обороны.
Недавно моим попутчиком в поезде оказался офицер-сухопутчик. Разговорились о том, о сём, в том числе о реформах в армии. Когда речь зашла о министре обороны, я обратил внимание на то, что офицер НЕ ЗНАЛ ИМЕНИ - ОТЧЕСТВА своего министра. Зато когда я вспомнил бывшего когда-то министром и гэкачепистом Язова, офицер сразу назвал его «Дмитрием Тимофеевичем». Удивительно то, что офицер - молодой, и при Язове явно не служил.
В свое время трудно было не заметить кампанию по дискредитации министра обороны Анатолия Эдуардовича (таково его имя-отчество) Сердюкова. Его, бывшего завсекцией мебельного магазина, было - и есть! - за что критиковать. В СМИ писали о том, что в Министерстве обороны якобы зреет крупный скандал. Его причиной стала директива министра о снятии погон с военных медиков, юристов, тыловиков и журналистов. Согласно директиве, все эти категории военнослужащих отправлялись "на гражданку". Особое недовольство вызвало почему-то лишение погон военных журналистов. Поскольку я сам - бывший военный журналист, то на эту тему позволю высказаться подробнее.
До распада СССР в систему военных СМИ входило до полутора десятков центральных газет и журналов, 24 окружные, флотские газеты, газеты групп войск, армейские и дивизионные газеты с разовым тиражом около 7-8 млн экз. Сейчас число печатных военных СМИ уменьшилось до 11 центральных газет и журналов, 12 окружных и флотских газет, 4 - видов и родов войск, 7 газет объединений и 22 соединений. Ежедневный тираж главной газеты Минобороны "Красная звезда" всего 56 тысяч экземпляров. Самый читаемый журнал "Ориентир" - не более 15 тыс. экз. Средний тираж окружной газеты - около 4 тыс., а "органа" объединения или соединения - около 1,5 тыс. экземпляров.
После директивы министра Сердюкова с 2008 года в каждой военной редакции остались двое военных: редактор и его заместитель.
Все остальные - гражданские. Собственно, конец военной печати наступил давно уже. Военные журналисты перестали быть журналистами лет 20 тому назад, превратившись в очередной отдел военной пропаганды. Если раньше, во времена СССР, на их публикации хоть как-то реагировали политические органы армии и флота, то после горбачевской перестройки финансирование, а, значит, и снабжение газет и журналов стало откровенно плохим. Все это привело к тому, что журналист окружной газеты стал получать в разы меньше, чем его гражданский коллега.
Если учесть, что роль военных журналистов давно сведена к обслуживающему персоналу, то такая военная печать абсолютно никому не нужна. В первую очередь - самой армии.
Есть еще одно обстоятельство, из-за которого, на мой взгляд, военных журналистов не должно быть. Дело в том, что само их существование нарушает Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительный протокол I- 1977 г. к этим конвенциям, согласно которым к некомбатантам относятся медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты, репортеры, духовные лица.
Если говорить языком менеджеров (так назвали Сердюкова и его команду новых армейских управленцев), то военные журналисты, медики, юристы и прочие - это непрофильные активы армии. Все, что делают военные медики, юристы (а это прокуроры, судьи), журналисты, спортсмены, - могут делать и обычные гражданские специалисты. Если уж нужны органы пропаганды, то честнее будет назвать этих пропагандистов не журналистами, а офицерами по связям с прессой - как во всем мире.
Анатолий Эдуардович Сердюков, как бухгалтер и невоенный, в этом случае правильно все понимает и правильно делает.
Справка:
В Вооруженных силах России сегодня насчитывается*:
- военных врачей - около 60 тысяч;
- военных юристов - около 50 тысяч;
- тыловиков (кроме медицинских служб) - около 80 тысяч;
- военных журналистов (включая работников издательских комплексов) - около 4,5 тысячи.
* Более точные цифры составляют страшную военную тайну.
Комментарии