К выборам-2015 для Лукашенко главное — деньги

На модерации Отложенный

Пока оппозиция ломает копья, бойкотировать следующие президентские выборы или нет, Александр Лукашенко, для которого дилеммы не существует, уже готовится к электоральной битве 2015 года. Главный вопрос — ресурсы. 15 марта в Петербурге он, по неофициальным сведениям, будет просить у Владимира Путина два миллиарда долларов на экономическую модернизацию.

Но эти два миллиарда Лукашенко не спасут (не говоря уже о том, что примитивно понимаемая модернизация, без изменения производственных отношений, рискует провалиться в принципе). Сохранение нынешней социально-экономической модели требует все больших вливаний, отметил эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.

«Россия, конечно, помогать будет», — полагает он. Но хватит ли ее дотаций для предвыборных целей Лукашенко — в этом эксперт не уверен.

Кредит МВФ к выборам: дорога ложка к обеду

И здесь можно предположить, что Минск всерьез задумается о деньгах МВФ. С 14 по 25 марта в белорусской столице работает обзорная миссия фонда. Это рутинная работа, сенсаций и прорывов ожидать не стоит.

Глава Нацбанка Надежда Ермакова между тем уже сообщила, что «конечно, вопрос о предоставлении нового кредита будет подниматься». Впрочем, большого оптимизма у белорусской стороны нет. В ближайшие год-два, считает Ермакова, новая программа с МВФ, скорее всего, начата не будет — по политическим мотивам, которые, по мнению руководительницы Нацбанка, довлеют над советом директоров МВФ.

Хотя власти пока, возможно, и не форсируют вопрос о новом кредите фонда, заявила в интервью «Салідарнасці» экономический обозреватель Ирина Крылович. Она предполагает, что активность Минска в этом плане может усилиться поближе к президентским выборам.

«Обычно Минск не использует новых схем, если работают старые», — отметил аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов. Он напомнил: та оттепель в отношениях с Западом, что наблюдалась в 2008–2010 годах, позволила Беларуси, в частности, получить кредит МВФ в 3,5 миллиарда долларов.

Аналитик считает, что ремейк такой оттепели в принципе возможен. По мнению Мельянцова, Лукашенко ради финансовых выгод способен пойти на освобождение политзаключенных, ограниченные экономические реформы и даже некоторое откручивание политических гаек в стране. Как это, собственно, и выглядело во время той оттепели.

Другое дело, что вряд ли соблазн получить кредит МВФ является тем крючком, на который Запад может подцепить «последнего диктатора Европы».

Так, Валерий Карбалевич обращает внимание на то, что если в 2008–2009 годах в связи с мировым финансовым кризисом МВФ спасал тонущие экономики любыми средствами, то теперь он стал строже — и от Беларуси, в частности, более настойчиво требует структурных реформ.

А белорусское правительство с такой программой не торопится. Рассуждения о том, что денег нам, мол, все равно не дадут из-за политики, могут быть просто отговорками.

«Белорусские власти не готовы к тем реформам, которых требует МВФ», — считает аналитик. Тем более, добавляет он, Лукашенко не станет их делать перед выборами.

Оппозиция пока вне игры

Главные проблемы для Лукашенко в проекции на будущие выборы — как развязать экономические проблемы, удержать социальный контракт, нарастить рейтинг, оптимально выстроить отношения с Россией и Западом.

Так считает политолог Денис Мельянцов.

А как же оппозиция? В частности, кампания «Говори правду» выступила за выработку сильной позитивной альтернативы — простой и понятной обывателю повестки перемен, которой надеется завоевать на свою сторону «новое большинство» (тех, кто разочаровался во власти, но не готов пока поддерживать оппозиционные структуры).

Однако для успешной работы в массах оппозиции надо прежде всего разрешить свои внутренние проблемы: раздробленность, низкий авторитет, концептуальный кризис. Это означает прыгнуть выше головы. Пока же о прогрессе здесь в принципе говорить трудно.

Показательно, что переговоры о едином кандидате на сегодня практически свернуты, в некоторых оппозиционных кругах набирает популярность идея бойкота грядущих президентских выборов (что, по убеждению ряда экспертов, на практике ведет к демобилизации населения и дальнейшей маргинализации самой оппозиции).

«Если брать пятерку вызовов для Лукашенко, то оппозиция вряд ли туда входит», — считает Мельянцов. От структурированных политических оппонентов режима, исходя из их сегодняшнего состояния, трудно ожидать «креатива и желания объединяться», говорит аналитик Белорусского института стратегических исследований.

Валерий Карбалевич тоже отмечает, что относительно возможностей оппозиции навязать Лукашенко на выборах-2015 свою сильную игру «на сегодня перспективы мрачные». Впрочем, до выборов еще два года, и ситуация вполне может измениться, добавил собеседник.

Общественный деятель Владимир Мацкевич высказывается резче: он полагает, что 2015 год противниками режима уже проигран.

Как видим, среди экспертов сильны сомнения в том, что соперники Лукашенко на следующих президентских выборах сумеют воспользоваться проблемами созданной им модели для перетягивания критической массы электората на свою сторону.

При таком внутреннем раскладе главное для действующего президента — найти деньги. И здесь, похоже, ему снова может капитально повезти.

Продать воздух Москве

Политический аналитик Юрий Дракохруст  напомнил: с 1 января 2015 года должен заработать Евразийский союз, один из приоритетов Путина. «Представляете, сколько за это можно запросить?» — риторически говорит эксперт. По его мнению, это открывает перед Минском новые «прекрасные возможности для продажи воздуха».

Действительно, для российского лидера воплотить амбициозный проект — дело чести, а без Беларуси весь замысел идет прахом. Так что Минск своего очередного шанса получить максимальную предоплату за интеграционную лояльность не упустит.

Другое дело, что шанс — еще не гарантия. Москва ведь не филантропией занимается, а, в частности, продавливает покупку белорусских активов. В отношениях с Кремлем у Лукашенко может возникнуть большой напряг.

И тогда потребность в западных деньгах обострится. Соответственно, расширится поле для игры Евросоюза, Вашингтона. Правда, вопрос в том, насколько они готовы играть всерьез. У западников ведь хватает головных болей и без белорусского твердого орешка. Что тоже, в принципе, на руку Лукашенко.