Миллиарды останутся за кордоном

На модерации Отложенный

Минфин может получить информацию о российских капиталах за рубежом, но не вернуть их.

Снизить влияние мирового экономического кризиса на российскую экономику и пополнить бюджет страны решено за счет возвращения выведенных в оффшоры средств. Правда, предварительно за это придется заплатить немалую сумму. Минфин предлагает в обмен на предоставление кредитов другим государствам требовать информацию о спрятавшихся за кордоном российских капиталах.

Причем речь идет не об обмене данными по запросам на конкретных лиц или предприятия, а о предоставлении всей информации. Как пишет «Коммерсант», Минфин говорит о необходимости потребовать у оффшорных стран, которым наша страна оказывает финансовую помощь, «предоставления всех имеющихся у них сведений о российских учредителях и бенефициарах зарегистрированных в этих юрисдикциях корпораций, трастов и фондов, а также сведений о банковских счетах российских лиц либо юрлиц, бенефициарными владельцами которых являются российские лица».

Единственной страной на сегодняшний день, где низкие налоги и которая кредитуется у России, является Республика Кипр. По различным данным, общая сумма вкладов российских граждан там составляет от 8 до 35 млрд долларов. Только за 2011 год в экономику острова российскими компаниями было инвестировано свыше 13 млрд долл.

Тем не менее, современное экономическое положение Кипра характеризуется как катастрофическое. Иначе бы он вряд ли решился на серьезные заимствования. В 2011 году РФ предоставила этому государству кредит в 2,5 млрд евро сроком на пять лет под довольно низкую ставку в 4,5% в год. В январе текущего года Кипр обратился в Москву с просьбой продлить срок выплаты до 2022 года, а чуть ранее запросил новый кредит в 5 млрд евро. Последняя сумма составляет более четверти всего ВВП республики.

Хотя экономика Кипра и держится во многом на регистрации на своей территории фирм, не желающих платить налоги на родине, нынешнее положение может вынудить правительство республики раскрыть все секреты. Кстати, подобные предложения Кипру поступают не только из России. Евросоюз тоже увязал свою помощь с раскрытием коммерческих тайн. Так что можно считать, что в предложении нашей страны нет ничего неприличного.

В то же время возникает вопрос, сможет ли Россия воспользоваться той информацией, которую получит в случае согласия Кипра на наши условия. И не есть ли предложение Минфина очередной дорогостоящий пиар, направленный на убеждение российских граждан в готовности российского государства всюду отстаивать свои интересы.

– Предложенная Минфином схема работать будет. Только необходимо знать, сколько она принесет прибыли, и сколько убытков будет у нас, – говорит президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. – Если за миллиард евро купим информацию о 100 миллионах, то это не разумно. Если же за 100 млн получим информацию о 10 млрд, которые как-то сможем вернуть в бюджет, то схема оправдана. Но стоит учитывать, что экономика Кипра держится на оффшорах. Для раскрытия информации необходимо пообещать что-то существенное. Сегодня экономическая ситуация на острове достаточно тяжелая, но сложно решиться разрушить то, на чем держишься.

«СП»: – Можно расценивать подобную схему как имиджевый проект?

– За имидж не имеет смысла платить так много. Ради хорошего имиджа в мире мы и так немало тратим, но пока результата почти нет. Внутри России такой прием работать тоже не будет. Вопрос, почему на пенсию прожить нельзя, останется.

Экономист из Института глобализации и социальных проблем Василий Колташов не верит, что за намерением узнать о счетах на Кипре стоит забота правительства о российской экономике:

– Позиция России выглядит достаточно странной. Предложенная Минфином схема похожа не на войну с оффшорами, а на сделку с ними. Ведь власти не пытаются полностью покончить с размещением в оффшорах и создать условия для размещения средств в России. К тому же, даже если Кипр согласится с предложенной схемой, то это вовсе не означает, что в РФ получат всю информацию.

Не факт, что основные капиталы размещены под какими-то именами. Скорее всего, просто откроется большое количество зарегистрированных на острове компаний, концы от которых найти будет невозможно. В случае открытия счетов станет возможным оказывать давление лишь на ограниченный круг бизнесменов.

Что касается самого Кипра, то его руководство объявило о переходе к режиму жесткой экономии. Правительство уже обратилось к своим гражданам с просьбой затянуть пояса ради поддержки банков. Сегодня Кипр находится на грани. Конечно, Евросоюз не допустит его банкротства, чтобы не началась цепная реакция в финансовой сфере и не пострадали банки Германии и Франции. Но, с другой стороны, без условий никто Кипру денег не даст.

Скорее всего, Кипр пойдет на сделку не с Россией, а с ЕС. Это позволит ему инвестировать всюду за пределами РФ. Полагаю, что Кипр сейчас торгуется, смотрит, кто даст больше. При этом у РФ пока нет плана, как вернуть выведенные из страны капиталы.

Деньги бы вернулись сами, если были бы созданы условия для экономического роста. Но правительство в этом плане провалилось. Поэтому получит ли Россия список разместивших капиталы на Кипре или нет, это никак не повлияет на нашу экономику.

«СП»: – Может, предложение Минфина направлено на внутреннюю аудиторию?

– Такое впечатление есть. Но для широких слоев общества, на которые и направлен пиар правительства, вопрос с оффшорами не понятен и сложен. Любой эффект от возвращенных денег будет меньше, чем удар от роста тарифов и цен на продукты. Да и не похоже, что кто-то пытается организовать большую пропагандистскую кампанию. Возможно, что условия предоставления кредитов Кипру выставляются только ради того, чтобы хоть какие-то условия выставить и не давать деньги просто так.

С другой стороны, у правительства есть план формального повышения рейтинга инвестиционной привлекательности России. Но, подчеркну, только формального повышения. Мы видим, что последние полгода руководство страны думает не о росте, а о том, как удержать экономику от падения. Но никто не будет инвестировать капиталы туда, где нет роста, где мал внутренний спрос, где нет механизмов по защите строящих новые предприятия. Вероятно, Кипр получит свое от РФ или ЕС, но наша страна ничего не выиграет.

«СП»: – Российским чиновникам запретили иметь счета за рубежом. Если еще будет вскрыта коммерческая тайна на Кипре, то смотивирует ли это чиновников и бизнесменов в России не уводить средства из страны?

– Все политические движения носят показной характер, они не помогут остановить движение капиталов. И никто в России не хочет ссориться с Западом.

К примеру, в Европе недоумевают, почему РФ так активно защищает своих детей и ругает США, но при этом не перекрыла воздушный коридор для американских военных в Афганистан. Путь через Пакистан весьма опасен, и перекрытие коридора через РФ сильно бы повлиял на Штаты. Но этого не происходит. То есть, мы наблюдаем спектакль, а не реальную защиту своих интересов.

Но инвесторы не смотрят на спектакли. Для них главное – это возможность получения прибыли. Эта возможность в России утрачивается. И на это есть несколько причин.

Во-первых, Россия вступила в ВТО. Производить в стране что-либо становится невыгодно. Если автомобильная промышленность еще как-то защищена, то, к примеру, авиастроение не защищено никак. Во-вторых, правительство ведет курс на коммерциализацию образования, здравоохранения, социальной защиты. Тем самым подрывается покупательная способность средних слоев, что приводит к падению спроса. Без него для инвестора нет никакого смысла вкладывать в страну.

Остаются возможности финансового рынка. Но и здесь правительство полностью капитулировало перед Западом. Оно позволило размещать акции российских компаний на биржах в Гонконге и Лондоне. Поэтому все фразы о том, что Россия к какому-то году станет международным финансовым центром, не более чем пустая болтовня. Факты этому противоречат: государство само инициирует отток финансовых капиталов за рубеж.