Правда о юнкерах
Слушая Вертинского и читая книги вроде Куприна, люди представляют юнкеров эдакими шестнадцатилетними интеллигентными романтическими мальчиками, которых убивала «пьяная матросня». Но если мы поглядим на фотографии — хотя бы тех, кто позирует в разгромленном доме Кшесинской — то мы видим иные лица. От «канонического» типа юнкеров они отличаются, как сержант-дембель от суворовца.
Это ребята куда постарше (лет по 25–30), явно не из интеллигентов — и очень серьезные. Дело в том, что они и были сержантами. Во время войны в школы прапорщиков стали брать не только тех, кто закончил среднюю школу, но и наиболее отличившихся (и, разумеется, наиболее лояльных) унтер-офицеров. А вот это были интересные ребята. Для них продолжение войны являлось шансом «выйти в люди», то есть — получить офицерские погоны. Напомню, что в Российской республике, как и в Империи, существовала «Табель о рангах» — и получивший звездочки на погоны автоматически попадал в привилегированный класс. Ради этого они были не против и повоевать. Окончание войны могло порушить все планы — их просто мгновенно вышибли бы на дембель. Так что им были ненавистны любые сторонники завершения войны.
Кастовая солидарность юнкеров и кадет обусловили трагическую судьбу военно-учебных заведений во время бурных событий 1917 г. Большинство из них не могли спокойно наблюдать за развалом государства и армии. При формировании революционных добровольческих батальонов, создаваемых для спасения армии, самыми организованными волонтерами оказались юнкера. За короткое время они сформировали 7 отрядов и прибыли на фронт. Сборная ударная команда юнкеров Одесского военного училища и 1-й и 2-й Одесских школ прапорщиков активно участвовала в боях и понесла значительные потери. Ее печальный опыт заставил военное руководство внимательней относиться к потенциальным офицерам. Приказом Главковерха №769 от 06.08.1917 г. юнкерские отряды были распущены, отличившиеся юнкера произведены в офицеры, а остальные возвращены для завершения учебы. Тем не менее рота юнкеров гатчинской школы прапорщиков Северного фронта еще долгое время оставалась при 4-м армейском корпусе, а рота Александровского военного училища — при 12-м.
Внутреннее положение в стране также влияло на военную молодежь. Воспитанник Псковского кадетского корпуса Айзов писал: «В политике мы не разбирались. Мы скорее сердцем, чем умом почувствовали приближение российской разрухи и вместе с ней крушение наших личных скромных жизненных планов... Кадеты 7 класса демонстративно ходили группами по ротному помещению, продев под погон белый платок, обозначавший верность монархии».
Временное правительство привлекало юнкеров для подавления революционных выступлений. Владимирское училище участвовало в разгроме выступления большевиков в Петрограде 4 июля, Алексеевское училище — в подавлении волнений в запасном пехотном полку в Нижнем Новгороде в июле.
Захват власти большевиками 25 октября 1917 г. способствовал усилению борьбы. Новая власть уничтожила сразу на всем пространстве страны центральные и местные органы управления. Офицерский корпус был упразднен и обречен на истребление. Армия полностью вышла из-под контроля правительства. Только офицеры и юнкера продолжали поддерживать порядок.
В конце октября 1917 г. Советская власть распространяется по стране своим «триумфальным шествием». В борьбу с ней вступали группы офицеров, юнкера военных училищ, ударные батальоны. Особенно сильное сопротивление оказали юнкера и кадеты Москвы. Вооруженные столкновения происходили с 27 октября по 3 ноября.
В Александровском военном училище был организован главный штаб контрреволюционного командования МВО. В одном из классов училища непрерывно заседал Совет Офицерских Депутатов. Здесь же формировались отряды Белой гвардии. На подступах к училищу были вырыты окопы, возведены баррикады, установлены орудия. Корпуса училища обстреливались большевистской артиллерией.
Основное же сопротивление большевикам оказывал отряд полковника Трескина, который носил название «Белая гвардия» (в последствие этот термин стал употребляться по отношению ко всем противникам Советской власти). 28 октября батальон юнкеров взял Кремль. Серьезного сопротивления большевики не оказали.
Здания Алексеевского военного училища, а также трех кадетских корпусов в Лефортове, где укрепились более 400 юнкеров и кадетов, обстреливались два дня (29-30 октября).
В центре же на подступах к Кремлю сорганизовалось сопротивление, в состав которого вошли юнкера военных училищ и присоединившиеся к ним офицерские группы. В городе возникло чисто боевое положение со стрельбой как ружейной, так даже и артиллерийской, при медленном продвижении большевиков от периферии города к центру. И это продолжалось почти целую неделю.
Начиналась Гражданская война. Офицерский корпус России был рассеян, бывшие однополчане оказались по разные стороны баррикад. Одни не видели будущего России во главе с большевиками, другие же желали строить вооруженные силы молодого Советского государства, несмотря ни на что...
Известие о геройском сопротивлении большевикам Александровского военного училища в Москве нарушило жизнь Чугуевского училища, и по этому поводу был созван митинг, на котором генерал Врасский, указав на угрожающее положение страны, предложил обсудить вопрос и вынести постановление о том, «какую позицию займет наше училище». Офицеры и юнкера категорически требовали немедленной отправки училища в Москву на помощь александровцам. Для выполнения этого постановления железнодорожное начальство распорядилось подать специальный поезд. Через несколько часов сборы были закончены, и училище отправилось на вокзал, где юнкера простояли всю ночь и на рассвете вернулись обратно в казармы, так как Харьковский совет отказал в подаче поезда.
Днем 15 декабря 1917 года на Чугуевский вокзал неожиданно прибыло несколько поездов с вооруженными которые начали окружать город. Училище было коммунистическими отрядами и артиллерией, поднято по тревоге, и роты вышли на окраины, заняв позицию для боя. Учитывая, что одно училище не сможет занять все окрестности и удерживать их, в ближайшие воинские части послали за поддержкой. После митингов в этих частях были получены резолюции о полном их невмешательстве. Таким образом, училище было предоставлено своей судьбе. Наступила ночь, стоял суровый мороз, завязался неравный бой, в котором училище понесло большие потери убитыми и ранеными. Училищный комитет признал бесполезным продолжать сопротивление. Обе стороны пришли к соглашению о том, что училище сложит оружие при условии, что будет гарантирована неприкосновенность личности и что офицеры и юнкера смогут беспрепятственно разъехаться по домам. Но обещанная большевиками свобода личности продолжалась недолго: оставшиеся в городе офицеры были арестованы и под конвоем отправлены: часть — в Харьков, часть — в Москву. Так закончило свое существование Чугуевское военное училище, продержавшись на полтора месяца дольше других военных училищ, находившихся в Великороссии. Видит Бог, они сделали все что могли, не изменив присяге.
Комментарии
Чем то описание того как они учились,похоже на описание в школе СС молодежи(которые тоже учились по прусскому варианту,который и переняли при каком то Романовым,кстати пруссаки солдаты считались всегда редкостные дубовые тупые салдафоны).
Из них там по капле выдавливали индивидуальность,делали из детей поклонников "за веру царя и так далее",у них просто не рождалось уже других мыслей. И надо еще представлять их быт,это был по сути суровый и грубый интернат,с всей атрибутикой детской и преподавательской жестокости.
Или Вы с той стороны, которая и воевала против СССР?