Путин переводит экономику в режим "ручного управления"

Деятельность правительства одобряет 41% граждан, не одобряют - 49%, свидетельствуют данные всероссийского опроса, проведенного 15-18 февраля аналитиками «Левада-Центра». По оценкам социологов, уровень доверия к кабмину с 2011 года снизился на 14 пунктов. При этом только у 5% респондентов в настоящее время нет претензий к правительству.

Что же не устраивает людей в деятельности правительства? Многое. 47% опрошенных, например, недовольны, что кабинет министров не может справиться с ростом цен и падением доходов населения. Почти треть считает, что правительство не заботится о социальной защите. 27% - обвиняют чиновников кабинета в коррумпированности, а 26% - в неспособности обеспечить людей работой. Есть и другие претензии: отсутствие у правительства продуманной программы экономического развития (23%), низкий профессиональный уровень (11%).

Может быть, поэтому президент Владимир Путин все чаще берет управление экономикой в свои руки. И если до этого Путин лишь «сверху» отправлял в отставку министров и губернаторов, которых считал неэффективными, например, экс-министра регионального развития Говоруна или главу Дагестана Магомедова, то теперь он взялся непосредственно за «ручное управление».

Так, на днях на совещании по вопросам ЖКХ президент резко раскритиковал чрезмерный рост коммунальных платежей и потребовал снизить тарифы в тех регионах, где они серьезно и необоснованно выросли в последнее время. После этого в отставку подал министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Микичура. Но это было только начало. Вскоре своих постов лишились вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Козырев, и министр регионального развития республики Алтай Юрий Сорокин.

Теперь на очереди, возможно и сам министр регионального развития Игорь Слюняев, потому что, как заявил глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков, он «не уверен», что поручения Путина о снижении платежей граждан за услуги ЖКХ могут быть выполнены.

А что Медведев, который, собственно, и должен заниматься подобными вопросами? Он молчит. Как будто не имеет к происходящему никакого отношения. Хотя даже несведущему человеку понятно, что тарифы и ЖКХ - это в первую очередь «поляна» Медведева. Похоже, тандем разваливается на глазах. Да и само это слово уже давно не употребляется.

Чем дальше, тем очевидней становится тот факт, что правительство России не справляется со своими прямыми обязанностями. Почему, что мешает? Об это «СП» спросила профессора кафедры международных финансов МГИМО, доктора экономических наук Валентина Катасонова.

- Не то, чтобы правительство не справляется, просто у премьер-министра Медведева другой вектор движения, нежели у президента Путина. Если говорить о приоритетах главы правительства, то на первом месте стоит приватизация госсобственности. А глава «Роснефти» Игорь Сечин, и другие люди из команды Путина пытаются, как могут, ее защитить. Могу сказать жестко: правительство в данном случае выполняет «внешний заказ» - оно не стремится работать на удовлетворение нужд народа, а работает на потребности западных инвесторов.

Потому что приватизация нужна вовсе не для поднятия отечественной экономики, а для ее перевода под полный контроль Запада. И поскольку приоритеты у правительства иные, что ему до ЖКХ и разваливающейся инфраструктуры – это не так важно с точки зрения «внешнего заказа».

«СП»: - Получается, что правительство Медведева держит либеральный, прозападный курс, а команда президента Путина – государственники?

- Конечно, они не слишком последовательные государственники, но у Путина сейчас просто нет альтернативы. Еще недавно президент был таким же либералом, как и Медведев, но сейчас продолжение либерального курса означает полное подчинение России интересам Запада, и тогда политическая карьера Путина будет окончена. Он уже получил «черную метку», когда, несмотря на предупреждения влиятельных западных политиков, все-таки пошел на выборы и стал главой государства. И Путин прекрасно понимает, что у Запада в отношении него могут быть разные сценарии, вплоть до сценария по примеру Каддафи. Именно поэтому он вынужден проводить политику на укрепление государственности, в том числе и военного потенциала России.

«СП»: - Судя по нынешнему состоянию экономики России, которая практически свалилась в рецессию, действия команды Путина сейчас более оправданы, чем политика правительства Медведева.

- Да, действительно, правительство сейчас надо менять, но это вовсе не значит, что нужно убирать всех без исключения министров. С моей точки зрения, например, министр экономики Андрей Белоусов – настоящий профессионал. Он не согласен с либеральным курсом правительства, но поставлен в такие жесткие условия, что вынужден подчиняться Медведеву. Однако по духу Белоусов скорее человек Путина. А если бы еще удалось сделать председателем Центрального банка помощника президента Сергея Глазьева, то можно было бы сдвинуть российскую экономику с мертвой точки.

«СП»: - Кстати, как вы считаете, насколько возможно, что Путину удастся провести кандидатуру Глазьева в Центробанк?

- Это крайне сложно. Конечно, президент может предложить кандидатуру Глазьева, но утверждать ее будет Госдума, где могут неплохо пролоббировать интересы либерального лагеря и западных инвесторов, и притормозить его выбор. Но даже если Глазьев и придет на пост главы ЦБ, он ничего не сможет сделать, пока не будет изменен закон о Центральном банке. В сентябре прошлого года группа депутатов и экспертов, в том числе и я, попытались внести на рассмотрение Госдумы законопроект поправок, и делали запрос в правительство. В итоге получили абсолютно неграмотные ответы из правительства и Центрального банка, которые лежат у меня на столе и до сих пор не опубликованы. А стоило бы довести их до народа, чтобы он знал, насколько профессиональные, в кавычках, сотрудники у нас работают в Минфине и ЦБ. То есть, недовольство народа профессиональным уровнем чиновников правительства, которое отражается в опросах, вполне обосновано.