Возвращение "тефлонового Сильвио"

Один только призрак возможного возвращения к власти в Италии "тефлонового Сильвио" обвалил многие фондовые рынки, включая и российский, а также привел к падению курса евро (подробнее об этом читайте здесь). Эта реакция явно не вполне адекватна реальным итогам парламентских выборов в Италии, по крайней мере, если Берлускони не удастся добиться подсчета голосов и получить крупнейшую фракцию не только в сенате, но и в нижней палате итальянского парламента.

Тем не менее, поведение биржи показательно. Обстановка в ЕС настолько нестабильна, что одна лишь угроза захвата власти в Италии популистами может спровоцировать новый финансовый кризис.

Результаты итальянских парламентских выборов привели к политическому кризису в стране. В значительной степени это результат той избирательной системы, которую сформировал в Италии Берлускони в период своего последнего пребывания у власти. Тогда, напомним, "тефлоновый Сильвио", как называют его многие соотечественники за умение выходить сухим из воды в самых сложных ситуациях, добился серьезной корректировки избирательного законодательства. Берлускони стремился сохранить большинство в парламенте, которым обладали "правые", даже в случае заметного снижения их рейтинга. Для этого в законодательство был введен принцип "победитель получает бонус" и набравшая наибольшее количество голосов партия стала автоматически получать большинство - 55%. Кроме того, была произведена трансформация системы избрания членов Сената, после которой распределение мандатов происходило по регионам, а не по количеству проголосовавших.

Эта изменившаяся система сыграла с Берлускони злую шутку. Не добрав всего 0,4% до результата "левоцентристкой" коалиции, он проиграл выборы в нижнюю палату парламента. Однако от полного поражения его спал Сенат. Здесь, благодаря "региональной" системе избрания сенаторов, он, набрав на 1% меньше голосов, чем "левоцентристы", получил на три мандата больше (116 мандатов против 113).

В итоге сложилась практически патовая ситуация.

"Левоцентристы", имея, казалось бы, абсолютное преимущество в нижней палате парламента, а значит и имея возможность формально сформировать правительство, сделать этого в одиночку не могут. Любое решение будет заблокировано в Сенате, где у них нет необходимого большинства. Именно это привело к обвалу на биржах, как американских (еще ночью), так и российских, а также и европейских, а также к заметному падению курса евро.

И дальнейшее влияние политического кризиса в Италии будет зависеть от того, какой будет правящая коалиция. Сам Берлускони уже милостиво согласился сформировать коалиционное правительство с "левоцентристами". Если ему, конечно, не удастся добиться пересчета итогов выборов, с тем, чтобы устранить разрыв в 0,4% и получить относительный контроль над обеими палатами парламента.

В свою очередь "левоцентристы" вовсе не собирались договариваться о "сожительстве" с соратниками "тефлонового Сильвио". Их план состоял в том, чтобы младшим партнером по правящей коалиции, если это и понадобится, выступил экс-премьер Марио Монти, вынужденный уход которого в отставку и привел к нынешним выборам.

Однако "центристы", руководимые недавним главой правительства, выборы с треском проиграли. Они набрали лишь около 10,5% в нижней палате парламента, да и в Сенате получили всего 16 мест. Таким образом, с учетом того, что для беспроблемного проведения любых законов правящей коалиции нужно более 158 сенатских мандатов, коалиция с Марио Монти не поможет "левоцентристам" сформировать устойчивое правительство.

Значит им и правда придется делать выбор между правыми и левыми популистами. То есть, в первую очередь, рассматривать как потенциального партнера Берлускони, пообещавшего в рамках предвыборной кампании отменить многие налоговые ужесточения правительства Монти и даже вернуть гражданам Италии уплаченный налог на имущество за прошлый год.

Или же заключить "комический союз" с радикально популистическим движением "5 звезд" юмориста Джузеппе Грилло, который высказывался в рамках предвыборной кампании в целом против нынешней политической системы и на выборах получил благодаря этому свои сенсационные 25% голосов.

Это будет непростой выбор и многие итальянские и европейские политологи уже прогнозируют, что новое итальянское правительство проживет всего несколько месяцев. Как и кабинет Марио Монти, оно станет жертвой политических амбиций Берлускони, который, несмотря на свой уже весьма преклонный возраст, вновь рвется к власти. И поэтому "свалит" любое правительство, которое не будет лично возглавлять, вне зависимости от того, возьмут его в правящую коалицию или нет.

Разница только в том, будет ли он разваливать кабинет министров изнутри или атаковать его снаружи, блокируя все законодательные инициативы на уровне Сената.

И если Россию двусмысленная ситуация, сложившаяся в Италии после выборов, затронула пока лишь через падение российских фондовых рынков, которые и стали-то лишь результатом обвала на биржах в США, то для Европы частичное возвращение Берлускони во власть - настоящая трагедия.

Ведь в ЕС многие расслабились и пришли к выводу, что абсолютным банкротом внутри Евросоюза остается только Греция, а Италия с Испанией имеют шансы выкарабкаться из долговой ямы. Разумеется, при проведении разумной кредитно-денежной и налоговой политики. Чего от Берлускони, как показали прошлые годы, ждать явно не приходится. И то, что наверняка опять сойдет "тефлоновому Сильвио" с рук, Италии может обойтись очень дорого.