Запад готовится к вторжению?

Мюнхенская конференция не дала ответа на вопрос о путях разрешения сирийского кризиса.

У мирового сообщества нет единого сценария выхода из сирийского тупика. Поэтому на практике параллельно начинают реализовываться сценарии отдельно взятых государств и блоков, которые неминуемо ведут к полноценной интервенции в Сирию. По факту она началась, когда Запад и его арабские союзники начали поставлять оружие сирийским повстанцам и оказывать им финансовую поддержку. Между тем, все последние шаги и заявления Запада, а также Израиля, говорят о том, что вскоре можно ожидать прямого военного вторжения в Сирию.

Если раньше одну из лидирующих позиций в антиасадовской линии занимала Турция, которая на прошлой неделе завершила развертывание ракетно-зенитных комплексов "Пэтриот" на границе с Сирией, то в последнее время на сирийском направлении стал особенно активен Израиль. Более того, 30 января он нанес удары по военному исследовательскому центру в Джемрае недалеко от Дамаска. В результате атаки два человека погибли, пятеро получили ранения. Израиль долго хранил молчание и только накануне глава израильского Минобороны Эхуд Барак признал, что это его страна нанесла удар. "Мы предупреждали, что нельзя переправлять современное оружие в Ливан", - заявил он на завершившейся в Мюнхене Международной конференции по безопасности.

Со своей стороны президент Сирии Башар Асад обвинил Израиль в попытке дестабилизировать ситуацию в стране. "Это действо разоблачает истинную роль, которую Израиль играет в сотрудничестве с иностранными армиями и их агентами в Сирии, стремящимися ослабить государство и расшатать режим изнутри", - сказал он.

Неделей ранее Израиль и вовсе допустил возможность нанесения превентивного удара по Сирии под предлогом того, чтобы не допустить попадания сирийского химического оружия в руки боевиков движения "Хезболла". "Если химическое оружие попадет в руки "Хезболлы", мы будем вынуждены резко изменить наш политический курс и предпринять конкретные действия", - заявил

вице-премьер Израиля Сильван Шалом.

Допускают возможность нанесения превентивного удара по Сирии и США. По словам президента Барака Обамы, решение об интервенции в эту страну должно быть взвешенным, так как необходимо учесть все плюсы и минусы, а также опыт кампаний в Ираке и Афганистане.

При этом республиканцы выступают за более решительные шаги в Сирии. Так, сенатор Джон Маккейн на прошедшей в Мюнхене конференции фактически открыто призвал использовать развернутые в Турции ракетные комплексы "Пэтриот" для уничтожения сирийской авиации. По его словам, это "спасло бы жизни многих мирных жителей этой страны".

В свою очередь, последние заявления спецпосланника ООН и Лиги арабских государств Лахдара Брахими косвенно говорят в пользу того, что он осознает тщетность своих усилий и неизбежность иностранной интервенции.

Брахими фактически признал, что все его призывы к внутреннему диалогу изначально были обречены на провал, так как конфликтующие стороны в Сирии не в состоянии договориться. "С самого начала было ясно: сами сирийцы и стороны, участвующие в конфликте, не в состоянии сейчас исправить ситуацию в стране. Силы внутри региона также оказались неспособны обсуждать, как можно помочь Сирии", - заявил Брахими в минувшие выходные в Мюнхене, отметив, что он "все больше осознает сложность конфликта, страна с каждым днем все больше распадается". По его словам, для достижения мира "необходимы четкие решения Совбеза ООН, чтобы установить повестку дня мирного урегулирования". А на прошлой неделе Брахими подверг критике Женевское коммюнике по Сирии, указав на ряд неясностей, которые необходимо уточнить. Однако в целом он считает данный документ полезным.

Сирийский кризис стал одной из центральных тем конференции по безопасности в Мюнхене, однако все озвученные на ней точки зрения в очередной раз продемонстрировали, что единого подхода к его разрешению нет и быть не может.

От России в этом году в конференции принимал участие министр иностранных дел Сергей Лавров, выступление которого было сдержанным и ничем особо не запомнилось. Он фактически повторил все те же принципы, на которых базируется позиция России по Сирии. Так, он вновь заявил о необходимости исполнять Женевское коммюнике. "Убежден, что если бы все участники встречи "Группы действий" в Женеве 30 июня 2012 года дружно и добросовестно взялись за осуществление совместно сформулированных подходов, то сегодняшней ситуации в Сирии, трагической, ужасной могло бы не быть. Но для этого необходимо

по-честному выполнять то, о чем договорились, ничего не вычитая и ничего не прибавляя", - сказал он.

Помимо этого он успокоил западных и ближневосточных коллег, заявив, что правительство Сирии пока контролирует арсеналы химического оружия. "Мы ежедневно занимаемся координацией в этой сфере с американцами. У нас есть надежная информация, что пока правительство Сирии контролирует химическое оружие, что ситуация безопасна", - сообщил Лавров.

Самым заметным моментом пребывания Лаврова в Мюнхене стала его встреча с лидером Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Муазой аль-Хатыба. По ее итогам глава внешнеполитического ведомства России заявил, что "у Хатыба есть заинтересованность в лучшем понимании нашей позиции, в том, чтобы услышать наши оценки ситуации". "Я отметил, что совсем недавно Хатыб сказал, что он выступает за то, чтобы наладить на определенных условиях, начать диалог с правительством Сирии. Мы это приветствовали", - добавил Лавров.

В целом же мюнхенская конференция так и не дала ответ на вопрос о путях разрешения сирийского кризиса.