Позиция Алжира расстроила стратегию США
На модерации
Отложенный
Кризис с заложниками в Алжире опрокинул стратегию администрации Обамы по координированию международной военной кампании против боевиков аль-Каиды в Северной Африке, оставив американских, европейских и африканских лидеров с ещё большими разногласиями в отношении того, как следует решать эту проблему.
В течение многих месяцев американские официальные лица усиленно обрабатывали Алжир - армия которого, вне всяких сомнений, является сильнейшей в Северной Африке, - чтобы он помог с интервенцией в соседнем Мали, где джихадисты и другие повстанцы создали хорошо защищённую операционную базу. Госсекретарь Хилари Родэм Клинтон и другие высокопоставленные американские официальные лица неоднократно посещали столицу Алжира осенью, пытаясь убедить богатую нефтью страну предоставить войска для поддерживаемых ООН сил в Мали.
Но одностороннее решение Алжира атаковать похитителей на газоперерабатывающем заводе - при этом избегая внешней помощи и введя практически полную информационную блокаду и оставив без внимания международные призывы к осторожности - уменьшило надежды, что он будет сотрудничать военным образом в Мали, сказали американские официальные лица. Кризис сделал отношения между Алжиром и Вашингтоном напряжёнными и усилил сомнения в том, можно ли полагаться на Алжир для региональной работы по ликвидации сети аль-Каиды в Северной Африке.
"Результат таков, что США зря потратили 6-8 месяцев на дипломатию в отношении того, как следует поступить с Мали", - сказал Джефф Д. Портер, независимый аналитик по вопросам безопасности в Северной Африке. "Они были зря потрачены, по крайней мере, в том смысле, что алжирцы, скорее всего, удвоят своё упрямство в нежелании быть вовлечёнными в это. Они уже поставили себя в положение (осаждённой) крепости".
Чиновники администрации Обамы заявили, что для стабилизации Мали нужна международная военная интервенция, но что такую кампанию должны возглавить африканские страны, и она вряд ли будет успешной без участия Алжира. Алжирская армия является тяжеловесом в регионе, а спецслужбы Алжира лучше всех осведомлены о мутных сетях исламистов, пустивших там корни.
Алжир также является родиной связанной с аль-Каидой организации, известной как "Аль-Каида в исламском Магрибе" или АКИМ. Большинство лидеров и союзников группы являются алжирцами, включая подозреваемого главаря заговора по захвату заложников, одноглазого бандита пустыни по имени Мухтар Бельмухтар.
Эта группа расширила свою деятельность за пределы Алжира в Мали, Мавританию и Нигер. Но Алжир отказывается бороться с АКИМ за пределами своей территории. Причины этого являются неоднозначными, но алжирские руководители говорят, что у них нет особых обязательств помогать другим странам, сталкивающимся с этой проблемой - как, например, Мали - учитывая, что никто не помогал им в 1990-е, когда они вели свою собственную изнурительную гражданскую войну против повстанцев.
Американские официальные лица дают противоречивые оценки общих отношений с Алжиром по вопросу борьбы с терроризмом. Один высокопоставленный американский дипломат, говоривший на условиях анонимности, чтобы иметь возможность свободно высказаться об этих отношениях, назвал их "основательными, но не выдающимися. Это не является полной свободой действий ни при каком раскладе".
По мере того, как угроза экстремистов в последние годы усиливалась, американские военные неоднократно оказывали давление на Алжир, чтобы он дал разрешение на пролёт над своей территорией американским самолётам дальней разведки, чтобы они могли долететь до северного
Алжир иногда соглашался, но он даёт разрешения на пролёт только в каждом конкретном случае и часто требует предварительного уведомления, сказали американские официальные лица. Алжир отказался дать всеобъемлющее разрешение, если только Вашингтон не пообещает делиться разведданными, полученными в результате этих полётов, включая то, что они наблюдают, пролетая над алжирской территорией. Американские официальные лица заявили, что им запрещено законом делать это из-за опасений, что Алжир может неправильно использовать эти разведданные, чтобы нацелиться на людей, которые являются политическими противниками, а не террористами.
В прошлом алжирская армия и спецслужбы были известны жестокостью и внесудебными расправами. Во время гражданской войны в 1990-е одна группа алжирских генералов получила прозвище "истребители" за то, что они настаивали на истреблении врагов вместо переговоров с ними.
"Алжир ближе к полицейскому государству, чем к чему-либо ещё, и сотрудничество с ним является нерегулярным", - сказал член палаты представителей Майк Роджерс (республиканец от штата Мичиган), председатель комитета палаты представителей по разведке. "Они довольно непроницаемы в этом отношении".
В то же самое время Соединённые Штаты зависят от алжирской разведки, чтобы разбираться в туманном скоплении джихадистских групп, бандитов пустыни, этнических повстанцев и других групп. В то время как одни декларируют свою приверженность аль-Каиде, большинство других заняты местными причинами недовольства или криминальным рэкетом.
"Как это для вас очевидно, мы не из этого региона", - сказал журналистам генерал армии Картер Ф. Хэм, командующий американскими войсками в Африке, во время сентябрьского визита в Алжир, его четвёртой поездки туда за 18 месяцев. "У нас нет сходного понимания различных сил в регионе".
Американские официальные лица считают, что в рядах АКИМ около 250-400 преданных бойцов. Но группа часто действует сообща с другими военизированными группировками, что затрудняет
Непреходящим примером неудачных попыток США убедить Алжир играть региональную роль в борьбе с терроризмом является история с Таманрассет, удалённым алжирским гарнизоном посреди
В 2010 году Алжир по просьбе американских военных чиновников согласился создать региональный объединённый оперативный центр и центр по обмену разведывательными данными в Таманрассет, чтобы следить за боевиками аль-Каиды и другими трансграничными боевиками, ответственными за волну похищений. К участию были приглашены силы безопасности из Мали, Нигера и Мавритании, и, как надеялись, чтобы организовать совместное патрулирование пустыни.
Однако три года спустя центр в Тамарассет всё ещё является абсолютно минимальной операцией, где военное руководство из четырёх стран встречается лишь время от времени. Алжир также наотрез отказался принять у себя в Тамарассет американских солдат или сотрудников разведки - к досаде Пентагона и ЦРУ.
Точная мотивация Алжира остаётся загадкой для американских чиновников, но некоторые аналитики говорят, что алжирские руководители продемонстрировали, что они готовы терпеть джихадистов в регионе до тех пор, пока те ограничиваются пустынными районами Сахары в тысячах миль от столицы Алжира и средиземноморского побережья, где проживает большая часть населения страны.
Кроме того, переселение джихадистов в Мали и другие страны может сделать их меньшей проблемой для Алжира. "Это более или менее дестабилизировало соседей и позволило Алжиру оставаться региональным гегемоном", - сказал Д. Питер Фам, советник американской армии и эксперт по Африке в Атлантическом совете Соединённых Штатов.
Алжирские официальные лица отвергают подобные предположения. В дискуссиях с американскими чиновниками они обвинили Мали в том, что эта страна позволила усугубиться террористической угрозе, обвинив лидеров страны в том, что они коррумпированы и заключили тайные соглашения с АКИМ, как следует из засекреченных дипломатических депеш, обнародованных организацией WikiLeaks, выступающей против секретности.
На встрече в феврале 2010 г. раздражённые американские официальные лица подталкивали Нуредина Аяди, алжирского посла в Мали, ускорить открытие совместного оперативного центра в Таманрассет.
Аяди прямо заявил, что малийцам нельзя доверять, согласно американской депеше, в которой давалось краткое изложение встречи. Он заявил, что малийские официальные лица предупредили АКИМ об ожидаемой совместной малийско-алжирской военной операции, и что правительство Мали отказалось экстрадировать подозреваемых "руководящих" членов аль-Каиды в Алжир.
"Кажется весьма вероятным, что попытки убедить Мали и Алжир совместно бороться с АКИМ, хотя это и необходимо, будут оставаться гонкой с препятствиями", - написала в депеше вашингтонским чиновникам Джилиан Милованович, посол США в Мали.
В последнее время Алжир был даже ещё более неблагоприятно настроен по отношению к идее отправки войск в Мали, чтобы воевать вместе с французами, которые отправили туда около 1400 солдат для спасения слабого малийского центрального правительства и его разбитых вооружённых сил. Франция была колониальным хозяином Алжира, и обе стороны вели длительную и ожесточённую войну, прежде чем Алжир добился независимости в 1962 году.
Алжирские официальные лица также были возмущены готовностью Мали и европейских стран выплачивать огромные выкупы исламским боевикам. И хотя похищения американцев были редкими до этой недели, несколько десятков европейцев и канадцев были захвачены в Северной и Западной Африке в последние годы, став источником десятков миллионов долларов дохода для повстанческих группировок.
"Это лучше всего финансируемая в мире организация, связанная с аль-Каидой, и, возможно, лучше всего вооружённая", - сказал Брюс Ридел, бывший сотрудник ЦРУ, который является аналитиком в Институте Брукингса. "Это не будет чем-то лёгким".
В Алжире также сохраняется холодное отношение к военной интервенции в Ливии под руководством НАТО. Хотя эта кампания успешно свергла давнего правителя Муаммара Каддафи, Соединённые Штаты и их союзники по НАТО мало что сделали, чтобы ограничить последствия этого.
Регион был дестабилизирован потоком оружия и вооружённых туарегов-кочевников, которые сражались за Каддафи, но бежали за пределы Ливии. Многие из этих наёмников с тех пор объединили силы с АКИМ, чтобы взять под контроль северную часть Мали.
"Это было абсолютной катастрофой. Это было в высшей степени предсказуемым", - сказал один высокопоставленный американский дипломат о волновом резонансе из Ливии.
Комментарии