Англия торпедирует Евросоюз в надежде выслужиться перед США

Британия собирается выйти из Европейского союза. Эта новость облетела вчера мировые СМИ. Премьер-министр Ее Величества Дэвид Кэмерон обещает провести референдум в случае победы его партии на выборах в палату общин, которые ожидаются в 2015 году. Народ скажет, что он думает о Единой Европе. Учитывая, что в Британии крайне распространен «евроскептицизм», в ответе граждан никто не сомневается.

Заявление Кэмерона уже подвергнуто критике лидером оппозиции Дэвидом Милибендом. Он считает решение премьера необдуманным. Берлин и Париж призывают Лондон остаться в союзе. Соединенные Штаты также считают, что лучше бы британцам сохранить членство в ЕС.

Но зачем же Кэмерон выступил со столь жестким заявлением? Британии не нравится централизация, которая происходит в ЕС. Германия и Франция взяли курс на строительство в рамках Европы единого федеративного государства. Принят Финансовый пакт ЕС, который предусматривает, что дефицит бюджета страны-участницы не может быть выше 3%. В противном случае полагаются санкции. Обсуждается идея создания «экономического правительства» ЕС. Короче говоря, рыхлый и невнятный союз, относительно которого юристы долго спорили, чем же он является – конфедерацией или межгосударственным объединением, на глазах превращается в единое государство. Управлять которым, конечно, будут из Берлина и Парижа, но никак не из Лондона.

Британию эта ситуация категорически не устраивает. Англичане всегда стремились противостоять европейскому единству. В 1960 году они в пику Европейскому экономическому сообществу (прообразу ЕС) создали Европейскую ассоциацию свободной торговли. В нее вошли вассалы Британии на континенте – Дания, Португалия, Финляндия, Австрия, Швейцария, Норвегия, а также островное государство Исландия.

Однако проект оказался гораздо менее успешным, чем франко-германский. В 1973 году Британия признала это, присоединившись к ЕЭС. За ней потянулись и прочие члены ЕАСТ. В настоящее время в последнюю входят только Норвегия, Исландия и Швейцария (а также находящийся в унии с Альпийской республикой Лихтенштейн). Впрочем, современная ЕАСТ очень плотно сотрудничает с ЕС в рамках Европейского экономического пространства. Так что речь идет лишь о номинальном существовании этого интеграционного блока.

Британцы пришли в ЕС для того, чтобы вставлять палки в колеса европейской интеграции и никогда не скрывали этого. Самые самоуверенные представители британской элиты даже считали, что Англия будет господствовать над странами Европы как в прежние времена над Индией.

Но этому не суждено было сбыться. Раньше Британия могла опираться на «особые отношения» с США, неформальный союз, бывший результатом Второй мировой войны. Но после объединения Германии американцы превратили ФРГ в своего фаворита на континенте. Отношения Британии с США охладились. А в одиночку бывшей империи не хватает экономической и политической мощи для того, чтобы торпедировать европейское единство. Ведь в Единой Европе Британия не центр, а всего лишь одна из провинций.

Единую Европу силились создать сначала кайзер Вильгельм Второй, потом Гитлер. Да что там, даже Наполеон лелеял схожие замыслы. Британцам всегда удавалось разрушить попытки объединения европейцев военным путем.

Почти всегда благодаря союзу с Россией. Но ныне Европа объединяется мирно. И у Британии нет аргументов против такого объединения.

Конечно, англичане могут накладывать вето и тормозить принятие общеевропейских решений. Но они никогда не смогут официально объяснить, для чего делают это. Ведь если не хочешь быть в Союзе – выходи. Об этом неоднократно заявляли лидеры Франции и Германии. Да и вчера министр иностранных дел Франции не удержался от колкости, заявив, что Франция постелет британцам красную дорожку, если они решаться уйти.

Кэмерон своими заявлениями пытается привлечь внимание США как главного союзника и заступника, видимо полагая, что американцам не нужна слишком сильная Европа. Американцы и впрямь заступаются за «старую добрую Англию». Но экономическая логика в их действиях будет довлеть. США не заинтересованы в крахе евро и Еврозоны. А значит, будут поддерживать федерализацию ЕС как альтернативу экономическому кризису и хаосу.

Получается, что британцы остаются без союзников. Референдум о выходе из ЕС – эффектный шаг в борьбе против объединения европейцев. Но он наносит вред и самой Британии. Шотландский первый министр уже намекнул, что британские политики ставят под сомнение членство Шотландии в ЕС.

Напомню, что правительство Шотландской национальной партии собирается провести референдум о выходе «гордых скоттов» из состава Великобритании. Раньше идея была под сомнением, так как заявления шотландских националистов, что новое государство автоматически вступит в ЕС, было опровергнуто Брюсселем. Но если Британия сама выходит из объединенной Европы, борьба за независимость Шотландии может превратиться в борьбу за воссоединение с европейцами.

Иначе говоря, Британию могут легко растащить на части, если она вздумает слишком уж активно противостоять федерализации ЕС.
Сейчас британцы хотят сохранить членство в Союзе, но при этом получить особый статус, не участвовать ни в каких значимых проектах (вроде единой валюты), но иметь право вето на все решения европейцев. Очень маловероятно, что им позволят подобное. Невозможно пользоваться всеми преимуществами Союза, и не нести за это никакой ответственности, говорят европейские политики.

Так что британцев ждет длительный период сомнений и колебаний. То предпочесть – интеграцию или самостоятельное плавание? Думаю, с течением времени они все же пойдут на интеграцию. Но это будет явно не сейчас.

Пока же России нужно готовиться к появлению на наших границах не размытого «межгосударственного объединения», а мощной федерации с населением в 500 млн. человек. Для нее мы такая же окраина, как и Британия. Потому, когда Европа окрепнет, нужно встретить эо хотя бы во главе собственного интеграционного блока. Такие попытки предпринимаются (Таможенный союз), но пока Россия явно запаздывает, тем более, что ключевой игрок в данном вопросе, Украина, не говорит ни да, ни нет.

Британия же, несмотря на свою кажущуюся мощь, переживает очередной этап заката своего имперского величия. Хотя у англичан и есть самая настоящая английская королева, царствующая в 16 государствах Содружества, времена, когда над Британской империей никогда не заходило Солнце, канули в Лету.