Чужие льготы как свои

- Ну, нашла инвалида, - говорит моя знакомая о своей подруге. - Она и себе, и мужу, и свекрови инвалидность пробила, когда в собесе работала. И мне тогда предлагала оформить. Ты, убеждала, разве здорова? И сердце барахлит, и щитовидка не в порядке. Собери медсправки, а комиссию обещала «взять на себя». 30 тысяч просила за оформление. В начале нулевых это была солидная сумма, хотя льготами, конечно, уже давно бы окупилась.

Выплаты субсидий и компенсаций для льготников разных категорий - головная боль для городского бюджета. Эту нагрузку можно было бы ослабить, отбросив тех, кто льготами пользуется незаслуженно. А таковые, судя по высокому уровню низовой коррупции, есть в разных сферах в немалых количествах.

Известны случаи, когда военнослужащие оформляли себе льготы по липовым документам участников боевых действий в антитеррористических операциях. Репутацию людей, переживших страшный голод во время Великой Отечественной войны, подпортили фальшивые блокадники. Удостоверения блокадников и покупали, и получали обманом. В число коммунальных льготников нередко попадают те, у кого реальный среднедушевой доход резко отличается от доходов по представленным справкам.

Новую волну мошенников при поступлении в вузы породило введение ЕГЭ, особенно в первый конкурсный год. Получить липовые высокие баллы, как и фальшивые справки об инвалидности, для определенной части абитуриентов оказалось не такой уж сложной задачей. Конкурс по престижным специальностям превратился в конкурс блатных справок. Свежеиспеченные «инвалиды» и «сироты» не давали пробиться на бюджетные места даже медалистам.

Предполагалось, что безналичный расчет наведет порядок в системе оплаты льготных категорий пассажиров общественного транспорта. Порядка стало больше, но липовые льготники не переводятся. Взрослые дяди и тети по-прежнему пользуются или проездными своих детей студенческого возраста, или проездными престарелых родителей.

Наказание за передачу электронного билета другому лицу - всего лишь сторублевый штраф, хотя транспортники, по примеру Москвы, настаивают на тысяче. Но и сторублевый штраф не взять, например, в наземном транспорте, где липового льготника застукал кондуктор.

Контролеров в автобусе, трамвае, троллейбусе практически уже не встретишь. Контрольная функция возложена на кондуктора. А ему со специфическим «зайцем» никак не справиться. В лучшем случае тот заплатит за разовый билет или выйдет на следующей остановке.

При большом людском потоке несложно по чужому льготному билету проскочить через турникет в метро, хотя данные с персонифицированного пластика «видит» контролер в стеклянной будке. Для поимки «зайцев» время от времени дежурные перекрывают льготные турникеты и проверяют пассажиров с помощью ручного валидатора. Но даже выявленный пассажир, пользующийся чужой льготой, рискует немногим. Ну составят протокол, заплатит он штраф, а билет вернут, и можно опять ездить, пока не попадешься.

По данным комитета по транспорту, в Петербурге сейчас более 2 млн человек, которые имеют право оплачивать проезд в общественном транспорте частично или вовсе не платить. Насколько их с учетом фальшивых льготников больше - не знает никто. Нет и эффективной системы выявления тех, кто как в транспорте, так и в других сферах пользуется чужими льготами, как своими, законными.

Многие льготный беспредел объясняют исключительно материальной несостоятельностью граждан. Мол, разбогатеем и не будем мелочиться. Но вот, оказывается, и благополучная Англия озабочена выявлением мошенников, пользующихся чужими привилегиями.

В Лондоне претендентов на льготы при оплате коммунальных услуг социального жилья начали проверять, как на полиграфе. Распознавать мошенников помогает компьютер. Телефонные звонки от тех, кто рассчитывает на поддержку муниципалитета, обрабатывает специальная программа. По полученным графикам определяется уровень волнения собеседника, и подготовленные сотрудники делают соответствующие выводы: врет человек или говорит правду. При этом звонящий не в курсе, что его таким образом проверяют, хотя и предупрежден, что разговор записывается. Если возникают сомнения в правдивости собеседника, к претенденту на льготы проявляется повышенное внимание. По данным столичного муниципалитета, техника уже помогла предотвратить порядка четырех тысяч случаев мошенничества.