СК объединил "болотное" дело с делом "Анатомии протеста"

Согласно официальному сообщению, размещённому на сайте Следственного комитета РФ в 10 января вечером, два резонансных дела, в которых наблюдатели усматривают политическое преследование оппонентов власти, теперь стали одним. Для Сергея Удальцова, Леонида Развозжаева и Константина Лебедева это может быть как плохой новостью, так и хорошей.

Никаких разъяснений относительно причин такого маневра следствия в сообщении не содержится. Единственным поводом для объединения «уголовных дел по факту массовых беспорядков и применения насилия в отношении представителей власти 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве, а также по обвинению Сергея Удальцова, Леонида Развозжаева, Константина Лебедева в совершении приготовления к организации массовых беспорядков на территории Российской Федерации; по обвинению Леонида Развозжаева в совершении разбойного нападения в городе Ангарске, а также в незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации 21 декабря 2012 года» стали «основания полагать, что данные преступления совершены одними лицами».

Очевидно, что такая формулировка страдает некоторой логической ущербностью. Например, исходя из неё можно предположить, будто следствие уверено, что шапки в Ангарске Развозжаеву помогали красть Удальцов и Лебедев, а украинскую границу вместе с ним незаконно пересекали полтора десятка «рядовых» обвиняемых по «болотному» делу. Если же оставить придирки в стороне, то объединение может означать две прямо противоположных вещи.

С одной стороны, есть вероятность, что у следователей наконец сошлись концы с концами, и они готовы нарисовать картину, в которой трое левых активистов были инициаторами беспорядков и нападений на сотрудников полиции во время неудавшегося шествия 6 мая, и, возможно даже, делали это по согласованию с агентами других стран, упомянутыми в телефильме «Анатомия протеста-2». В таком случае в обвинительном заключении им надо будет доказать, что кто-то из троицы встречался со всеми 19 «болотными» обвиняемыми, инструктировал их, готовил и передавал деньги. Как показало другое дело о массовых беспорядках - «манежное» - просто так «пришить» такие обвинения крайне сложно без убедительной доказательной базы.

С другой стороны, объединение дел может означать, что достаточных доказательств предварительной подготовки к беспорядкам или же совершения Развозжаевым грабежа в Ангарске следствие не обнаружило, и теперь намерено хоть как-то спасти положение привязав Развозжаева и Лебедева к событиям 6 мая — это позволит оставить их под стражей. В пользу этой версии говорит и то, что сама новость в сообщении СК была «загримирована»: в заголовок вынесен второстепенный эпизод: адвокату Развозжаева Марку Фейгину был дан отвод. Ранее Фейгин был допрошен как свидетель по делу «6 мая», а так как теперь его подзащитный также проходит по этому делу, закон запрещает его дальнейшее участие в производстве.