Россия-ЕС. Визово-энергетический тупик
Саммит Россия-ЕС уже давно превратился в дискуссионную площадку, а не место для принятия конкретных решений, и прошедшая в минувшую пятницу в Брюсселе встреча на высшем уровне вновь ясно это продемонстрировала. Обсуждавшаяся на ней проблематика стала традиционной: облегчение визового режима, энергетика, финансовый кризис в еврозоне, Сирия и пр. Не смогли участники встречи обойти вниманием и скандальную ситуацию вокруг "списка Магнитского".
Вопрос об облегчении визового режима ожидаемо стал одним из центральных на саммите, и по его завершении участники вновь рапортовали о прогрессе. При этом сегодня всем очевидно, что о скором решении этого вопроса речи не идет.
Практически все технические проблемы введения безвизового режима между Россией и ЕС решены, дело за политическим решением европейских коллег, заявил по завершении саммита президент Владимир Путин. Он отметил, что в России прекрасно понимают, что Евросоюзу нужно согласовать позиции 27 стран. "Ежегодно российские туристы оставляют в магазинах стран Евросоюза около 18 миллиардов евро. Согласитесь, это солидная цифра, а если иметь в виду, что торговый оборот у нас будет 400 миллиардов в этом году, то значение торгово-экономических связей очень велико. Отсутствие безвизового режима, конечно, сдерживает развитие экономических связей", – сказал Путин.
То, что о скором введении безвизового режима речи не идет, ясно дал понять председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу. По его словам, этот вопрос остается "долгосрочной стратегической целью отношений России и ЕС".
Практические все последние саммиты
Россия-ЕС завершались заявлениями о том, что все технические вопросы по безвизовому режиму решены. Так произошло и на этот раз, однако, как и раньше, ЕС, а точнее значительная часть его членов, не готовы на такой шаг. Скорее всего, на согласование этого вопроса уйдет десятилетие, а может и больше, учитывая что ЕС не демонстрирует политическую волю к его решению.
Саммит не обошелся без политизации темы прав человека, сообщил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. "Затрагивался акт Магнитского. Это трагедия, что человек умер в СИЗО. Наш президент объяснил еще и подноготную: что здесь еще, кроме факта человеческой трагедии, по поводу которой продолжается судебное разбирательство, есть и факт другого расследования, которое связано с Уильямом Браудером, чьим адвокатом был Сергей Магнитский", – сообщил Лавров.
Он вновь повторил, что "Фонд Hermitage Capital был замечен в нелегитимных действиях на нашем финансовом рынке, в уклонении от налогов. Так что не надо забывать, что тут есть еще и вот эта составляющая, помимо сугубо человеческой трагедии, в причинах которой еще надо разобраться".
При этом Лавров сместил акцент на ситуацию в тюрьмах других стран. "Да, люди умирают в тюрьмах, умирают не только в Российской Федерации. Умирают они и в Европе, и в США. Кстати, в превозносимом на все лады Международном трибунале по бывшей Югославии умирают люди, включая Милошевича. Никто же не предлагает принимать "Акт Милошевича", – отметил министр.
Другой острой темой, обсуждавшейся на саммите, была ситуация вокруг третьего энергетического пакета и расследование, проводимое европейскими контрольными органами в отношении "Газпрома". Итоговая пресс-конференция показала, что третий энергопакет является еще одним тупиковым вопросом в отношениях России и Евросоюза.
"Принятие "Третьего энергетического пакета", который задним числом распространен на ранее заключенные сделки, мы считаем прямым нарушением 34-й статьи", – заявил Путин, выразив надежду, что в итоге ситуация будет разрешена.
Со своей стороны Баррозу попытался защитить данный документ, заявив, что он не носит дискриминационного характера и в полном объеме соответствует всем международным соглашениям. "Мы считаем, что этот режим не закрывает возможности для бизнеса российских компаний в Европе, а создает новые возможности для российских компаний участвовать в европейском энергорынке", – указал Баррозу.
Несмотря на противоречия по визовому режиму и третьему энергетическому пакету, стороны демонстрировали доброжелательность и готовность к диалогу, называя друг друга стратегическими партнерами. "ЕС и Россия являются настоящими стратегическими партнерами, поскольку они незаменимы для обеспечения безопасности, экономического развития и процветания друг друга", – заявил президент Европейского совета Херман Ван Ромпей.
Так или иначе, несмотря на то, что стороны ведут активный диалог, до практических решений дело не доходит. Такая ситуация в отношениях Москвы и Брюсселя наблюдается на протяжении последних четырех лет, и изменений к лучшему пока не видно.
Комментарии