Поминки по Болотной

Участники прошлогодних протестов провели воскресный митинг у домашних телевизоров.

Удальцов говорит, что теперь оппозиции надо собираться уже весной. По-видимому, в мае, когда станет теплей. Левацко-молодёжный Удальцов начинает учиться у старших товарищей из КПРФ с их весенними и осенними «наступлениями трудящихся».

Гражданин Гудков, изгнанный из Госдумы, но оставивший в одном из её мягких кресел сына, говорит о необходимости завлекать на митинги оппозиции рок-концертами. Гудков – один из тех, кто понёс ощутимый репутационный и статусный ущерб в ходе необъяснимо агрессивных попыток «покусать власть».

Тем временем Навальный погряз в очередной нехорошей истории. На сей раз Следственный комитет обвинил его вместе с родным братом в жульнических махинациях вокруг «Почты России». Оказывается, на этой, мягко говоря, небогатой организации, сотрудники  которой получают одни из самых маленьких зарплат, можно хорошо наживаться. Выяснилось также, что активы свои «борец с коррупцией» и основатель «Роспила» переводил в кипрские офшоры.

Численный и качественный состав участников оппозиционных акций, прошедших в минувшее воскресенье, был предопределён. Не стоит думать, что хоть в какой-то степени на «низкую явку» собравшихся повлиял мороз. В прошлом году холода стояли такие же, однако массовка собралась повнушительней.

Надо думать, тогда за толпой с Болотной площади стояли умелые орговики. Мобилизация происходила  посредством всех видимых и невидимых каналов социальной коммуникации, существующих в среде, которую условно можно назвать «столично-либеральной».

Заметим, ораторствовали и «вождили» многие из тех, кого теперь мы на улице не увидели, а если и увидели, то неким вторичным и почти неразличимым пятном. Где писательствующие акунины и быковы? Где отставные политики эпохи Ельцина – немцовы, рыжковы и касьяновы? Где, наконец, Юра Шевчук?

Они схлынули с улиц вместе с благополучной во всех отношениях, довольной существующим положением вещей, но требующей ещё большего для себя лично, социальной группой. И, судя по тону медиакоординаторов этой группы, например, «Эха Москвы», в ближайшее время новой «уличной мобилизации» ожидать не приходится. При том, что вербальная агрессия по отношению к государству и любой его позитивной инициативе не ослабевает.

В этом отношении было забавно услышать, как в одном из «оппозиционных эфиров» не менее получаса обсуждался тот момент из послания президента Федеральному собранию, где говорилось о добровольческом движении.

Ведущие старались убедить, что Путин «нарочно» не употребил слово «волонтёры», потому что чуть ли их не боится, и что вообще волонтёры и добровольцы «противостоят», так же как оппозиция и власть. Удивительное прочтение.

Тактика цепляния за каждое слово, упорное навязывание обществу гражданского противостояния продолжаются. Любой промах власти, даже, как видно, и несуществующий, эксплуатируется «оппозиционной пропагандой» на все 200 процентов.

Однако ресурс реального участия либеральной оппозиции в политическом процессе на данный момент практически исчерпан. Это связано со многими факторами. Среди них общая ситуация в стране, приостановка интенсивного стимулирования со стороны различных фондов и олигархических групп, оторванность от реальных интересов народа и чуждость ему, неспособность к политической работе по причине глубокого внутреннего удовлетворения своим нынешним социальным статусом и многочисленными материальными благами.

В прошлом году ситуация была иной. «Спусковым крючком» для начала «болотного движения» стали выборы парламента и, в особенности, президента. По существу – ключевое политическое событие начавшегося десятилетия, интерес к которому в обществе был огромен. Ряд стимулирующих «инъекций» увенчался коллективным походом «оппозиционеров» в посольство США, означавшим явное неравнодушие Госдепа к «протестантам с болотной». Как не постеснялся в одном из тогдашних интервью указать глава предвыборного штаба ныне действующего президента режиссёр Станислав Говорухин, радикал-оппозиционная деятельность получала хорошую финансовую подпитку.

Совершенно очевидно, что в этом году такого допинга у «болотных» нет. На виду остались лишь наиболее одиозные её «вожди», превращаясь на глазах у всех в озлобленных фриков. Все, кто поумней и пореспектабельней, разбежались по редакциям фрондёрских СМИ, откуда время от времени язвительно вещают.

Морозное воскресенье 15 января стало ничем иным, как унылой точкой в истории «оппозиционного ангажемента», затягивать который больше не имело смысла. Некоторые из марионеток ещё выбегут на площади по весне. Однако они будут по-прежнему отпугивать, как отпугивает всё противоестественное. Продолжать оставаться искусственной порослью, страшно далёкой от народа. И в этом  заключается главная причина их неуспеха.