Аттракционы протеста: про "гайд-парки" в Москве

С нового года сразу в двух столичных парках заработают новые аттракционы, которые на языке мэрии названы "гайд-парками". Речь идет о том, что в парках Горького и "Сокольниках" по распоряжению московского градоначальника откроются площадки для публичных акций, прежде всего, оппозиционных. Их организаторы, собирая людей на этих площадках, должны лишь проинформировать мэрию о намерении провести акцию. Администрации парков сами, без разрешения городских властей, станут решать эти вопросы. Более крупные акции (свыше 5 тыс. человек) по-прежнему придётся согласовывать с городскими властями обычным жёстким процедурным порядком.

Болотная площадь и Зарядье, за которые в интернете проголосовало больше всего москвичей, выбыли из первоначального списка вариантов московских "протестных резерваций". В мэрии объяснили, что Болотная не подходит, так как "идеология развития столицы на ближайшие годы подразумевает превращение именно парков в центры общественно-культурной жизни". Создание публичных площадок в Зарядье сочли просто "нецелесообразным", с чем лично я абсолютно согласен: митинги на самых подступах к Кремлю слишком уж провокативны.

Как сообщил "Интерфакс", законопроект, позволяющий проводить публичные акции в аналогах лондонского Гайд-парка или в "специально отведенных местах" без уведомления властей, внесен в Мосгордуму. Точное расположение площадок внутри парковых территорий пока так и не определено. Для парка Горького рассматриваются варианты локализации протестов на набережной или в центральной части, для "Сокольников" – на месте площадки для скейтбординга.

Зато точно известно, что рассчитываются они на 2-2,5 тысячи человек. А ведь на митинги и шествия даже ослабевшего оппозиционного движения выходили десятки тысяч людей. Причём, для их проведения организаторы выбирали, конечно, не тихие парковые места, отсеченные от города, а центральные проспекты, площади и бульвары. Правда, мэр Сергей Собянин пообещал, что митинги и шествия в других местах не будут запрещать после появления упомянутых площадок, у которых, кстати, полно ограничений помимо драконовского лимита на число участников. Так, в

"гайд-парках" запретят использование конструкций и оборудования, если это потребует выполнения специальных работ по их монтажу и демонтажу. Получается, что сцена, качественная озвучка через массивные аудио-блоки, требующие сборки и настройки, вывод происходящего на большие плазменные экраны, что является стандартной атрибутикой митингов, невозможны. Также в парковых протестах устанавливается допустимое расстояние между участниками одиночных пикетов – 50 метров. А при определении возможного числа участников акций будет учитываться предельная заполняемость – два человека на один квадратный метр с учетом многочисленных журналистов и сотрудников правоохранительных органов, которых можно согнать столько, сколько властной душе угодно. Предполагается, что "гайд-парки" будут отделены от основного пространства парков, правда, не железобетонными заборами.

Между тем, представители оппозиции, в том числе думской, уже против того, чтобы звать своих сторонников в заповедники протеста.

Самую жёсткую позицию занял лидер незарегистрированной "Другой России" Эдуард Лимонов. Он заявил журналистам: "Мы туда принципиально не пойдем. Не надо нам устраивать в загонах прогулку для заключенных". Эту позицию разделяет координатор движения "Солидарность" Илья Яшин: "Инициативы, которые спускаются сверху, без реального общественного обсуждения, не работают. В свое время они пытались организовать загон для шествий на набережной Тараса Шевченко. Кто там митингует? Можно констатировать провал этой идеи. То же будет и с "гайд-парками".

"Это не "гайд-парки", это резервации. Протестное движение пытаются загнать туда, чтобы их никто не видел и не слышал", – заявил депутат от КПРФ Анатолий Локоть. С ним согласен депутат от "Справедливой России", участник многих протестных акций Илья Пономарев: "Сокольники" находятся у черта на куличках, туда никто не поедет. Парк имени Горького – это традиционное место отдыха москвичей, многие туда приходят с детьми, и если проводить там митинги, можно навлечь недовольство людей".

Но для властей в этом и есть двухуровневая миссия

"гайд-парков" – локализовать протест в тихих уголках отдыха и при этом вызвать недовольство отдыхающих по отношению к оппозиции.

Парковая инициатива Собянина реализует явную подмену понятий: в настоящем лондонском Гайд-парке находится не площадка для протестных митингов оппозиции, а знаменитый Уголок ораторов. Так и называется – Speakers' Corner, где оттачивают красноречие и знакомят со своими взглядами. Он существует с 1872 года. Когда-то был издан указ, по которому здесь разрешается высказывать абсолютно любые идеи, но вовсе не протестовать в окружении тысяч единомышленников. Здесь выступали с новыми идеями Карл Маркс и даже Ленин. Но ни тот, ни другой не устраивали здесь демонстраций. Митинги и марши протеста до сих пор идут вовсе не в живописном Гайд-парке, а по всему Лондону.

Парковая инициатива мэрии разворачивается на фоне резкого увеличения площади (а значит и населения) Москвы и продолжающейся широкой регистрацией новых партий и движений. Тут двумя отвлекающими "гайд-парками" никак не отделаешься. Собственно, инициаторы перепрофилирования парковых зон в площадки протеста и сами не очень-то верят в возможность "удалить" недовольных с улиц в тихие заводи. Потому и появилась увесистая штрафная дубинка за нарушения в ходе митингов, никак не соотносимая с уровнем жизни населения, позволяющая штрафовать за всё подряд. Изменения таковы, что они не вписались в общую часть Кодекса об административных правонарушениях и её пришлось менять. Помимо отъёма денег у участников несанкционированных уличных акций, придуманы и другие испытания на стойкость убеждений – административное наказание в виде общественных работ до 200 часов.

Но сходить после Нового года в открывающиеся "гайд-парки", наверное, стоит – отдохнуть, себя показать и на других посмотреть, поупражняться в ораторском искусстве, наконец. До встречи на "аттракционах протеста"!